Разработка и внедрение индивидуального учебного плана
Индивидуальный учебный план для учащихся с существенными различиями может помочь педагогам обеспечивать условия для достижения измеряемого прогресса в обучении. В то же время, стоит заметить, что присоединение раздела по этой тематике вызвало у нас определенные сомнения, поскольку наша собственная позиция по применению ИНП в лучшем случае до конца определена (см. замечание о преимуществах и недостатках ИНП в разделе). Однако, иногда, согласно законодательным и нормативным требованиям или в соответствии с контекстуальными факторами, дифференциация обучения – не единственная стратегия, которую может использовать учитель для предоставления помощи детям с особыми образовательными потребностями, и поэтому ИНН можно считать обязательным. По этой причине мы решили придерживаться прагматичного подхода: если индивидуальные учебные планы необходимы, то их можно применять эффективно, а потому следует предоставить соответствующие рекомендации. Действительно, хорошо сложенный ИНП в сочетании с дифференциацией может облегчить организацию учебного процесса в отдельных целевых аспектах. Однако это не означает, что ИНП охватывает или должен охватывать все знания, умения и навыки, которыми ученик овладевает в школе. Он скорее концентрирует внимание на главных задачах его обучения на определенный период. Мы признаем, что при надлежащем внедрении, ИНН существенно облегчает повседневную работу педагога. В этом разделе речь пойдет о методах подготовки и документального оформления полезного индивидуального учебного плана для ученика с особыми образовательными потребностями. Мы также поговорим о методике разработки и формулирования актуальных для него целей, чтобы впоследствии их было легко оценить после завершения периода обучения.
Индивидуальный учебный план.
Вопрос образования (курикулум), который бы подходил для всех учащихся в инклюзивной среде, имеет центральное значение для успешного воплощения инклюзивной модели. Как уже отмечалось во вступительном разделе, применение учебных планов в работе с учениками, которые требуют более индивидуализированной программы, во многих странах стало нормой. В этой практике есть свои преимущества и недостатки (см. вставку 6.1).
Вставка 6.1. Преимущества и недостатки индивидуального ученого плана.
Преимущества.
Создание программы обучения для конкретного ребенка имеет много преимуществ, поскольку она:
· Помогает обеспечить подотчетность, то есть лицо, ответственное за организацию обучения, имеет четкое представление о требовании к уровню знаний, умений и навыков и работает над их формированием; это делает контроль промежуточных результатов;
· Помогает компенсировать недостаток внимания в типичном учебном плане к тем аспектам, которые непосредственно касаются жизни детей с ограниченными возможностями;
· Дает родителям возможность участвовать в формировании учебной программы для своего ребенка;
· Дает определенную структуру, которая побуждает членов консультативно - педагогической команды концентрировать внимание на тех аспектах обучения, которые важны для ребенка;
· Содержит рекомендации по методам преподавания определенных частей содержания программы;
· Предопределяет дополнительные ресурсы и виды сопровождения, которые могут понадобиться для ребенка;
· Предполагает определенную технологию оценки;
· Служит источником полезной информации при организации перехода ребенка в следующий класс или в другое учебное заведение.
Недостатки.
Для индивидуального учебного плана характерны несколько негативных аспектов, в частности он:
· Может приводить к изоляции ребенка в классе;
· Усиливает нагрузку на учителя, которому приходится выполнять больше бумажной работы;
· Часто не содержит четких данных о том, каким образом он связан с общим учебным процессом и требованиями по уровню знаний;
· Закрепляет представление, будто дети с инвалидностью с самого начала отличаются от других детей;
· Содержит узконаправленные и тривиальные задачи;
· Также часто сосредоточен преимущественно на практических целях, достижение которых ребенок может продемонстрировать своим поведением;
· В большинстве случаев ориентирован не на образование в широком смысле, а на механическую отработку навыков;
· Не предусматривает личностно-ориентированного подхода и вместо этого имеет директивный характер, почти не оставляет возможности для учета интересов самого ученика. Кроме того, многие дети даже не имеют достаточного представления о том, что входит в их ИНН.
