Замечания по подготовке надлежащих печатных материалов
·Подготовьте более читабельный вариант текста. Выделите в нем важные моменты.
· Уменьшите объем второстепенной информации и упростите оформление страницы.
· Добавьте визуальные опоры (рисунки, диаграммы, «умственные карты», иллюстрации). Используйте дополнительные письменные опоры и подсказки. Уменьшайте объем материала в выбранном тексте.
· Подготовьте параллельный вариант текста простым языком (с короткими предложениями и понятной лексикой).
· Используйте отдельные части материала (важнейшие фрагменты или фрагменты, которые соответствуют опыту и интересам ученика).
· Используйте альтернативные материалы (не следует полагаться исключительно на печатный текст, используйте вместо этого модели, видеофильмы и т.д.). Создавайте новые материалы.
· Используйте ученические рабочие папки для повседневных задач.
Еще одна стратегия для облегчения понимания материала – выделение важных моментов. Это поможет ученику сосредоточиться на ключевых характеристиках текста, сформировать базовое понимание главных событий или вопросов по определенному отрывку. Кроме подчеркивания и обозначения цветом, для выделения важного в тексте можно применять другой вариант этой стратегии - то есть, уменьшать объем второстепенных деталей и оставлять только самую необходимую информацию. На практике это означает удаление отдельных слов, предложений, абзацев и даже целых страниц. И хотя обычно такие приемы не дают читателю возможности оценить эстетическую сторону написанного, но они позволяют осознать сущность изложенных в нем мыслей. Аналогично, полезным будет упростить оформление, в частности убрать любые отвлекающие и несущественные ссылки в конце страницы, диаграммы, рисунки. Рядом с удалением второстепенной информации существует противоположная методика, которая тоже облегчает понимание текста и является эффективной для некоторых учеников. Речь идет о сопроводительных визуальных опорах в тексте, помогающие его осмысливать. Этот прием распространен в обучении детей младшего возраста, которые опираются на «нетекстовые» подсказки во время чтения рассказов. Его также можно применять для детей, которые не умеют или только начинают учиться читать, независимо от возраста. Так же, в работе с детьми с высоким уровнем навыков чтения сложные отрывки текста полезно сопровождать письменными примечаниями с объяснением тех же понятий простым языком. Приступая к модификации материалов, учитель также должен продумать содержательное наполнение. Принимая во внимание потребности некоторых учеников, в тексте для них стоит оставлять только самые необходимые элементы, которые касаются основного курикулума. Исследователи выделяют три типа знаний:
1. «обязательные» знания (англ. "Must know" knowledge) – существенные знания, владение которыми является необходимым условием для дальнейшего обучения;
2. «рекомендованные» знания (англ. 'Should know knowledge ") – важные, однако не главные;
3. «необязательные» знания (англ. 'Could know' knowledge) - не принадлежат ни к существенным, ни к важным знаниям.
Понятно, что основное внимание следует уделять формированию «обязательных» знаний. «Рекомендуемые» и «необязательные» знания будут полезны только после освоения ключевого учебного материала; также они могут запутать некоторых детей, завести их тупик. В то же время, задача учителя не ограничивается уменьшением объема информации и выбором необходимых фрагментов. Он также должен следить за тем, чтобы выбранное содержание касалось опыта или отвечал интересам конкретного ученика. Например, во время написания сочинения ученик должен просто выложить последовательность событий (а не писать целый рассказ), опираясь на свой предыдущий опыт. А следующей задачей для этого ребенка может быть расширение собственного схематического произведения и составление на его основе целого рассказа (что скорее касается «рекомендованного» диапазона навыков). Кроме того, во время проведения урока важно учитывать разные стили обучения. С этой целью следует предоставлять ученикам набор материалов альтертивного формата. Сейчас многие учебные заведения стремятся совершенствовать уровень грамотности своих школьников. В этой связи рекомендуется не перенасыщать уроки задачами на основе печатного текста. Ведь некоторые ученики лучше усваивают содержание отдельных предметов, если подавать его другим способом, например, путем обсуждения, просмотра видеофильма, создание моделей или через движение. Это, в частности актуально для учеников, которые уже длительное время сталкиваются с трудностями в разработке печатных текстов и поэтому низкий уровень уверенности в этой сфере мешает им осваивать важные понятия. Также может возникнуть потребность в создании новых материалов как альтернативы к тексту. Такая работа требует много времени учителя, но ее результаты пойдут на пользу всем детям. Конечно, было бы проще считать, что приведенные рекомендации по подготовке материалов касаются лишь некоторых учеников или на дифференцированном уроке такие «универсальные» материалы пригодятся тем детям, которым сложно работать с обычными. Однако это не обязательно так. Научно доказано, что в инклюзивном классе такой подход полезен даже для учеников без явно заметных особых потребностей. Он способствует улучшению их показателей во многих сферах, в том числе академических. Это можно объяснить тем, что в условиях использования таких широко доступных материалов, новые понятия становятся более понятными даже для тех учеников, для которых учитель до сих пор не видел никакой необходимости в дифференциации. От использования в обучении материалов, созданных с принципами универсального дизайна, выиграют все. И хотя этот пункт в основном посвящен печатным текстам, мы бы не хотели, чтобы у читателей сложилось ложное впечатление, будто анализ доступности данного аспекта учебной среды на этом исчерпан. Общедоступными должны быть все материалы. Например, как сделать документальный материал о японской культуре более доступным для учащихся с нарушениями зрения или для детей, которые по своему стилю обучения относится к аудиалам или кинестетикам? Или рассмотрим другую ситуацию. На уроке математики класс изучает сложение и вычитание с помощью счетов. Как сделать счеты доступными для учащихся с нарушениями мелкой моторики или для детей, которым сложно даются задачи, требующие определенного уровня визуально-пространственных навыков и остроты восприятия? Поэтому, чтобы сделать учебную среду действительно доступной для каждого ребенка, необходимо внимательно изучить не только тексты, но и все другие материалы, используемые на уроке.
