Определение связей между индивидуальными учебными задачами и общим курикулумом
Индивидуализированный учебный план необходимо как можно теснее интегрировать в материал обычной школьной программы. Только в таком случае его воплощение будет способствовать процессу инклюзии. Многим учителям сложно согласовывать ИНП с общим курикулумом, поэтому в прошлом многие дети с ИНН учились отдельно от сверстников. Такая практика сводилась к изоляции некоторых учеников, несмотря на их физическое присутствие в классе, что противоречит сущности инклюзии. Предложенные ниже рекомендации помогут организовать работу на уроке по обычной программе с учетом индивидуальных целей некоторых детей.
Планирование модулей.
Как при изучении учебного модуля создавать возможности для реализации индивидуальных учебных целей отдельных учеников? Над этим вопросом нужно подумать еще на этапе его планирования. Учебный модуль - это последовательность уроков или занятий по определенной теме (или тем), что направлена на достижение ожидаемого результата или результатов, определенных программой. Так, примером модуля есть ряд уроков физкультуры с обучение игры в хоккей, где один урок посвящен изучению правил, второй - выработке определенных навыков, третий - взаимодействию членов хоккейной команды, а остальные занятия отводятся для практической отработки знаний и умений в коротких играх. Предполагается, что в конце модуля учащиеся должны знать правила хоккея и получат необходимую подготовку для этой игры. При планировании модулей важно обратить внимание на отдельные составляющие, где есть возможность внедрения индивидуализированных целей. Это можно делать структурированным способом. Во вставке 7.7 перечислены восемь базовых элементов разработки инклюзивного учебного модуля.
Вставка 7.7. Восемь базовых элементов подготовки инклюзивного учебного модуля.
1. Центральный вопрос или проблема модуля.
2. Интересный факт, выражение или ситуация для формирования мотивации.
3. Уроки, связанные с центральным вопросом или проблемой.
4. Набор источников с подробной информацией.
5. Итоговые проекты.
6. Различные форматы уроков.
7. Оценка на основе различных методик.
8. Гибкие способы самовыражения учащихся.
Соблюдение этой схемы из восьми базовых элементов дает возможность создавать учебные модули, которые приближены к идеалу универсального дизайна и подходят для всех учащихся. Построенные таким образом, они мало отличаются от привычного представления об учебном модуле, если такое представление вообще существует. Собственно, исследователи предлагают отказаться от традиционной концепции и, вместо тем, организовывать модули вокруг определенного вопроса или проблемы. В последнее время эта идея получила большую актуальность на фоне нынешнего интереса к «великим идеям» - фундаментального понятия обратного подхода к разработке курикулума. Однако это не означает, что модуль не должен быть привязан к определенной учебной теме. Скорее в данной ситуации внимание сосредотачивается на конкретных проблемах и вопросах в рамках этой темы, и вокруг них организована деятельность учителя и учеников. Например, вместо того, чтобы посвятить модуль по естествознанию теме генетики, учитель предлагает классу исследовать ее в более эффективный способ - через призму центрального вопроса или проблемы, в частности: «Этично клонировать животных? » Применение такого проблемно-ориентированного подхода побуждает учащихся искать ответ на ключевой вопрос и в процессе такого поиска они познают генетику разными способами и под разным углом. