Оценка на основе курикулума
Оценка на основе курикулума - самый эффективный и релевантный способ оценки обучения. Формализованные виды оценки, например тесты интеллекта, также в определенной степени помогают выявлять некоторые потенциальные барьеры и благоприятные факторы для обучения, но когда необходимо выяснить, каким объемом знаний обладает ученик и от чего следует отталкиваться учителю в своей преподавательской деятельности, польза от них будет достаточно ограниченной. В оценке на основе курикулума базой для измерения знаний и навыков ученика служат задачи курикулума. Его проведение существенно облегчается в образовательных системах с высоко структурированным и директивным курикулумом. Например, курикулум канадской провинции Альберта определяет учебное содержание для каждого года с разбивкой учебных целей на меньшие, «компактнее» задач, которые учителя должны последовательно реализовать в повседневной практике. Итак, процедура такой оценки упрощается тем, что учителю необходимо лишь сопоставить деятельность ученика с выписанными в нем критериям. Так, согласно курикулум Альберты в части искусства, в частности рисования, для 8 класса, учащиеся должны понимать, что «восхождение параллельных линий в единой точке на горизонте образует эффект линейной перспективы на двумерных рисунках». В процессе оценки на основе курикулума учитель устанавливает, понимает ли ученик сущность этого явления. Например, просит нарисовать рисунок, где параллельные линии сходятся в одной точке на горизонте, или предлагает пересмотреть несколько рисунков и определить эту точку. После чего учитель, так сказать, «ставит галочку », то есть замечает для себя, что ученик понимает явление линейной перспективы, и переходит к следующей теме. В других странах курикулум более гибкий и поэтому дает учителям больше простора для планирования собственных педагогических целей и задач учебного процесса с учетом контекстуальных факторов, в том числе практики работы школы, специфики местной общины, обеспечения ресурсами, а также общей информации об учениках и показателей их развития. В таких случаях для оценки на основе курикулума учитель должен создать собственный набор критериев. В общем, характер подготовительной и последующей работы по его проведению будет зависеть от конкретной ситуации и требований местного органа управления образования. Исследователи предлагают свою технологию оценки на основе курикулума, которая состоит из восьми этапов. В этой книге она приводится ниже с незначительными изменениями:
Определение причин для принятия решений.
Анализ курикулума.
Формулирование измеряемых (специфических) задач.
4. Разработка надлежащих методик оценки.
5. Сбор данных.
6. Обобщение данных.
7. Представление данных.
8. Интерпретация данных и принятия решений.
1. Определение причин для принятия решений.
Необходимо, чтобы учителя могли обосновать свои действия по каждому направлению работы и, в частности, в аспекте оценки. Ведь настоящий смысл он имеет тогда, когда педагог способен объяснить, зачем его проводить, почему было выбран именно этот метод и каким образом предполагается использовать полученные результаты. В процессе оценки учителю постоянно приходится принимать те или иные методические и организационные решения, и каждый раз они должны быть оправданными, то есть согласовываться с принципами лучшей педагогической практики и учитывать особенности учебного контекста, для которого они адресованы.
2. Анализ курикулума.
Независимо от курикулума, с которым вы работаете и который может быть высоко структурированным и директивным (вроде канадского примера - о чем говорилось выше) или более гибким, обрабатывающимся в пределах школ и педагогических коллективов, его необходимо проанализировать и определить объект измерения. Такой анализ предполагает методические обработки образовательных стандартов и программ, что позволяет точно определить комплекс знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик. Далее на этой основе можно сделать вывод об усвоении им соответствующей отрасли или темы курикулума. Принимая во внимание характер вашего базового курикулума, возможно будет нужно составить перечень этих знаний, умений и навыков на отдельном листе бумаги.
Пример. Знания, умения и навыки, определенные для темы «Сортировки», которая изучается на этой неделе по программе курса математики.
Учащиеся должны уметь:
·сортировать по цвету;
·сортировать по форме;
·сортировать бусины по размеру;
·находить «лишнюю» бусину среди определенного набора подобных бусин.
3. Формулировка измеряемых (специфических) задач.