Противоречивые данные, как в пользу применения ИНН, так и против него. Описывая положительные стороны индивидуального учебного плана и отмечая многие его недостатки, он призывает к их переоценке в свете новых направлений и приоритетов в изучении этой проблематики. Несмотря на многочисленные недостатки применения ИНН, большинство из них можно нивелировать, если такой план является гибким рабочим документом и корректируется в контексте повседневного общего учебного процесса в обычном классе. Несмотря на свое несовершенство, ИНН, при условии его тщательной разработки и внедрения, поможет вам интегрировать учеников, чьи учебные потребности существенно отличаются от потребностей остальных детей в вашем классе.
Роль консультационно-педагогической группы в подготовке ИНП.
В некоторых школьных системах за разработку индивидуального учебного плана отвечает учитель, тогда как в других - это общий долг команды, в которую входят педагоги, родители и, по возможности, сам ученик. Но независимо от того, кто в конечном итоге несет ответственность, деятельность консультационно-педагогической группы является фундаментальной в процессе разработки индивидуального учебного плана для ученика. Ее первоочередная задача состоит не только в том, чтобы обеспечить адекватное оценивание ученика с особыми образовательными потребностями, но и сформировать для него программу обучения (курикулум), способствовать ее внедрению и осуществлять мониторинг этого процесса. В каждой местности консультационно-педагогическая группа имеет свое название. В нашем контексте этим термином обозначается команда (коллектив) ключевых участников учебного процесса, к которым также относится сам ученик. В состав такой группы должны входить родители, ученик (если это возможно целесообразно), учителя, представитель школьной администрации, другие специалисты и ассистенты учителя. Нужно составить график совещаний консультационно-педагогической группы, а также организовывать дополнительные встречи, когда в них возникает необходимость. Это дает возможность контролировать внедрение индивидуального учебного плана, оценивать его эффективность и вносить необходимые изменения в отдельные его составляющие. В организации заседаний консультационно-педагогической группы следует соблюдать формальные процедуры: заранее готовить порядок дня, вести протокол и затем предоставлять его экземпляры всем участникам. Ниже на рис. 6.1 приводится примерный образец такой повестки дня в адаптированном варианте. Смотрите также форму 7 в разделе «Образцы полезных документов».
Повестка дня заседания консультационно-педагогической группы.
Ребенок Джереми Х.
Дата заседания: 1 апреля.
Место: Школа Уайт Хаус, западное крыло.
Время: 14:00 - 16:30
Члены КПГ:
Мистер и миссис Х, родители Джереми Х,
ребенок,
Мистер Смит, учитель,
Миссис Джонс, координатор по вопросам учебного плана (курикулума),
Миссис Уильямс, ассистент учителя,
Мистер Консультант - отдел учебно-методического обеспечения для детей с особыми потребностями при администрации учебного округа,
Миссис Хант, работник социальной службы.
Цель: Начать процесс разработки индивидуального учебного плана для Джереми.
Этап работы:
Первое заседание.
Время, Пункт повестки дня, Ответственные члены КПГ.
14:00 - 14:05 Представление членов группы. Миссис Джонс.
14:05 - 14:10 Ознакомление с повесткой дня и его утверждение; объяснение процедуры проведения заседания. Миссис Джонс.
14:10 - 14:15 Обсуждение и согласование претендентов на должность руководителя группы и «управляющего случаем ». Рекомендуемая кандидатура - миссис Джонс. Мистер Смит, Мистер консультант.
14:15 - 14:45 Просмотр результатов оценки и данных о текущем уровне успеваемости.
· Джереми - мысли о собственном уровне успешности в каждой из шести предметных областей.
· Мистер Смит - определение сильных сторон Джереми и потребностей. Информирование о результатах тестов и неформальных наблюдений. Демонстрация работ ученика.
· Мистер Консультант – информирование о результатах стандартизированного тестирования.
· Мистер и Миссис Х - собственные наблюдения за уровнем функционирования Джереми.
14:45 - 15:30 Определение и согласование аспектов обучения, в которых необходимо применять специально подобранные методики. Все.
15:30 - 16:20 Выработка целей, краткосрочных задач, критериев оценки и планов работы для каждого предварительно согласованного аспекта. Определение и согласование необходимых сопутствующих услуг (для принятия решения по этому вопросу может понадобиться еще одно заседание). Все.
