Универсальный дизайн для обучения или адаптации курикулума
Мы не знаем ни одной страны, где курикулум автоматически подходил бы для всех учащихся в той форме, в которой его публикуют для учителей. Поэтому профессиональные учителя берут курикулум, который они обязаны преподавать, за основу для разработки содержательных учебных задач, полезных и доступных для всех детей в классе. О педагогах, которые способны таким образом интерпретировать официальный курикулум, можно сказать, что они практикуют универсальный дизайн для обучения. Подобно многим идеям, способствующим успешному внедрению инклюзии, идея универсального дизайна не является новой в образовании. Она давно стала неотъемлемой составляющей работы хорошего учителя. Новизна заключается в более глубоком осознании того, что такой подход к организации материала и выбора методик работы на уроке является исключительно эффективным и важным с точки зрения удовлетворения потребностей каждого ученика. Однако для некоторых учителей применение универсального дизайна бывает невозможным или, по крайней мере, достаточно проблематичным, в зависимости от контекста (и региона). В частности, в некоторых странах предусмотрены курикулумом учебные задачи настолько директивные и детализированы, что многим сложно слишком отклоняться от них в своей профессиональной интерпретации этого документа при внедрении его на практике. Иначе существует довольно реальная перспектива дисциплинарных взысканий. При таких обстоятельствах учителю приходится находить и осуществлять соответствующие адаптации курикулума для учеников, которые в этом нуждаются. В этом разделе мы рассмотрим оба подхода и начнем с того, которому, по возможности, рекомендуется отдавать предпочтение, - то есть с универсального дизайна. Какой из них выбрать - зависит от вашего личного решения. Но принимать его следует после ознакомления с местными требованиями к работе учителя.
Универсальный дизайн курикулума для обучения.
В педагогике и, в частности, относительно курикулума, понятие универсального дизайна употребляют сравнительно недавно. Эта концепция зародилась в архитектуре. В своем оригинальном смысле она обозначает, таким образом, проектирование зданий, призванная обеспечить их доступность для людей с инвалидностью. Впоследствии идею доступности для всех изначально без дополнительных адаптаций или модификаций, было распространено на многочисленные области, в том числе на разработку курикулума. Дискуссии о применение этой концепции к организации обучения продолжались более 25 лет. Поэтому большинство участников обсуждения согласовали три руководящих принципа универсального дизайна для обучения.
1. Множественные (гибкие) способы представления материала. Все ученики могут получать информацию и знания через различные средства. Это означает, что информация предоставляется в нескольких форматах: через объяснения учителя, коллективное обсуждение, отличные учебные задачи, с акцентом на визуальном, аудиальном и кинестетическом способах восприятия.
2. Множественные способы выражения. Ученикам обеспечивают различные возможности для демонстрации приобретенных знаний, умений и навыков. Другими словам, в процессе оценки используются различные, возможно нетрадиционные, методы в дополнение к обычной письменной контрольной или тесту. Например, вербальные и / или визуальные презентации, непосредственное выполнение определенной деятельности и тому подобное.
3. Множественные способы привлечения позволяют учитывать интересы всех учеников, создавать для них соответствующие вызовы и повышать уровень мотивации. Согласно этому принципу, учитель должен учитывать различия между учениками в плане их индивидуальных потребностей, стилей обучения, способностей и интересов, чтобы не только удовлетворять потребности каждого ребенка, а и помогать им проявить свои сильные стороны.
В универсальном дизайне обучения мы исходим из того, что все ученики должны иметь доступ к курикулуму и задачам, так же как и к зданиям, без дополнительных модификаций. При этом некоторые курикулумы более подвержены такой обработке, чем другие. Например, типичную школьную программу Нового Южного Уэльса, Австралия, пока нельзя считать совершенной, но недавно для 7-10 классов был введен ряд новых учебных целей. Таким образом, расширенное содержание обучения охватывает новую сферу, которую принято называть «жизненными навыками». Это нововведение призвано способствовать лучшему удовлетворению потребностей детей с когнитивными нарушениями. Как следствие, введение новых целей в школьную программу дает учителям возможность преподавать ее такой, какая она есть. Теперь им не нужно прибегать к модификациям, чтобы ввести составляющую жизненных навыков для некоторых учеников, как это было раньше. И, несмотря на небезосновательны упреки, что нововведение приведет к появлению отдельного курикулуму в переформатированном варианте, факт остается фактом: сейчас этот элемент содержания введен в обязательный учебный план обычной школы на государственном уровне. Поэтому обновленный курикулум можно приветствовать как положительный. Ведь, прежде всего, его введение снимает много проблем, которые обычно возникают в процессе адаптации и модификации программы, малопригодной для работы с широким контингентом учащихся.
Дифференцированное преподавание и универсальный дизайн.