Исследователи говорят о формулировке «поведенческих» задач, тем самым призывая нас использовать задачи, которые являются измеряемыми. Авторы этой книги предпочитают второй термин. После анализа курикулума и определения объема материала, которым учащиеся должны овладеть, можно переходить к постановке отдельных специфических задач, уровень достижения которых вы планируете измерять. Они задают параметры для оценки и в некоторых случаях настолько четко прописаны в курикулуме, что учителю не нужно формулировать на их основе свои собственные. В таком случае вы просто выбираете те, которые планируете измерять. В хорошо поставленной задаче точно указано, что должен продемонстрировать учащийся, где, когда, как часто и при каких обстоятельствах, чтобы можно было судить об усвоении им определенного элемента знаний, умений или навыков. Приведенный выше пример с сортировкой бусин содержит сравнительно четкие требования к уровню успеваемости. Однако в этом случае также возникают некоторые вопросы. Например, можно ли одноразовую демонстрацию сортировки бусин таким образом считать приемлемым свидетельством того, что у ученика есть соответствующие понятия? При каких условиях ученик должен продемонстрировать это понимание? Сколько разных видов и цветов бусин нужно использовать? Конечно, список возможных вопросов можно продолжать, а, следовательно, ваша работа как учителя состоит в том, чтобы установить точные параметры деятельности, которая демонстрирует приемлемый уровень успеваемости и глубокое понимание определенной области обучения.
Пример. Измеряемая задача.
К концу недели, на уроке математики в пятницу, ученики трижды продемонстрируют умение сортировать по цвету бусины четырех различных цветов. Цвета бусин будут меняться, в частности предполагается использовать красный, коричневый, желтый, синий, белый, черный, зеленый, фиолетовый, розовый и оранжевый. Степень реализации этой задачи легко измерить. В пятницу ученики или продемонстрируют способность сортировать бусины три раза или нет.
4. Разработка надлежащих процедур оценивания.
Итак, вы определили, что планируете оценивать. Далее необходимо решить, как это делать. Обычно, процедура оценивания на основе курикулума эффективна тогда, когда он происходит в естественном контексте урока. Более формальные подходы оценки, где ученики поставлены в искусственные, отличные от учебного контекста, условия, часто негативно сказываются на их результатах. Согласно общему правилу, учащиеся должны демонстрировать приобретенные знания, умения и навыки в тех условиях, в которых они их усваивают. Исходя из концепции триангуляции, распространенного метода в сфере качественных исследований, был выдвинут тезис о том, что тщательное оценивание на основе курикулума предусматривает учет результатов оценок, которые проводились в разные дни и с использованием различных средств измерения (процессуальных или иных). Такой подход позволяет составить реальную картину успеваемости ученика. Достоверность результатов оценивания должна подтверждаться дополнительными свидетельствами, а затем для формирования сравнительно надежного заключения нужно опираться на комбинацию методик и стратегий. Например, с сортировкой бусин можно предложить следующие методики сбора оценочных данных.
Вставка 4.6. Методики оценки на уроке.
· Работая с классом во фронтальном режиме, попросите всех учеников одновременно продемонстрировать целевое умение. Наблюдайте за ними и ставьте соответствующие отметки напротив их имен в контрольной таблице.
· Организуйте групповую работу. На уроке подойдите к каждой группе и попросите ее участников продемонстрировать, как они выполняют учебное задание. Продолжайте фиксировать свои наблюдения в контрольной таблице.
· Во время индивидуальной работы подходите к отдельным ученикам и проводите оценивание.
· Попросите учеников сдать работы, которые демонстрируют уровень владения содержанием и / или умениями, которым они учились на уроках (например, модели, письменные эссе, рисунки, диаграммы).
5. Сбор данных.
До этого момента все предыдущие этапы в осуществлении оценки на основе курикулума были посвящены планированию. Вы определили, что нужно оценивать и как. Теперь пришло время воплощать свой план в жизнь и начать собирать данные. К ним относятся все контрольные и наблюдения, которые проводились с целью оценить уровень успеваемости учащихся, например:
· результаты структурированных наблюдений;
· данные, собранные по итогам отдельных несистематических наблюдений;
· результаты устных и письменных тестов и проверок в процессе практической деятельности на уроке;
· контрольные таблицы с записями о степени сформированности у учеников отдельных навыков, предусмотренных требованиями учебной программы;
· самостоятельные творческие работы, которые сдали ученики.
