Взаимодействие консультации с семьей, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями
Сегодня актуальной задачей методической помощи психолого-медико-педагогической консультации в работе с семьей является обобщение полученного уже опыта и предоставление системности этой важной форме их деятельности, которая состоит из:
- привлечения семьи к сотрудничеству с консультацией;
- применения различных форм и методов предоставления ей психологической помощи и необходимых знаний для плодотворной работы со специалистами по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями, на пути его обучения, оптимального развития, социальной адаптации.
Оба эти направления работы, направлены на сотрудничество с семьей, взаимосвязаны, потому что эффективность помощи, которую может предоставить консультация, способствует ее популярности, вызывает у родителей доверие, готовность учиться и сотрудничать.
До сих пор барьер недоверия к психолого-медико-педагогической консультации, создаваемый на протяжении десятилетий, как к дискриминационному органу, еще не преодолен. Отчасти причиной этого является недостаточно реализованные возможности консультаций в пропаганде своей деятельности, выявлении детей, нуждающихся в консультативно-коррекционной помощи, и привлечении к сотрудничеству их родителей.
Однако во многом преградой к утверждению среди родителей доверия к консультации часто является невозможность реализовать ее рекомендации из-за отсутствия достаточного количества учебно-реабилитационных учреждений, способных обеспечить соответствующие условия для коррекционного обучения ребенка по месту его проживания. Это приводит к разочарованию родителей в их ожиданиях.
Обеспечение условий для реализации рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации зависит от органов образования, социальной защиты и других органов, которые еще не имеют достаточно возможностей в предоставлении детям оптимальных условий получения нужных им образовательно-реабилитационных услуг. Изменения к лучшему в этом зависят и от активности объединенных усилий консультаций и родительской общественности как средства воздействия на органы исполнительной власти.
Сегодня во многом еще действует устаревшая и мало эффективная форма взаимодействия консультации с родителями, которые, в основном, обращаются к ней не столько с надеждой найти помощь и поддержку, сколько под давлением учебных заведений, в которых ребенок не может адаптироваться. Такие родители преимущественно имеют ограниченные знания о функциях консультации и о последствиях обследования ребенка, которые в представлении родителей возникают более негативные, чем позитивные. Поэтому они приходят со страхом и с готовностью к противодействию, а не принятию рекомендаций, а значит, не готовы к сотрудничеству ни с консультацией, ни со специалистами, которые будут оказывать ребенку необходимую коррекционную помощь. Как правило, такие родители уже потратили много времени, имеют большой опыт ошибок, конфликтов с учебными заведениями, что затрудняет конструктивное решение их проблемы из-за потери сензитивного периода, когда коррекция недостатков развития ребенка бывает успешной.
Гораздо более продуктивным является инициирование консультацией выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом коррекционном вмешательстве и информирование родителей о функциях консультации. Здесь опять-таки есть два аспекта работы: с одной стороны, ряд мероприятий по выявлению соответствующего контингента детей, с другой информирование родителей о возможности получения помощи в психолого-медико-педагогической консультации и установление контакта с теми, кто нуждается в соответствующей помощи.
Активное выявление детей с психофизическими нарушениями происходит, прежде всего, через органы здравоохранения и социальной защиты. Делом ближайшей перспективы является раннее выявление (начиная с роддома) детей с нарушениями психофизического развития, которые диагностируются сразу после рождения, и детей так называемой «группы риска», у которых раннее медицинское и психолого-педагогическое вмешательство может предотвратить развитие различных психофизических нарушений. Впрочем, уже и сегодня есть некоторый опыт организации раннего вмешательства.
Для выявления детей и одновременно привлечения родителей к сотрудничеству с консультацией эффективным является установление контактов с родительскими общественными организациями в своем регионе. Как показывает опыт, этим родительским объединениям часто очень не хватает знаний и методической помощи по вопросам обучения и развития детей. Поэтому сотрудничество с консультацией для них бывает справедливым. Консультация же благодаря этому сотрудничеству имеет мощный источник распространения среди родителей достоверной информации о ее деятельности и одновременно предупреждает распространение искаженных представлений как о самой консультации, так и о перспективах и имеющихся условиях обучения, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями.
В смысле информирования родителей необходим акцент трех важных позициях, направленных на преодоление предвзятости и страха перед обследованием ребенка и выводами относительно его дальнейшей судьбы:
- во-первых, задача консультации - помочь семье вместе с учебным заведением преодолеть (или уменьшить) недостатки в развитии ребенка, способствовать его эффективному обучению и социальной адаптации;
- во-вторых, выводы консультации являются рекомендательными и никто не может заставить родителей их выполнять, поэтому в случае несогласия они могут действовать по своему усмотрению, конечно, беря на себя и всю ответственность за судьбу ребенка и свою собственную судьбу;
- в-третьих, родители, приняв рекомендации консультации, имеют возможность выбрать для своего ребенка наиболее приемлемую, на их взгляд, форму реализации коррекционных мероприятий (форму обучения) и учебное заведение, которое не обязательно является интернатом и не лишает ребенка возможности жить и воспитываться в родительской семье.
Практикуются и многие другие формы распространения информации о психолого-медико-педагогической консультации. Центральной консультацией разработан специальный информационный буклет (информационная визитка), который можно распространять среди родителей и общественности, которые сталкиваются с проблемой помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Мощным источником распространения информации о деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и привлечения родителей воспользоваться их услугами являются средства массовой информации, особенно радиовещания и телевидения, с которыми сотрудничает много областных и районных консультаций.
Районные консультации кроме средств массовой информации налаживают прямые связи с каждой школой. Имея сведения о проведении родительских собраний, работники консультации посещают их и информируют родителей и педагогов о своей деятельности, выясняют актуальные проблемы, в решении которых школа и родители нуждаются в помощи. Успешность таких мероприятий выражается в том, что родители, которые получили дельные советы, активно делятся своим опытом с другими родителями и те приходят в консультации уже с готовностью слушать и выполнять данные рекомендации, а не противодействовать им.
Важным каналом связи психолого-медико-педагогических консультаций всех уровней с родителями и педагогами являются практические психологи, которые работают в дошкольных учебных заведениях и в школе. Иногда психологи по собственной инициативе обращаются в консультации с просьбой предоставить им информацию о своей работе для распространения ее среди родителей и педагогов, потому что чувствуют, что она актуальна. Гораздо активнее будет это сотрудничество, если инициатива будет исходить от консультаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)