В идеальном варианте, курикулум, разработанный по принципам универсального дизайна, должен подходить для всех учеников и не нуждаться в последующих модификаций. Идея универсального дизайна для обучения логично приводит нас к понятию дифференциации. С технической точки зрения, это два разных подхода, но мы убеждены в их неразрывной связи. Действительно, в условиях взвешенной реализации, они дополняют друг друга. По нашему мнению, применение универсального дизайна автоматически означает дифференциацию курикулума и методик его преподавания. В то же время, между двумя понятиями существует определенная разница. Как видно из формулировки, универсальный дизайн для обучения - это определенный способ организации деятельности по освоению материала программы таким образом, чтобы она была доступной для всех детей. В свою очередь, термин «дифференцированное преподавание» в основном касается способа применения, то есть педагогических приемов и методов, которые учитель использует на уроке для освоения разнообразным ученическим коллективом должным образом разработанного курикулума. Это различие не такое простое, как кажется на первый взгляд. «Универсальный дизайн для обучения» предусматривает не только планирование, а «дифференциация» - не только его внедрение. Это обусловлено тем, что дифференцированный подход к преподаванию курикулума необходимо применять еще на этапе его разработки (то есть дизайна), а способ построения учебных задач влияет на их внедрение (методику преподавания). Отсюда следует, что при планировании модулей и уроков в инклюзивном классе учитель должен учитывать собственное содержание (что? или учебные задачи, которые подходят для всех учеников) и технологию его преподавания (как? или методы и приемы, пригодные для широкого диапазона учащихся). В первом издании этой книги авторы большое внимание уделяют модификации курикулума как способа удовлетворять потребности всех детей. При этом мы исходили из того, что типовая программа (курикулум) подходит для каждого ребенка, а поэтому педагоги должны модифицировать ее с учетом индивидуальных особенностей учащихся неоднородного контингента класса. Согласно тогдашних взглядов, большинство учеников способны овладеть типичным курикулумом без адаптации и модификации, и к ним следует обращаться только в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рост популярности новой концепции - универсального дизайна для обучения - помогло осознать, что такие модификации необходимо продумывать с самого начала планирования, а не совершать их впоследствии, в процессе подготовки целых модулей или отдельных уроков. Исследователи определяют пять аспектов учебной среды, где существует возможность для адаптации и модификации курикулума. Изложенный ниже материал с предположением, что возможно адаптации и модификации отражает наши позиции того времени. Тогда считалось, что учитель осуществляет их на заочном этапе на основе готового плана модуля или урока для всего класса, и они адресованы только детям с особыми потребностями. По мнению авторов, эти рекомендации также актуальны в контексте дифференциации обучения и универсального дизайна для обучения, где их следует учитывать в начале планирования. Перед тем, как приступать к составлению планов, исследователи советуют поразмышлять над несколькими вопросами по курикулуму и методик его преподавания. Следует проанализировать наши педагогические подходы и курикулум, который мы должны изучать с учениками, и определить, насколько они требуют определенной интерпретации, чтобы сделать их пригодными для каждого ребенка; каким аспектам необходимо уделить особое внимание. Другими словами, эти вопросы помогают определить потенциальные барьеры для восприятия курикулума и методики, о которых стоит помнить в процессе планирования (см. вставку 7.1).
Вставка 7.1. Вопросы для выявления барьеров, которые приводят к снижению доступности курикулума и методики.
1. Могут ли все ученики овладевать курикулумом в заданном виде? Если нет, то ...
· Какие факторы среды создают барьеры для привлечения всех учеников?
· Какие барьеры для привлечения всех учеников существуют на уровне методики, предусмотренной этим курикулумом?
· Какие барьеры для привлечения всех учеников заложены в ожидаемых результатах обучения?
2. Что необходимо сделать, чтобы устранить эти барьеры для обучения и привлечения?
Как в соответствии с принципами универсального дизайна для обучения, интерпретировать официальный курикулум и превращать часто «сухие» нормативные документы в насыщенную, содержательную и надлежащую учебную программу для всех учеников? Чтобы ответить на этот вопрос на практике, стоит проанализировать три основные категории, которые выделяют исследователи. Они служат ориентиром для обеспечения доступного курикулума.
Учебная среда.
Итак, с точки зрения принципов универсального дизайна для обучения (то есть использование различных способов представления материала, выражение и привлечение), необходимо соответствующим образом адаптировать учебную среду. Под этим мы понимаем пять ключевых аспектов среды на уроке, которые можно корректировать, причем делать это еще на этапе планирования. Это позволяет «подогнать» курикулум и методику под нужды всех учащихся. Исследователи выделяют такие базовые категории: физическая среда, материалы, ресурсы, методика и ожидаемые результаты обучения. Тема создания надлежащей физической среды раскрывается в главе 9. Другие четыре аспекта, которые учитель должен учитывать в процессе планирования и проведения уроков, ниже. Замечания по подготовке материалов, пригодных для всех учеников, в основном касаются письменного формата. Однако очевидно, что сфера их применения гораздо шире. Акцент на печатных материалах свидетельствует о признании ведущей роли языка (в частности задач на основе чтения и письма в школе). Эта тенденция до сих пор остается актуальной. Итак, во-первых, предлагается сделать тексты более читабельными. Это означает, что некоторым детям необходимо предоставлять материалы, напечатанные крупным шрифтом, тогда как для других - увеличивать интервал между строками и использовать определенный тип шрифта. Ученикам, которые овладевают новым языком, помогут графические подсказки, например сопроводительные рисунки к тексту. Такие приемы облегчают процесс декодирования и понимание информации, поскольку текст становится более «дружественным» для ребенка и поэтому ученикам, которые сталкиваются с трудностями в этой сфере, не нужно прилагать дополнительных усилий на обработку печатного формата (см. вставку 7.2).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)