Выводы
- Все ученики по-своему особенные, поэтому педагогам следует обеспечивать различные потребности в классном коллективе путем определения уникальных учебных целей для каждого его участника. Далее, в соответствии с этими целями необходимо разработать задачи и виды деятельности практического характера. Как показывают научные исследования, дифференциация помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и сделать ее более эффективной.
- Термин «дифференциация» не является синонимом концепции обучения разноуровневой группы детей. В дифференциации упор делается на потребности индивидуальных учеников, тогда как модель обучения разноуровневой группы предусматривает организацию групповой учебной деятельности. Дифференциация ориентирована на создание образовательной среды, а также на обеспечение содержания, процесса и продукта, которые позволяют детям с трудностями в обучении (в том числе одаренным) успешно овладевать значимым курикулумом.
- Существует несколько способов дифференцировать уроки и методика преподавания. В процессе дифференциации необходимо принимать во внимание:
- Содержание - что ученики должны усвоить и каким образом они будут получать информацию;
- Процесс - виды учебной деятельности, которые выполняют учащиеся для осмысления содержания;
- Продукты - проекты или другие виды деятельности, которые дают ученикам возможность закрепить, применить, углубить и усовершенствовать знания и умения;
- Учебная среда - то, как происходит работа на уроке, какая на нем царит атмосфера.
Дифференциации можно достичь путем:
- применения различных текстов;
- предоставления учащимся различных видов поддержки;
- установления относительно различных результатов учебной деятельности;
- организации работы с акцентом на разных способностях учащихся;
- использования материалов и методики в соответствии с различными интересами детей;
- использования различных задач в рамках курикулума.
- Виды деятельности на уроке следует планировать с учетом учебных потребностей, различных типов интеллекта, стилей обучения, когнитивных уровней, социально-культурной среды учащихся и их личных интересов. В дифференцированном преподавании применяются следующие стратегии: кооперативное обучение, индивидуальное обучение, учебные центры и обучение с использованием технических средств.
- Для хорошо спланированного и успешного дифференцированного урока присущи такие характеристики как активность и инициативность, стремление к качеству (то есть создание учениками наилучших работ), личностно-ориентированный подход и сочетание различных форм - фронтальной, групповой и индивидуальной. Дифференцированный подход предполагает, что учитель должен понимать и удовлетворять потребности, как продвинутых учеников, так и тех, кто сталкивается с трудностями в обучении.
- Модификации содержания и методики включают: разноуровневое обучение; практику заключения с детьми учебных контрактов; обучение в малых группах; изучение языка с детьми, для которых язык обучения не является родным; организацию работы в центрах; проекты; варьирования задач в соответствии с различными уровнями способностей; оказание поддержки в индивидуальном обучении; тщательную организацию групповой работы; замену определенных частей курикулума таким материалом, который отвечает потребностям и уровню подготовленности детей; ускоренное изучение курсов для определенного года обучения и / или пропуск одного или нескольких классов, что позволяет талантливым и одаренным детям учиться по программам, которые соответствуют высокому уровню их способностей; пропуск простых единиц учебного материала курса с целью высвобождения времени для сложных и интересных задач для талантливых и одаренных учеников, если по результатам предварительного тестирования перед изучением раздела или темы оказывается, что они уже обладают этими знаниями и навыками на достаточном уровне; реализацию программ индивидуальной помощи отстающим ученикам отдельно во время уроков или отдельные занятия по сложным программам для талантливых и одаренных учеников, пока другие дети работают по обычной программе; конкурсы; и дополнительное обучение по углубленным программам после школы.
- К числу наиболее эффективных методов, которые позволяют удовлетворять потребности учащихся, относятся: дифференцированное преподавание, возможность ученического выбора, гибкая практика объединения учащихся в группы и комбинация обогащения учебного содержания и ускорение темпа изучение предмета.
- Для дифференциации преподавания перспективными являются как традиционные (таксономия образовательных целей Блума), так и новейшие методы (конструктивистские теории, обучение, основанное на закономерностях развития мозга и признает его уникальный характер для каждого человека).
- По словам родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении, образовательные заведения часто не желают идти им на встречу и создавать условия для удовлетворения потребностей их детей, а практика их работы не дает оснований говорить о дифференциации обучения. Родители считают, что применение этого подхода способствует повышению самооценки ребенка и формированию у него практических навыков и стратегий учебной деятельности.
- Будучи лидерами в своей школе, ее руководители также несут свою долю ответственности за внедрение дифференциации, поскольку именно они формируют курикулум, исходя из потребностей учащихся и общества. Они поддерживают работников в их попытках реализовать дифференцированные подходы в преподавании предметов. Среди других задач руководства учебного заведения - создание условий для активизации родительского участия, обеспечения консультативной помощи со стороны учителя специального образования и поощрения педагогов к профессиональному развитию с предоставлением соответствующих возможностей.
Рекомендации для учителей.
Ниже предложен ряд стратегий для использования на уроке, целью которых является дифференциация обучения.
1. Создавайте позитивную атмосферу на уроке, которая побуждает к активности, инициативности, стимулирует учеников на подготовку наилучшей работы и является личностно-ориентированной.
2. Старайтесь как можно глубже изучить своих учеников в первые несколько недель учебного года. Для этого рекомендуется использовать упражнения - «ледоколы» и письменные задания, давая детям возможность больше узнать про себя и друг о друге.
3. Используйте взвешенный подход к объединению учащихся в группы. Используйте различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную - и гибко комбинируйте их.
4. Старайтесь оптимально организовывать физическое пространство в учебном кабинете (расположение мебели и т.д.).
5.Используйте на уроках различные тексты и дополнительные материалы.