16:20 - 16:21 Определение места учебы для Джереми. Вероятно, мальчик продолжит посещать школу Уайт Хаус. Миссис Джонс.
16:21 - 16:30 Подведение итогов заседания. Определение вопросов для дальнейшего обсуждения на следующей встрече. Назначение и согласование даты со всеми членами группы. Миссис Джонс.
16:30 Окончание заседания. Миссис Джонс.
Рисунок 6.1. Повестка дня заседания консультационно-педагогической группы.
На консультационно-педагогическую группу возлагается еще одна важная функция - обеспечивать удовлетворение любых медицинских и физических потребностей. Один из методов реализации этой задачи заключается в применении специальных форм, которые подписывает каждый член группы и тем самым показывает, что он или она знакомы с потребностями ребенка. Соответствующий пример смотрите в разделе «Образцы полезных документов» (см. форму 8).
Создание индивидуального учебного плана.
При формировании ИНН целесообразно соблюдать иерархическую структуру, т.е. начинать его подготовку с широкой общей цели и долгосрочных целей с последующей разбивкой их на меньшие и более конкретные педагогические цели.
Задание. Мы рекомендуем формат ИНП в виде блок-схемы (см. Рис. 6.2).
Рисунок 6.2. Процесс разработки индивидуального учебного плана. Шаблоны для составления индивидуального учебного плана приведены в разделе «Образцы полезных документов». Далее подаются варианты их заполнения на основе представленной блок-схемы. Мы последовательно рассмотрим все составляющие и выясним содержание каждой из них.
Общая цель.
С момента публикации первого издания этой книги концепция общей цели (или виденье), как составной индивидуального учебного плана или как элемента общего процесса, предшествующего его разработке, приобрела широкое распространение. В свете критики в адрес ИНН за его недальновидность формулировки общей цели может быть важным этапом в процессе подготовки плана, который, возможно, окажется более полезным в долгосрочной перспективе. Это короткое сообщение / утверждение на начало ИНП, что дает представление о «большой картине» будущего ученика, составленную на основе стремлений и надежд всех лиц, причастных к обучению и воспитанию ученика, в том числе его самого. Оно содержит утверждение положительного характера и отражает мечты и надежды ученика, его семьи и школьного персонала. Хорошая общая цель служит ориентиром для определения долгосрочных целей, например:
Мы надеемся, что в будущем Джереми будет жить самостоятельно. Мы также мечтаем, что он будет самостоятельным, иметь хорошие отношения с членами местной общины и они его будут поддерживать. Мы мечтаем о том, что у Джереми будет интересная работа и работодатель будет ценить его вклад в общее дело. Мы бы хотели, чтобы Джереми жил активной и насыщенной социальной жизнью, имел близких друзей, чтобы его связывали крепкие и длительные отношения с дорогими ему людьми, чье общество дарит ему радость.
В этой короткой и очень общей формулировке содержатся ключевые идеи - основа для формулирования долгосрочных целей. Она отражает надежды на будущее в трех главных сферах: самостоятельную жизнь, работа и социальные отношения. Поэтому в процессе разработки целей для Джереми необходимо исходить из заветной картины его взрослой жизни. Это сообщение следует вписать в специально отведенной графе ИНН (см. представленный ниже пример на рис. 6.3 и форму 9 в разделе «Образцы полезных документов »). При выработке общей цели важно учесть мнения всех членов консультационно-педагогической группы, и такая работа потребует определенного времени и усилий. В связи с этим можно подумать над такими вопросами:
· Чем нравится заниматься ученику? Имеет ли такая деятельность определенное значение для его / ее будущего?
· Является ли ученик?
· О каком будущем мечтают его родители?
· После окончания школы?
· Чем бы вы хотели, чтобы ученик занимался во взрослом возрасте?
· Из чего состоит будущее, счастливое и полное жизни? Как вы считаете, что поможет ученику жить такой жизнью, когда он повзрослеет?
· Есть ли обстоятельства, которые могут помешать ученику достичь своей мечты? Как их можно преодолеть?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)