По мнению исследователей, наблюдение вполне можно считать важнейшим инструментом учителя в планировании и реализации курикулума. Независимо от того, насколько актуальная и подробная общая информация об определенных учениках, учителю все равно нужно проводить собственные наблюдения и / или оценки. Программа вмешательства, составленная исключительно на базе общей информации и данных других специалистов, для планирования курикулума будет недостаточной. Оценка может основываться, полностью или частично, на результатах наблюдений. Сбор и фиксирование данных наблюдения:
· помогает удерживать их в памяти;
· не зависит от предыдущих ожиданий;
· полезно для анализа того, как учебная среда влияет на характер учебной деятельности ученика;
· помогает отслеживать различные аспекты учебной деятельности ученика, изменение их типов и частоту проявления;
· позволяет оценить эффективность стратегий и программ;
· обеспечивает фундамент для определения и модификации учебных задач и методов преподавания.
Когда учитель наблюдает за характером учебной деятельности ученика, в частности его работой в процессе выполнения определенной задачи, и пытается найти наиболее вероятные объяснения замеченного, это служит хорошим ориентиром в выборе необходимых модификаций и обеспечивает четкую основу для дальнейших наблюдений. Сбор данных наблюдения является обязательной составляющей процесса разработки программы, ее внедрения и оценки. Он позволяет планировать реалистичные цели, которые соответствуют учебным потребностям учеников.
6. Обобщение данных.
Собранные данные важно обобщить, что является первым шагом к их осмыслению. Иногда контрольные таблицы занимают не одну страницу (особенно таблицы для всего класса), поэтому из них необходимо вывести данные для отдельного ученика. На этапе обобщения нужно также составить краткое резюме с итогами всех проведенных наблюдений и замечаний, которые отражают общий уровень успеваемости относительно установленных вами академических критериев. Некоторые педагоги используют такие резюме для подготовки письменного отчета родителям о прогрессе ученика.
7. Представление данных.
Если вы собирали и обобщали данные, которые поддаются количественному исчислению и могут быть выражены в форме числа или процента (например, оценки по тестам, творческими задачами или результаты структурированных наблюдений) и если вы фиксировали эти данные в течение определенного периода, то достигнутый прогресс можно отобразить на графике.
Пример. Представление результатов контрольных работ по проверке навыков орфографии.
Каждую неделю Мартин пишет контрольную на основе очередного списка с 10 слов, в которых он ранее допустил ошибки на письме. Его баллы по правильно написанным словам можно обобщить следующим образом: 1-я неделя- 3; 2-я - 3/10; 3-я - 4/10; 4-я - 5/10; 5-я - 7/10; 6-я - 6/10; 7-я - 9/10; 8-я - 4/10; 9-я - 8/10. Результаты Мартина легче интерпретировать, если представить их в графической форме, как показано на рис. 4.4. Приведенный график четко демонстрирует тенденцию к улучшению успеваемости в написании контрольных по орфографии в течение девяти недель.
8. Интерпретация данных и принятие решений.
Последний этап этого процесса предполагает интерпретацию данных и принятия решений на ее основе. Например, если учитель попытается интерпретировать приведенные выше баллы по контрольным по орфографии без учета других факторов, то наверняка приходит к выводу, что Мартин делает успехи в усвоении правописания и что выбранные методы преподавания являются эффективными. Если тенденция к улучшению сохраняется определенное время, можно предположить, что Мартин в дальнейшем сможет самостоятельно достигать аналогичных показателей и больше не будет нуждаться в дополнительной поддержке. Регулярные проверки правописания в течение года, в том числе анализ его работ для выявления общего улучшения письма, помогут учителю установить, что правописание продолжает оставаться проблемным участком для Мартина или, наоборот, стал одной из его сильных сторон.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)