Интервью
С разных точек зрения, проведение интервью с коллегами в школе может быть одним из самых простых аспектов оценки. Вы уже наверняка знакомы с работниками учебного заведения, которых хотите привлечь к этому процессу, поэтому для разговора подойдет любое нейтральное место в школе с неформальной и комфортной атмосферой, например, комната для отдыха или учительская. Следующий раздел посвящен теме сотрудничества с коллегами, поэтому здесь нет нужды подробно останавливаться на ее базовых принципах. Достаточно заметить, что в большинстве случаев отношения между вами должны быть теплыми и профессиональными. И если это так, то, чтобы провести интервью, нужно просто найти время для дружеской беседы.
Круг собеседников для проведения интервью должен охватывать ключевых членов школьного персонала, в том числе учителей, которые учили ученика ранее, ассистентов учителя и вспомогательных работников. Возможно, вы также решите поговорить с другими работниками, если, по вашему мнению, они в состоянии предоставить важные сведения. Конечно, персонал школы может обеспечить вас «неоспоримыми фактами», то есть сообщить результаты тестов или предоставить образцы работ. Это полезная информация. Также, стоит рассмотреть вопрос, подобные тем, которые применялись для родителей и учеников.
- Какие сильные стороны и потребности учащихся в этом классе? - Какие особые таланты заметны в этом классе? - Что мотивирует учеников? Каковы их интересы? - Можно ли считать, что ученикам нравится в школе? - Можно ли сказать, что в некоторых учеников есть особые страхи или что-то, что заставляет их волноваться? - Привыкли они работать в группах? - Принимает этот ребенок на себя ответственность за выполнение задач? - Над какими целями мы могли бы продолжить работу в этом году? - Есть ли еще что-то, что я должен знать, или другая информация, которой мне стоит обладать?
Анализ проведенных интервью. После завершения всех интервью вы можете сравнить ответы путем триангуляции (Денцин, 1978; Линкольн и Губа, 1985). Этот метод качественного исследования предполагает сопоставление различных источников информации и дальнейший анализ ее подобных и отличительных элементов, что позволяет выработать всесторонний взгляд на проблему.
В этом разделе представлена характеристика двух типов оценивания - психологического и на уровне класса. Мы надеемся, что представленный в первой части обзор методов психологического оценивания поможет вам лучше понимать и интерпретировать все формализованные отчеты, с которыми вы в дальнейшем иметь дело в своей профессиональной деятельности. Нам также хочется верить, что из материалов об оценке на уровне класса вы почерпнули для себя несколько идей и возьмете их за основу для проведения оценки и принятия педагогических решений. В следующем разделе речь пойдет о сотрудничестве - одном из фундаментальных составляющих хорошей инклюзивной практики.
Основные термины раздела Оценка - процесс, цель которого - определить, произошло усвоение знаний / навыков и / или нужно ли дополнительное обучение.
Оценка на основе куррикулума - применение задач куррикулума как основы для определения того, что ученик знает и умеет.
Коэффициент интеллекта (IQ) - статистический инструмент, который показывает результат индивида на двунаправленной шкале со средней отметкой 100 баллов относительно результатов других представителей его возрастной группы по тесту когнитивных способностей.
Процентный ранг - показатель, отражающий результат индивида в выполнении теста по сравнению с результатами других представителей его возрастной группы.
Портфолио - подборка основных работ ученика, которые демонстрируют прогресс в направлении заранее определенных целей программы.
Инклюзивное образование. Поддержка разнообразия в классе: практическое пособие
Разработка и внедрение индивидуального учебного плана
Главные темы раздела
- Индивидуальный учебный план.
- Роль консультационно- педагогической группы в разработке ИУП.
- Формулировка общей цели (видение).
- Использование данных оценки в процессе составления ИУП.
- Определение долгосрочных целей и приоритетов учебной деятельности.
- Определение краткосрочных специфических задач.
- Индикаторы достижения.
- Инклюзивные стратегии.
Индивидуальный учебный план (ИУП) для учащихся с существенными различиями может помочь педагогам обеспечить условия для достижения измеряемого прогресса в обучении. В то же время, следует отметить, что присоединение раздела по этой тематике вызвало у нас определенные сомнения, поскольку наша собственная позиция по применению ИУП в лучшем случае до конца определена. Однако, иногда, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями или в соответствии с другими факторами, дифференциация обучения - не единственная стратегия, которую может использовать учитель для оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями, и поэтому ИУП можно считать обязательным. По этой причине мы решили придерживаться прагматического подхода: если индивидуальные учебные планы необходимы, то их также можно применять эффективно, а потому следует предоставить соответствующие рекомендации.
