Препятствия на пути школьной реформы
В широких кругах бытует мнение о том, что почти все инициативы по проведению школьной реформы не принесли значительных долгосрочных изменений, на которые надеялись сторонники реформы. Некоторые приказы по реструктуризации были успешно выполнены. Однако это было единственным случаем, когда было возможно взаимно адаптировать распоряжения и школьную культуру. К сожалению, усилия реформировать «сверху вниз», которые обычно популярны среди законодателей, редко оставляют поле для самостоятельности учителям и школьным администрациям. Чаще всего результатом этого является поверхностное реформирование с незначительной корректировкой школьных методик. Даже предложения применять к педагогам суровые экономические санкции, чтобы заставить их выполнять распоряжения законодателей, не имели успеха и уничтожили необходимость проведения пакетов реформ на местах.
Без сохранения баланса между решениями руководителей всех уровней и инициативами изменений на местах среди рядовых учителей любые меры, направленные «сверху вниз», обречены с самого начала. На самом деле, непропорциональная власть в руках нескольких руководителей высшей администрации образования, ручное управление тем, что должно меняться, а также обстоятельства, в которых должны проходить изменения, создали еще больше препятствий для существенной и целесообразной реформы, перегрузив учителей и администрации школ, которые и должны выполнять реформирование.
Сторонники реструктуризации школы сформулировали ряд противоречивых задач. Трудно одновременно ставить цели по привлечению педагогов к процессам государственного управления и иметь общенациональные цели. Все равно проблематичными являются соотношения концепций профессионализма учителей со стандартным учебным планом или академической строгости со сравнениями тестов международных достижений, блестящих знаний учащихся с объективной реальностью, восприятия учащихся как клиентов с ответственностью за результаты обучения.
Так требование бизнесменов, чтобы к ученикам и их родителям относились как к покупателям или клиентам, является примером неправильного применения бизнес парадигмы к преподаванию и обучению. В некоторых странах мира распространение понятия «ученик-клиент» в значительной степени влияет на школы и вызывает появление собственных доходов и, таким образом, создает возможности для некоторых преимуществ, таких как дополнительные инфраструктура и учителя, но также и вызывает беспокойство относительно объективности, эффективности, отвлечения от учебы и коррупции.
Парадигма «ученик-клиент» подразумевает идею о том, что вся ответственность за академические успехи учеников возлагается на учителей. При этом игнорируется тот факт, что другие участники процесса, например, разработчики учебного плана, родители, законодатели, ученики, преподаватели будущих учителей, также влияют на успешность обучения. К тому же, в перспективе «ученик-клиент» игнорируется то, что некоторые молодые люди не заинтересованы в обучении или применении знаний или могут не быть способными усвоить знания, предлагаемые традиционным учебным планом. Единые стандарты, вытекающие из стандартизированных учебных планов и тестов, виртуально препятствуют отношению к ученикам с особыми потребностями и интересами как к клиентам. По этим причинам усилия по реструктуризации должны идти дальше простых и быстрых программ.
Активное участие родителей было основной задачей сторонников реструктуризации школы. Так децентрализация власти рассматривалась как средство более глубокого вовлечения родителей. Также уменьшение контроля непременно должно было принести много преимуществ. Решения должны были принимать люди, сведущие в особенностях местных ячеек, а не бюрократы или политики, работающие на расстоянии. В этом случае изменения провести легче, а конкуренция среди школ должна способствовать творческому росту, который невозможен в условиях образовательной монополии.
Концепция децентрализации и привлечения родителей привела к созданию школьных советов, чартерных школ (школ, о которых больше заботятся родители, определенные компании и т.д., но которые поддерживаются государственным правительством) и местного управления в Великобритании и нескольких других англоязычных странах, таких как Австралия, Новая Зеландия, США, Канада. Интересно, что децентрализация хорошо подходит к образовательной парадигме, которую продвигают бизнес организации, такие как Совет конференций Канады. Привлечение и поддержка родителей в специальном образовании стала ценной и почетной традицией. Многое из того, что было достигнуто в обеспечении специального образования или образования для одаренных детей, сделано благодаря настойчивым усилиям родителей и нанятых ими юристов. Когда персонал специальных школ взял на себя поиск возможностей удовлетворять индивидуальные потребности своих учеников, родители были их осведомленным источником и надежными партнерами. Опыт, полученный благодаря этому плодотворному сотрудничеству, может быть одним из основных вкладов, который специальное образование может приложить к более унифицированной системе образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)