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы обеспечивать им должную ресурсную среду для изучения обозначенной проблемы или проблем и, опираясь на собственные знания, направлять их деятельность и помогать систематизировать новый материал. В этой модели есть место для отдельных, а также традиционных, уроков, где дети получают информацию и навыки для исследования центрального вопроса. Благодаря проблемно-ориентированному подходу к разработке инклюзивных модулей каждый ученик может достигать результатов в соответствии со своим индивидуальным уровнем способностей. Не стоит рассчитывать на существование единого шаблонного курикулума, который пытается втиснуть всех учащихся в стандартные рамки и содержит единые требования. Ведь для некоторых учеников такие требования устанавливают слишком высокую и даже недостижимую планку и, одновременно сужают пространство для творческой познавательной деятельности других. Во время исследования определенной проблемы или вопроса каждый ребенок работает на своем индивидуальном уровне, а его успешность оценивают только по сравнению с его предварительными успехами. Конечно, в основе этого подхода лежит предположение, что все ученики способны решать проблемы. И это действительно так. Все люди без исключения решают проблемы от рождения, начиная от плача, чтобы привлечь внимание матери, и постепенно переходя к более сложным формам решения проблем в процессе физического, когнитивного и эмоционального развития. В обучении педагоги должны ставить перед учениками проблемы с несколькими возможными вариантами решения и давать возможность продемонстрировать эти решения различными способами. Умение замечать, на каком уровне работают ученики, и учитывать его в организации учебной деятельности является важной составляющей репертуара эффективного учителя. Модульное изучение предмета на основе центрального вопроса / проблемы способствует индивидуализации обучения всех учащихся. Как следствие, педагогу гораздо легче интегрировать задачи индивидуализированного учебного плана к обычному курикулуму. Мы рекомендуем сначала составить план модуля для всего класса и только потом искать точки соприкосновения между материалом общей программы и индивидуализированными программами для отдельных учеников. Представленный на рис. 7.1 план учебного модуля (см. также форму 13 в разделе «Образцы полезных документов») содержит все восемь состав
Рисунок 7.1. Методика планирования учебного модуля.
План модуля.
Даты: 1 – 25 марта
Класс: 9С
Предмет: История - Первая мировая война
Центральные вопросы / проблемы:
Можно ли было избежать Первой мировой войны?
Какой была жизнь солдат?
Какие последствия имела эта война на современную жизнь людей?
Мотивационный элемент: Документальный фильм о Первой мировой войне с последующим обсуждением
Серия взаимосвязанных уроков.
1. Введение в Первую мировую войну. Причины, человеческие потери, география боевых действий.
2. Можно ли было избежать Первой мировой войны? Дебаты с участием
всех учащихся.
3. Каким жилось солдатам? Интернет исследования в компьютерном классе.
4. Как жилось солдатам? Исследования в библиотеке.
5. Как жилось солдатам? Групповые презентации.
6. Экскурсия в мемориал войны.
7. «Запишем и обсудим », видеофильм о жизни во время войны.
8. Визит к классу ветеранов Второй мировой войны и представителей гражданского населения. Они рассказывают о своей жизни во время войны.
9. Какие последствия имела Первая мировая война на жизнь современного мира?
Итоговые проекты:
Индивидуальные протечь ответить на центральные вопросы.
Текущая оценка (в дополнение к итоговым проектам).
Когда?
Аспект темы / навыки форма
Как ученик (ученики) должны продемонстрировать усвоенные знания?
Урок 2. Причины Первой мировой войны. Дебаты с участием всех учеников. Представление аргументов в письменной форме. Вербальная презентация идей. Акцент на развитии аргументации.
Урок 5 Понимание человеческих потерь в войне. Условия жизни солдат. Презентация результатов групповой деятельности в классе (5 мин. на группу). Группы показывают раздаточные материалы. Подготовка материалов к презентации. Способность отвечать на вопросы.
Урок 9. Понимание последствий Первой мировой войны для настоящего. Обсуждение в режиме «мозгового штурма ». Участие в «Мозговом штурме». Расширение идей других учеников.