Действительно, хорошо составленный ИУП в сочетании с дифференциацией может облегчить организацию учебного процесса в отдельных целевых аспектах. Однако это не означает, что ИУП охватывает или должно охватывать все знания, умения и навыки, которые ученик овладевает в школе. Он скорее сосредоточивает внимание на главных задачах его обучения на определенный период. Мы признаем, что при условии надлежащего внедрения ИУП существенно облегчает повседневную работу педагога. В этом разделе речь пойдет о методах подготовки и документального оформления полезного индивидуального учебного плана для ученика с особыми образовательными потребностями. Мы также поговорим о методике разработки и формулировании актуальных для него целей, чтобы впоследствии их было легко оценить после завершения периода обучения.
Индивидуальный учебный план
Вопрос образования (куррикулума), который бы подходил для всех учащихся в инклюзивной среде, имеет центральное значение для успешного воплощения инклюзивной модели (Даймонд, Рензалиа, Джилсон и Слагор, 2007;
Джангреко, 2007). Как уже отмечалось во вступительном разделе, применение индивидуальных учебных планов в работе с учениками, которые нуждаются в более индивидуализированной программе во многих странах стало нормой. В этой практики есть свои преимущества и недостатки
Преимущества и недостатки индивидуального учебного плана
Преимущества
Создание программы обучения для конкретного ребенка имеет много преимуществ, поскольку она:
- Помогает обеспечить подотчетность, то есть лицо, ответственное за организацию обучения, имеет четкое представление о требованиях к уровню знаний, умений и навыков и работает над их формированием; это контроль промежуточных результатов (Гудман и Бонд, 1993);
- Помогает компенсировать недостаток внимания в типичном учебном плане к тем аспектам, которые касаются жизни детей с ограниченными возможностями (Клоу, 1988; Юнг, 2007);
- Дает родителям возможность участвовать в формировании учебной программы для своего ребенка (Стрикленд и Тернбул, 1990);
- Предоставляет определенную структуру, которая побуждает членов консультационной педагогической команды концентрировать внимание на тех аспектах обучения, которые являются важными для ребенка (Гудман и Бонд, 1993);
- Содержит рекомендации по методам преподавания определенных частей содержания программы (Рындак и Альпер, 1996);
- Предопределяет дополнительные ресурсы и виды сопровождения, которые могут понадобиться для ребенка (Рындак и Альпер, 1996);
- Предполагает определенную технологию оценки (Гудман и Бонд, 1993);
- Служит источником полезной информации при организации перехода ребенка в следующий класс или в другое учебное заведение (Деппелер, 1998).
Недостатки.
Для индивидуального учебного плана характерны несколько негативных аспектов, в частности он:
- Может приводить к изоляции ребенка в классе (Теннант, 2007);
- Усиливает нагрузку на учителя, которому приходится выполнять больше бумажной работы (Гартин и Мердик, 2005);
- Часто не содержит четких данных о том, каким образом он связан с общим учебным процессом и требованиями по уровню учебных достижений (Ридделл и др., 2002);
- Закрепляет мнение, будто дети с инвалидностью отличаются от других детей (Рындак и Альпер, 1996);
- Содержит узконаправленные и тривиальные задачи (Колет- Клингерберг и Чедси-Раш, 1991); также часто сосредоточен преимущественно на практических целях, достижение которых ребенок может продемонстрировать своим поведением (Годдард, 2005); в большинстве случаев ориентирован не на образование в широком смысле, а на механическое отработки навыков (Гудман и Бонд, 1993);
- Не предусматривает личностно ориентированного подхода и вместо этого несет директивный характер, почти не оставляя возможности для учета интересов самого ученика (Гудман и Бонд, 1993). Кроме того, многие дети даже не имеют достаточного представления о том, что входит в их ИУП (Теннант, 2007)
Противоречивые данные, как в пользу применения ИУП, так и против него, приводит Теннант (2007). Описывая положительные стороны индивидуальных учебных планов и отмечая многие их недостатки, он призывает к их переоценке в свете новых направлений и приоритетов в изучении этой проблематики.
Несмотря на многочисленные недостатки применения ИУП, большинство из них можно нивелировать, если такой план является гибким рабочим документом и корректируется в контексте повседневного общего учебного процесса в обычном классе. Несмотря на свое несовершенство, ИУП, при условии его тщательного разработки и внедрения, поможет вам интегрировать учеников, чьи учебные потребности существенно отличаются от потребностей остальных детей в вашем классе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)