Особенности коррекционно-воспитательной и учебной работы в специализированных группах для детей с нарушениями зрения
Специфические приемы работы на занятиях по развитию речи
На занятиях по развитию речи целесообразно использовать такие специфические приемы:
Работа с картиной:
- при рассмотрении картин используется плоскость (для рассматривания картины по частям). После этого картина рассматривается в целом;
- рельефная картина - все детали выделены рельефно для тактильного обследования;
- полурельефная картина - рельефно выделены мелкие детали;
- теневая картина - обводятся фломастером детали и ретушируются оттенки цветов для более четкого зрительного восприятия.
Изображение на картинах не должно быть перенасыщено объектами, лишние детали можно закрасить.
- Заучивание стихов с использованием эпидиаскопа.
- Заучивание стихов с использованием «живых» картин.
- Составление рассказов по картине или серии картин с использованием эпидиаскопа.
- Преподавание «живых» картин (под диктант воспитателя или методом отображения) с последующим составлением рассказов по ним.
- Составление рассказов по макетам (стационарным и динамическим).
- Использование технических средств обучения: прослушивание грамзаписей; записи речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием; рассмотрение иллюстративного материала через эпидиаскоп; просмотр диафильмов, слайдов.
- Проведение экскурсий (не реже 1 раза в неделю).
- Ведение альбома для зарисовок после экскурсий с последующим составлением рассказов по результатам экскурсий.
- Обязательно включать упражнения для релаксации и тренировки глазодвигательных мышц.
- На всех занятиях включать упражнения для зрительной коррекции.
Изучение стихов с помощью эпидиаскопа
Для изучения стихов с помощью эпидиаскопа необходимо правильно подобрать стихотворение по содержанию. Он должен быть понятным детям, с конкретным и четким описанием сюжета и действующих лиц. Кроме этого, надо подобрать иллюстративный материал, отражающий содержание каждого куплета. Он должен соответствовать всем требованиям тифлопедагогики, быть четким, конкретным, с четко выделенными контурами, контрастным. Цветовая гамма должна соответствовать естественному цвету.
Заучивание стихов надо проводить вместе с помощниками воспитателя, который своевременно меняет иллюстрации по содержанию стихотворения.
Процесс заучивания стихотворения условно можно разделить на 3 этапа, которые проводятся на одном занятии. На первом этапе воспитатель выразительно читает стихотворение, создает интерес интонацией голоса, подчеркивает тонкости и особенности содержания, вызывает положительный эмоциональный настрой. При повторном чтении демонстрируются иллюстрации с помощью эпидиаскопа согласно содержанию прочитанного.
Дети имеют возможность целостно воспринимать содержание стиха, эмоционально проникнуться в красоту художественного и поэтического замысла.
На втором этапе проводится заучивание каждого куплета.
На третьем этапе дети по желанию читают выученное стихотворение самостоятельно, с использованием иллюстраций, а потом без них.
Упражнения на укрепление мышц глаза:
- Приучать ребенка к самостоятельному ориентированию в пространстве:
- учить пользоваться слухом, осязанием, обонянием для ориентирования в пространстве;
- необходимо преодолеть у ребенка страх перед пространством;
- согласовывать движения рук и ног во время физических упражнений;
- не давать развиваться лишним и навязчивым движениям;
- чаще давать ребенку поручения занести что-то в определенное место и тому подобное;
- включать ребенка в подвижные игры со сверстниками с нормальным зрением.
- Развивать язык и мышление ребенка:
- развивать любознательность и приучать его понимать причинные связи в явлениях, которые он наблюдает;
- конкретизировать представления детей об окружающей действительности;
- увеличивать количество слов в речи детей и конкретизировать их показом предметов и действий.
- Учить, как правильно связывать слова в предложениях при разговоре:
- уделять внимание правильному произношению звуков, выразительности детской речи;
- рассказывать сказки, читать рассказы и проверять путем вопросов, как дети поняли;
- учить с детьми наизусть детские стишки и песенки.
- Приучать детей к труду:
- учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы; в определенной последовательности одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, шнуровать обувь; складывать одежду в определенном месте;
- учить детей культурно вести себя за столом, самостоятельно пользоваться ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой;
- учить застилать и расстилать постель;
- убирать после себя игрушки;
- обучать детей различным видам ручного труда (резать ножницами, лепить), которые развивают мелкие мышцы рук;
- формировать потребность оказывать помощь товарищу по собственной инициативе.
- Готовить детей к письму и чтению:
- проводить упражнения на развитие осязания;
- познакомить детей с рельефным шрифтом Брайля (дошкольнику достаточно знать нумерацию дырочек или рельефных точечек на прямоугольнике).
- Учить детей счету и ознакомить их с мерами:
- довести до сознания детей все пространственные и временные представления;
- знакомить детей с геометрическими телами;
- учить детей шагами измерять расстояния, что-то сыпучее стаканами, чашками, примерить предметы к своему возрасту, к длине руки и тому подобное;
- учить детей счету в пределах 10, дать представление о составе числа в процессе игры или при выполнении определенных задач;
- на конкретном счетном материале учить детей отнимать и прибавлять в пределах 10.