Итак, в приведенном примере отображены главные элементы планирования инклюзивного модуля, позволяющие его адаптацию и модификацию. Следует заметить, что такая методика разработки модулей достаточно хорошо согласуется с подходом к планированию, который обсюють сторонники его дизайна. Отличие между ними (т.е. между адаптацией и универсальным дизайном) не всегда четко очерчена, и иногда в том или ином случае применяют одинаковые стратегии и идеи. Представленный образец плана учебного модуля содержит центральные проблемы или вопросы, описание последовательности уроков и итоговых проектов, а также включает схему текущего оценивания. Читатели заметили, что в графе «текущее оценивание» можно запланировать проверку знаний по различным аспектам общей темы модуля и указать соответствующие задачи. Таким образом, учитель варьирует методики текущего оценивания и тем самым дает ученикам возможность продемонстрировать полученные знания удобным для них образом. Это опять же указывает на связь с одним из принципов универсального дизайна. Наличие графы «текущая оценка» помогает педагогу отслеживать успех учащихся в усвоении материала модуля и вносить необходимые коррективы, если дети с ним не справляются. Благодаря своей гибкости, такая методика пригодна для составления планов почти в любом контексте. Кроме того, несмотря на открытую форму, она обеспечивает достаточно структурированную систему преподавания, где можно найти место для индивидуальных учебных приоритетов учеников, которые в этом нуждаются. Для интеграции индивидуальных целей и задач в готовом плане модуля сначала необходимо сопоставить его с ИНН и наметить «точки соприкосновения» между обоими документами, где работа над индивидуальными целями логично «вплетается» в изучение модуля. В этом вам поможет заполненная форма на рис. 7.2 в дополнение к предыдущему плану модуля на тему Первой мировой войны (см. также форму 13 в разделе «Образцы полезных документов»).
Рисунок 7.2. Методика планирования учебного модуля и интеграции индивидуальных задач.
План модуля: интеграция индивидуальных задач.
Даты: 1 – 25 марта
Ребенок Сандра Д.
Класс: 9С
Предмет: История - Первая мировая война.
Центральные вопросы / проблемы:
Соответствующие цели:
· Можно ли было избежать Первой мировой войны?
· Какой была жизнь солдат?
· Какие последствия имела эта война на современную жизнь людей?
· Усовершенствовать навыки вербальной коммуникации.
· Развивать навыки мелкой моторики.
· Формировать навыки пользования компьютером.
Серия взаимосвязанных уроков
Взаимосвязанные индивидуальные задания:
1. Введение в Первую мировую войну. Причины, человеческие потери, география боевых действий.
2. Можно ли было избежать Первой мировой войны? Дебаты с участием всех учащихся. До конца марта Сандра научится вербально представить информацию перед классом вместе с группой (цель 1, задача 3).
3. Как жилось солдатам? Интернет-исследования в компьютерном классе. До конца марта Сандра научится приводить курсор на ярлык Интернет браузера и активировать эту программу щелчком «мыши» (цель 3, задача 1).
4. Как жилось солдатам? Исследования в библиотеке. До конца марта Сандра научится самостоятельно перелистывать страницы в книге (цель 2, задача 3).
5. Как жилось солдатам? Групповые презентации. До конца марта Сандра научится вербально представить информацию перед классом вместе с группой (цель 1, задача 3).
6. Экскурсия к мемориалу войны.
7. «Запишем и обсудим », видеофильм о жизни во время войны.
8. Визит в класс ветеранов Второй мировой войны и представителей гражданского населения. Обсуждение на тему «Жизнь во время войны».
9. Какие последствия имела Первая мировая война на жизнь современного мира?
Предлагаемый итоговый проект: Запись «радиопередачи» с сообщением новостей с того исторического периода.
Как видно, соответствующие долгосрочные цели, перечисленные напротив вопросов, касаются всего модуля в целом. Далее напротив запланированной последовательности уроков определены отдельные учебные задачи. Такая схема помогает учителю держать в поле внимания конкретные учебные задачи ребенка в процессе планирования уроков и предусмотреть соответствующие виды деятельности для их реализации. Такие задания указаны не для всех уроков. Ведь необязательно, чтобы каждое занятие модуля было посвящено достижению той или иной цели ИУП. Достаточно проводить адекватную работу в определенном направлении в течение учебного года. Для этого педагог специально акцентирует внимание на определенной долгосрочной цели во время отдельных «ключевых» уроков модуля.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)