Значение и суть практики совместного преподавания
Совместное преподавание это такая организация обучения в классе, когда специалисты (учитель и специальный педагог или ассистент учителя) вместе осуществляют преподавание в едином физическом пространстве (классе), в разнообразной по составу группе учеников, среди которых есть дети с особыми образовательными потребностями.
Этот способ преподавания используется как для удовлетворения потребностей отдельных учащихся, так и для повышения эффективности преподавания в целом для всех школьников.
Практика совместного преподавания, которая распространена в большинстве европейских стран, получила свое развитие в России с началом введения концепции инклюзивного образования, предусматривает совместное обучение всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, детей-инвалидов и др.
Движение в направлении инклюзии это не только технические или организационные изменения, но и определенная философия в образовании. Для понимания инклюзии имеют значение четыре ключевых аспекта:
- Инклюзия это процесс, который следует рассматривать как непрерывный поиск лучших способов учета многообразия. Инклюзия побуждает учитывать различия всех участников образовательного процесса, которые рассматриваются как стимул для поощрения детей и взрослых к обучению.
- Инклюзия направлена на выявление и устранение барьеров. Она предусматривает сбор, обобщение и оценку информации из большого количества различных источников с целью совершенствования образовательной политики и практики, повышения мотивации детей и взрослых к обучению.
- Инклюзия создает условия для присутствия, участия и достижений всех учащихся. Термин «присутствие» означает место обучения и то, насколько регулярно и пунктуально они его посещают. Термин «участие» описывает качество их учебного опыта и потому предполагает учет мнений учащихся. Термин «достижение» не только касается результатов тестов или экзаменов, но и охватывает результаты обучения в рамках всех учебных планов и программ.
- Инклюзия предусматривает повышенное внимание к детям «группы риска», для которых существует вероятность исключения или низкой успеваемости. Речь идет о моральном долге вести тщательное наблюдение за группами учащихся, которые по статистике чаще всего попадают в «группу риска», и, при необходимости, принимать меры для обеспечения их присутствия, участия и достижений в образовательном процессе.
- преподавание предполагает участие не менее двух педагогических работников, которые совместно преподают, имеют одинаковую профессиональную подготовку.
- педагогических работников, имеющих соответствующее педагогическое образование, в учебном процессе также могут участвовать другие взрослые (родители детей; студенты высших педагогических учебных заведений, которые проходят педагогическую практику, другие представители местного сообщества). Однако в таком случае их работа не будет считаться практикой совместного обучения, поскольку все перечисленные категории помощников не являются педагогическими работниками. Это не значит, что добровольцы не выполняют важную функцию в классе. От них просто не надо требовать выполнения всех обязанностей, которые возлагаются на дипломированных работников.
- значение в успешности и эффективности внедрения любых инноваций имеет знакомство с их особенностями, а также положительная настроенность причастных к этому ключевых лиц. Педагоги общеобразовательных учебных заведений обычно с большей готовностью воспринимают изменения, связанные с внедрением инклюзивного образования, если хорошо знакомы с его особенностями и положительно настроены на новые подходы в организации учебного процесса. Положительное отношение к общему преподаванию является одним из главных условий его успешного внедрения.
Дополнительное преподавание практикуется тогда, когда надо, чтобы один из педагогов усилил качество преподавания другого педагога. Это может происходить, например, когда один из педагогов еще раз повторяет информацию другими словами, моделирует необходимые навыки и тому подобное. В некоторых случаях один из педагогов может провести предварительное занятие для небольшой группы учащихся по развитию социальных навыков, необходимых для успешного совместного обучения в малых группах, а затем наблюдать за их выполнением.
Обычно при использовании этой формы совместного обучения один из педагогов несет основную ответственность за разработку плана урока. Оба педагога участвуют в представлении учебного материала, хотя их методы могут немного отличаться. Например, один учитель может читать информацию вслух, а второй делать заметки на доске.
В процессе командной работы учителя обычно делают все, что делает традиционный учитель (предполагают, преподают, оценивают, несут ответственность за обучение всех учащихся в классе). Ответственность, как и лидерство, является общей во время командной работы. Например, один педагог может демонстрировать ход проведения эксперимента, тогда как второй моделирует ведение записей или результаты эксперимента.
Педагоги, работающие как команда, планируют урок таким образом, чтобы обеспечить возможность проявить свои лучшие стороны. Например, при изучении темы о научных открытиях учитель, интересующийся историей, рассказывает о влиянии научных изобретений на жизнь общества, в то время как второй учитель объясняет особенности работы самих механизмов.
Основной характеристикой командной работы является одновременное ведение урока двумя педагогами, которые проводят урок по очереди, поддерживая друг друга. При такой форме проведения общего преподавания ученики видят обоих учителей как известных и компетентных экспертов.
Учителя распределяют обязанности по планированию и преподаванию. Такой способ организации совместной работы требует высокой степени сосредоточенности, поэтому уровень комфорта и удовлетворенности совместным трудом должен быть достаточно высоким. Между учителями должен существовать высокий уровень взаимного доверия и уважения; они должны быть готовы согласовывать свои стили преподавания.
Довольно часто учителя разговаривают, будто на разных языках, например, при планировании учебных целей и задач педагоги общеобразовательных классов начинают с учебной программы и определяют, что было изучено, а коррекционные педагоги начинают с оценки и планируют обучение таким образом, чтобы восполнить пробелы в обучении.
Впрочем, есть моменты, которые работают в пользу практики совместного обучения. Известно, что учительский труд отличается высокой степенью систематичности и системности выполнения различных видов и форм работы. Речь идет о планах, отчетах, программах. Необходимо свести воедино позиции учителя общеобразовательного класса и коррекционного педагога.
Например, учебная программа дает информацию об ожидаемых результатах и способах достижения этих результатов. Важно четко определить цели и структуру обсуждения, определить точку отсчета и запланировать постепенные изменения. Надо обеспечить необходимую направленность и объективность этих дискуссий и отойти от чрезмерного обсуждения какого-то одного ребенка.
Практика совместного преподавания уже продемонстрировала свои преимущества, а также трудности ее реализации. Подкрепленная результатами многочисленных международных исследований, практика совместного преподавания предусматривает следующие преимущества:
- Совместное преподавание дает ученикам больше возможностей развивать и использовать навыки сотрудничества, поскольку они имеют возможность наблюдать их в практике работы двух педагогов.
- Повышение эффективности учебного процесса.
- Совместное преподавание позволяет привлечь индивидуальные знания, навыки и подходы к преподаванию обоих педагогов. Обмен методами преподавания способствует повышению уровня педагогического мастерства обоих учителей.
- Присутствие на уроке двух учителей означает, что больше детей могут получить индивидуальную помощь; это также помогает поддерживать дисциплину в классе.
- «Слабые» ученики, для которых предоставление специальных услуг не предусмотрено, могут получать специализированную помощь коррекционного педагога.
- В случае отсутствия одного из педагогов запланированный урок все равно проходит, и нет необходимости заменять его другим.
- Другим важным преимуществом практики совместного преподавания является то, что в большинстве случаев она обеспечивает творческий подход к решению традиционных проблем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)