Основное требование в работе с дошкольниками, у которых частичное зрение - это охрана этих остатков зрения, поэтому работу на зрительное восприятие можно проводить только при достаточном освещении, не задерживаться на упражнении, в котором приходится напрягать зрение, а менять занятия на игру, ходьбу и т.п.
Обязанности воспитателей специализированных групп для детей с нарушениями зрения:
- Строго придерживаться назначений врача офтальмолога.
- Закрепить за ребенком (в зависимости от диагноза и остроты зрения) постоянное рабочее место.
- Следить за правильным освещением рабочего места, в случае недостаточного естественного освещения использовать смешанное.
- Следить за созданием зрительного комфорта на столах у детей и у себя (на столах не должно быть ничего лишнего).
- Следить за правилами ношения очков (чтобы ребенок без необходимости их не снимал, не смотрел поверх очков, чтобы очки всегда были чистыми, протирать их мягкой тканью, при необходимости помогать ребенку снимать их и класть в специальный футляр) и режимом окклюзии.
- Использовать во время занятий дидактический материал ярких цветов (красный, зеленый, желтый, оранжевый и их оттенки), размером больше и меньше 2 см (в зависимости от диагноза), преимущественно объемные.
- Во время демонстрации наглядности использовать цветной контрастный фон (в основном зеленый, если созерцаемый предмет не зеленого цвета).
- При рассмотрении картин использовать ограничивающий трафарет.
- Учить детей новым играм, учитывая диагноз.
- Разработать материалы к упражнениям и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, прослеживая функции, ориентировки в пространстве.
- Проводить индивидуальные занятия (лепка, рисование, копирование, обводка, штриховка и т др.).
- Во время пребывания детей на свежем воздухе следить, чтобы игры соответствовали физическому и умственному развитию детей.
- Для детей с косоглазием и амблиопией использовать индивидуальные подставки.
- В течение занятий проводить гимнастику для глаз, упражнения на релаксацию глазных мышц, устраивать кратковременные перерывы, во время которых можно походить по комнате, сделать физкультминутку для переключения зрения, посмотреть вдаль.
- Знакомить родителей ежемесячно и по необходимости с состоянием зрения детей.
- На занятиях по физической культуре строго учитывать распределение детей по физической нагрузке, установленной по состоянию зрения (основная, подготовительная, специальная).
Коррекционные задачи:
- Создание зрительного комфорта на столах у детей.
- Снятие зрительной усталости.
- Предотвращение формирования рефлекса низко склоненной головы.
- Закрепление правил пользования очками.
- Работать над фиксацией взгляда.
- Восстановление уровня зрительных функций.
- Развитие и сохранение остаточного зрения.
- Развитие умения прослеживать по линии в системе линий.
- Поднятие остроты зрения.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Восстановление подвижности глаз и глазных мышц.
- Укрепление мышц сходящейся и расходящейся осей глаза и мышцы, отвечающей за выпуклость хрусталика.
- Развитие плавного движения глазных яблок.
- Развитие и закрепление одноразового бинокулярного и стереоскопического зрения.
- Развитие периферического зрения.
- Развитие дистанционного и глубинного восприятия.
- Упражнения на усиление конвергенции.
- Упражнения на локализацию.
- Упражнения для центральной фиксации.
- Упражнения на различение цвета, формы, величины предметов.
- Уменьшение угла косоглазия.
- Обучение и закрепление навыков заштриховки объектов (сверху вниз, слева направо, не выходя за контурную линию).
- Развитие зрительной памяти и зрительного внимания.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие образной памяти.
- Развитие тактильной памяти.
- Развитие образного мышления.
- Развитие целостности восприятия.
- Развитие осязательного ощущения и мелкой моторики кисти руки.
- Развитие перцептивной активности сохранных анализаторов.
- Развитие координации и точности движений.
- Развитие содружества в работе руки и глаза.
- Развитие самоконтроля и саморегуляции движений.
- Коррекция ритмичной деятельности (чувство ритма).
- Развитие силы и ловкости рук.
- Ориентирование в микро и макро-пространстве.
- Преодоление страха перед большим пространством, формирование уверенности движений, в своих силах.
- Установление пространственных связей между предметами.
Амблиопия - это снижение остроты зрения. Причиной может быть косоглазие, травмы глаза, бельмо, катаракта, аномалия рефракции, на фоне истерики. Амблиопия бывает разной степени: очень высокая и слабая.
Необходимо поднять остроту зрения, чтобы создать возможность для совместной работы обоих глаз, чтобы монокулярное зрение стало бинокулярным; развивать локализацию, мелкие мышцы рук, ориентацию в малом пространстве, зрительную память и внимание, аналитическое восприятие и мышление.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)