6. Дополняйте дифференцированное преподавание работой в одноидних группах, ориентируясь на учащихся со средним и низким уровнем способностей.
7. Дайте ученикам возможность выбора в организации собственного обучения.
8. Используйте индивидуальное обучение и самостоятельное выполнение проектов.
9. Старайтесь разнообразить учебную деятельность с помощью широкого набора задач, например на поиск слов, игр на поиск соответствий, упражнения по языку, а именно: заполнение пропусков в тексте, «распутывания» предложений с перемешанными словами, постановку предложений в правильной последовательности, словарную работу для усвоения новой лексики, контроль понимания прочитанного и письменные работы.
10. Внедряйте кооперативное обучение - стимуляции, когда ученики должны действовать определенным образом в воображаемых ситуациях, проекты, учебные игры, проблемно-ориентированное и поисковое обучение.
11. Организуйте учебную деятельность в различных центрах соответственно каждому уровню таксономии образовательных целей Блума (знания, понимание, применение, анализ, синтез и оценка).
12. Используйте компьютеры для выполнения задач, которые требуют обработки информации, задач на выработку определенного набора навыков, для подготовки письменных работ на иностранном языке, верстки печатных изданий и для активного применения ресурсов на компакт-дисках.
13. Реализуйте различные методики преподавания на основе учебника; различные варианты одного и того же текста.
14. Давайте ученикам актуальные материалы и задачи, касающиеся реальной жизни.
15. Для талантливых и одаренных учеников обеспечивайте ситуацию вызова, устанавливайте быстрый темп деятельности и давайте задание на формирование навыков высшего уровня.
16. Объединяйте талантливых и одаренных учеников вместе для изучения предметов, в которых они проявляют высокие способности.
17. Поощряйте детей делать собственный взнос в проведение урока: расскажите о случаях из жизни, хобби, демонстрируйте памятные сувениры. Это заставит детей поделиться своими историями, рассказать о своих увлечениях и тому подобное.
18. В работе с некоторыми учениками используйте средства обогащения учебного процесса в сочетании с ускоренным обучением.
19. Введите методики обучения по принципу «равный - равному ».
20. Определяйте надлежащие и достижимые индивидуальные учебные цели для учеников.
21. Привлекайте их к планированию урока и организации учебной деятельности.
22. Используйте ролевые игры и игровое моделирование.
23. Учите учеников навыков критического мышления.
24. Используйте учебные контракты как средство повышения мотивации.
25. Подумайте над применением дифференциации в разных направлениях работы, в частности в управлении детским коллективом на уроке, в проведении уроков / мероприятий на тему развития общества, в обучении математики и словесности, а также в вопросах оценки учеников.
Тезариус.
Адаптация - это такая модификация, которая не предусматривает существенных изменений содержания и концептуальной сложности предмета. Адаптацию применяют, когда ученик, например, может развязку связать меньшую количеством задач.
Дети с отличными способностями - дети, чей образ и успешность в выполнении задач существенно отличаются от показателей, которые демонстрирует большинство их сверстников.
Дети с особыми образовательными потребностями - понятие, широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с нарушениями психофизического развития, в т. ч. детей-инвалидов, одаренных детей, детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов и др.).
Дети с особенностями (нарушениями) психофизического развития - дети, имеющие отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами.
Особые потребности - «... касаются всех детей и молодых людей, чьи потребности зависят от различной физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением. Многие дети испытывают трудности в обучении и, таким образом, имеют специальные образовательные потребности на определенных этапах своего обучение в школе».
Особые образовательные потребности - «... имеют лица, обучение которых требует дополнительных ресурсов. Дополнительными ресурсами могут быть: персонал (для предоставления помощи в процессе обучения); материалы (различные средства обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные); финансовые вливания (бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг).
Психолого-педагогическое сопровождение - рассматривается как целостная деятельность, командное взаимодействие (учителей, ассистентов учителя, родителей, психолога, социального педагога, логопеда, медработников и других специалистов), объединяющая следующие взаимосвязанные компоненты: систематическое исследование психолого-педагогического статуса ребенка (соответствие тем требованиям, которые ставит перед ребенком школа, особенностям развития школьника), динамики его психического развития в процессе школьного обучения; создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; создание специальных социально-психологических условий для предоставления помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.
Инклюзия - объединенная образовательная система с предоставлением надлежащего образования всем ученикам.
Инклюзия - полное вовлечение детей с отличными способностями во все аспекты школьного образования, которые доступны для других детей.
Инклюзивное обучение (инклюзия - inclusion (англ.) - привлечение) - предусматривает создание образовательной среды, которая бы соответствовала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития.
Инклюзивное образование - образовательная система, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту обитания, предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Инклюзивное образование - гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства. Обучение проводится по индивидуальному учебному плану, который обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением.
Инклюзивное школа - учебное заведение, которое обеспечивает инклюзивное образование как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие в общине ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для оказания специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей, создает положительный климат в школьной среде.
Интеграция образовательная - предусматривает предоставление возможности ученикам с нарушением психофизического развития обучаться в обычных классах общеобразовательной школы, при этом эти дети должны овладеть программой массовой или специальной школы, им предоставляются устоявшиеся образовательные услуги. Как коллективная форма образовательной интеграции могут функционировать специальные классы (группы), в которых дети с особенностями психофизического развития получают уровень специальной школы-интерната в соответствии типа или общеобразовательного учреждения.
Курикулум - учебно-методическое обеспечение инклюзивного образования.
Модификация - внесения изменений в содержание и концептуальной сложности предмета, например, анализ сюжета литературного произведения заменить определением основных персонажей и места действия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)