Ресурсы.
Многие соображения относительно ресурсов, в широком смысле этого понятия, в частности поддержки со стороны коллег, изложены в разделе 5. Однако, кроме обеспечения ресурсов такого типа, необходимо также продумать координацию различных видов поддержки, которую оказывают местные социальные службы и гражданские объединения (см. вставку 7.3).
Вставка 7.3. Замечания по ресурсам.
· Обеспечивайте дополнительное сопровождение в обучении (например, путем привлечения ассистентов учителя (пара педагогов), волонтеров, сверстников, родителей, других специалистов).
· Координируйте предоставление услуг социальными службами и общественными объединениями.
· Используйте вспомогательные технические средства (компьютеры, средства расширенной коммуникации, видео, аудио).
· Сотрудничайте с другими учителями.
Школа значительно выигрывает от тесного сотрудничества с обществом, причем положительное влияние такого взаимодействия не ограничивается какой-либо одной сферой. Учитель инклюзивного класса также может воспользоваться ресурсами общины в своей деятельности. Иногда для начала сотрудничества достаточно открыть телефонный справочник или поискать в Интернете информацию о местных общественных объединениях, оказывающих поддержку лицам с различными видами инвалидности, о различных культурных группах, религиозных общинах и тому подобное. Все более важную роль играют организации более общего характера, причем некоторые из них считают своей целью содействие инклюзивной практике. Нередко такие организации готовы давать рекомендации и поддержку в работе с инклюзивным классом. В зависимости от своей технической базы, они могут предложить и более осязаемые формы помощи, например, предоставить во временное пользование специализированное оборудование. В некоторых случаях целесообразно обратиться к организациям, которые не имеют непосредственного отношения к образованию, но, безусловно, заинтересованы в качественной работе школы и внедрении передового педагогического опыта. Например, в ответ на запрос учебного заведения и объективно подтвержденную потребность, благотворительное общество, вроде ротари-клуба, согласится провести от имени школы кампанию по сбору средств для закупки нужных ресурсов. И организации преимущественно работают на волонтерских началах. Школам, которые пытаются создавать условия для инклюзивного образования, также полезно изучить варианты сотрудничества с не волонтерскими организациями. В частности, следует упомянуть о государственных агентствах, которые занимаются вопросом людей с определенным видом инвалидности. Они часто готовы обеспечить необходимую помощь, иногда на коммерческой основе. Кроме того, предоставление услуг лицам с особыми потребностями и с определенными видами инвалидности входит в обязанности национальных или местных органов в области здравоохранения, образования, юстиции или социального обеспечения, в зависимости от вашей местности. Очевидно, что различные органы власти обеспечивают неодинаковый уровень поддержки, однако необходимо использовать все эти потенциальные возможности и ресурсы в полной мере при условии, что тот или иной вид поддержки является необходимым и полезным. Такая дополнительная поддержка может поступать в форме советов, координации программы, услуг, иногда - в виде прямой передачи материальных ресурсов школе. Что касается использования технологий, то предложить какие-либо конкретные рекомендации по этому поводу сейчас довольно сложно. Учитывая стремительные изменения и развитие отрасли, вполне вероятно, что до выхода книги (или даже блога!) о преимуществах тех или иных устройств, эти технические средства уступят место другим новинкам или даже успеют устареть. Заметим лишь, что внедрение компьютерных технологий для поддержки всех учеников на сегодняшний день стало обычным явлением, по крайней мере, в западных школах. Кроме того, был создан целый ряд специальных технических средств, главным образом для поддержки учащихся с инвалидностью, которые также могут оказаться полезными в обучении всех детей. Благодаря технологиям все дети могут общаться, достигать своих академических целей и даже находить новых друзей в онлайновой среде. Иногда их обозначают термином «вспомогательные технические средства »(см. примеры во вставке 7.4), поскольку их главное назначение - помогать ученикам выполнять другие задачи. В то же время, стоят они достаточно дорого, поэтому учителя и школы должны очень взвешенно подходить к приобретению любого оборудования, призванного способствовать учебной деятельности. Необходимо убедиться в том, что запланированные для покупки технические средства действительно нужны для решения определенной задачи в работе с ребенком. Во-вторых (и это очевидно), следует, чтобы ученики умели с пользой применять то или иное устройство. В нашей практике случались случаи, когда школы соблазнялись на рекламные предложения с описанием великолепных характеристик определенного технического средства, а оказывалось, что дети, для которых он был назначен, не могли с ним работать.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)