Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей
Это расстройство в мире признано самой актуальной проблемой в охране детского психического здоровья. Осуществлено много исследований, которые до сих пор продолжаются.
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания достаточно распространено и без своевременно принятых мер способно разрушить обучение и формирование личности ребенка, который имеет все задатки для полноценного развития. Вместе с тем, преодоление пагубного влияния гиперактивного расстройства на долю ребенка - задача довольно сложная, длительная и требует совместных усилий семьи, учебного заведения, врачей.
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у ребенка является частой причиной обращения родителей в психолого-медико-педагогическую консультацию. Прежде всего, ребенок с поведенческими расстройствами чрезвычайно утомительный даже в ежедневном общении и это ускоряет поиски помощи. Проблема очень усложняется с началом посещения ребенком учебного заведения, сначала дошкольного, а дальше и школы. И если в дошкольном учреждении с «неуправляемым» ребенком еще как-то мирятся, то в школе очень быстро возникает вопрос о невозможности его нахождения в классе. Начинается конфликт родителей со школой, который заканчивается запоздалым обращением в консультацию. Во-первых, родители и педагоги уже успели вступить в конфронтацию. Во-вторых, выявление проблемы только в начале школьного обучения ребенка означает потерю дошкольного периода, когда можно было многое сделать для благоустройства его поведения и смягчить трудности принятия школьных правил.
В школе же, когда ребенок своим поведением действительно затрудняет работу с классом, очень быстро ставится вопрос о его индивидуальном обучении. Не единичны случаи, когда для убедительности ситуации привлекаются родители других детей с требованием убрать из класса нарушителя порядка, который мешает учиться другим детям. Тяжесть случаев бывает разной: часто требование индивидуального обучения является недостаточно обоснованным и поспешным, когда еще не прошел адаптационный период и не использованы возможные средства уравновешивания поведения ребенка.
Конечно, бывают случаи, когда действительно нельзя приносить в жертву одному ребенку всех одноклассников и педагогический процесс и нужно искать приемлемый компромисс. Но таких случаев меньшинство. Чаще есть все основания побороться за то, чтобы ребенок остался в классном коллективе.
Все специалисты, занимающиеся проблемой гиперактивного расстройства у детей с дефицитом внимания, отмечают, что главную роль в помощи ребенку играют родители, без сознательного и систематического их сотрудничества с педагогами успеха достичь невозможно. Сотрудничество же требует как от одних, так и от других понимания состояния ребенка, причин, которые его вызывают, и способов, которые способствуют его коррекции. Между тем, опыт убеждает, что и родителям, и психологам, и педагогам, работающим с ребенком, не хватает знаний по этому вопросу. Поэтому все они нуждаются, прежде всего, в образовании, которому нужно уделить немало внимания.
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания это не следствие плохого воспитания, а биологически обусловленный недостаточно сформированный самоконтроль, в результате чего ребенок страдает от недостаточной способности регулировать свое поведение. В коррекции этого недостатка определенное место занимает медикаментозное вмешательство. Но оно бывает эффективным в сочетании с педагогическими методами воздействия. Поэтому первичной помощью ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна быть помощь его родителям в создании оптимальной среды для его развития.
Некоторые схожие с гиперактивным расстройством нарушения поведения ребенка могут быть и следствием недостатков воспитания. Поэтому во всех случаях требуется тщательная диагностика, начиная с медицинской.
Практически поведенческая терапия реализуется во введении дополнительных стимулов для достижения желаемого поведения ребенка. Необходимы, по крайней мере, два условия.
Во-первых, задача (соблюдение определенного правила в игре или в поведении) должна быть доступной ребенку: инструкция короткая и четкая, время выполнения непродолжительное. Часто задачу, которая обычно доступна для детей определенного возраста, для их гиперактивного ровесника нужно сокращать или делить на несколько отдельных задач. Например, в игре с правилами нужно начинать с одного правила, и пока оно не будет отработано, не вводить новых правил.
Так же нужно действовать и давая ребенку определенное поручение. Оно должно быть понятным, с четкой краткой инструкцией. Постепенно, по мере закрепления навыка выполнять определенные требования, задачи усложняются.
Во-вторых, мобилизация усилий ребенка для достижения положительного результата и поддержания его внимания специально стимулируется. Вводится система вознаграждений и наказаний. Их конкретное содержание трудно предусмотреть для всех случаев. Это зависит от того, что именно очень желательно для ребенка, что может принести ему особую радость и, наоборот, лишение чего будет достаточно суровым. Это не такой уж и простой педагогический прием, потому что упрощенное его использование может свестись к откровенной покупке определенного поведения типа «сделай, как я прошу, и получишь за это деньги на мороженое».
Отработка методов поведенческой терапии является общей задачей как в работе с родителями, так и с педагогами, которые должны научиться взаимодействовать. Поэтому целесообразно объединять в одной группе родителей и педагогов. Это потребует совместных усилий психолога консультации и психологов школьных и дошкольных учебных заведений, прежде всего, для выявления детей с гиперактивным расстройством и привлечения взрослых, касающихся их обучения и воспитания, до получения психолого-педагогических знаний и умений. Достаточно сложной задачей является привлечение родителей к посещению группы и обучение понимать своего ребенка и помогать ему в благоустройстве поведения.
Достаточно мотивирующим фактором здесь бывает возникновение драматической ситуации, когда учебное заведение ставит вопрос о несовместимости поведения ребенка с его пребыванием в классном коллективе. Однако возникновение такой коллизии крайне не желательно и лучше ее предупреждать. Хорошо мотивирует родителей пример успешного решения проблемы с ребенком и, конечно, продуктивная работа группы, о которой нужно информировать всех, кто может быть заинтересован.
Смешанная группа родителей и педагогов в зависимости от местных условий может работать на базе психолого-медико-педагогической консультации, родительской общественной организации, школы или детского сада. При необходимости такие группы могут функционировать и в нескольких школах под руководством школьных психологов, сотрудничающих с консультацией.
Сотрудничество консультации и школьной психологической службы, прежде всего, заключается в индивидуальном изучении ребенка, а также в индивидуальном консультировании родителей, потребность в котором может быть не только перед вступлением в группу, но и в процессе его работы.
Смешанная группа родителей и педагогов по обучению коррекции гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей в своем функционировании сочетает различные формы работы: информационная работа (лекции), групповая дискуссия с элементами тренинга. По возможности отдельные лекции, в ходе которых слушатели знакомятся с причинами возникновения, формами проявлений в разные возрастные периоды, осложнениями формирования личности ребенка с гиперактивным расстройством и перспективами его коррекции, которые могут прочитать приглашенные специалисты. Однако в основном это работа психологов консультации и школьных психологов, которые должны хорошо владеть материалом, совместно планировать работу группы (или групп), распределять обязанности и быть способными к взаимозаменяемости.
Информационную работу целесообразно сочетать с групповой дискуссией и элементами тренинга, где отрабатываются методические приемы поведенческой терапии.
Сочетая все эти функции, группа одновременно обеспечивает и взаимную психологическую поддержку каждого ее члена.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)