Составляющие интеллекта
Начиная со времен Альфреда Бине, в области понимания и измерения развития осмысленного поведения были проведены многочисленные исследования, а оригинальная версия теста Бине-Симона претерпела существенные редакции. Следует заметить, что подобные тесты дают глобальный или обобщенный балл, который служит полезным индикатором общего уровня способностей, однако в большинстве случаев на этом его значение исчерпывается. Для планирования учебного процесса учителям необходимо более подробная информация о когнитивных способностях ребенка, гораздо конкретная, чем один-единственный показатель.
В 1905 году в Париже Альфред Бине и Теодор Симон опубликовали первый тест интеллекта. В нем исчислялся коэффициент интеллекта с одной цифры - все, что было нужно в то время. Бине работал в период, когда на Западе вводилось обязательное общее образование для всех детей. Это движение привело к осознанию того, что не все дети учатся в одинаковом темпе, поэтому школам необходимо учитывать различные способы учения. В то же время, школы в не реагировали на эту потребность, и, как следствие, отдельных лиц часто признавали неспособными учиться в обычном классе. Многих таких учеников направляли в специальные заведения. Тест Бине делал возможным классификацию учащихся на тех, кто должен посещать массовую школу, и тех, кого, в свете тогдашней образовательной практики, причислять к ней не стоит. Бине не просто был заинтересован в недопущении к массовому образованию детей, которые не могли справиться с ее требованиями. Он также стремился открыть возможности для обучения тем детям, которые из-за ошибочного вывода «необучаемости» были их лишены. В одном парижском заведении среди 25 детей он обнаружил пятерых воспитанников, которые были неправильно диагностированы «идиотами» - именно так тогда обозначали лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Информацию, которую учителю оказывают основные тесты интеллекта, можно разделить на четыре типа. Причем фактическая форма их представления может меняться. Например, в тестах Весклера определяются базовые баллы по четырем шкалам: вербальной, невербальной, оперативной / кратковременной памяти и скорости обработки информации. В тестах Стэнфорд-Бине базовые баллы подсчитываются по следующим категориям: вербальное мышление / знания, абстрактное мышление / визуаль / визуально-пространственное мышление / флюидное мышление, математическое мышления и кратковременная / оперативная память. Эти четыре типа данных дают возможность учителю составить подробное представление о том, над чем ученику нужно работать, и, в случае расхождения между результатами индивидуализированного теста и показателями успеваемости, - выяснить, на каких аспектах обучения следует сосредоточить внимание ребенка.
Вербальная шкала.
Сразу заметим, что в этом разделе речь идет в основном об учениках, которые выросли в англоязычной среде или изучали английский с раннего возраста, и поэтому для них он родная или очень важный второй язык. Если основным средством обучения и бытового общения является другой язык, то в процессе тестирования необходимо применять альтернативные задачи и нормы. Однако даже в англоязычных обществах следует учитывать факторы глобализации и массовой миграции представителей других народностей. Как результат этих тенденций в развитых странах мало кому из учителей доводилось иметь дело с вопросами мультикультурности в своей повседневной практике. Мы посещали школы с английским языком преподавания, где учатся выходцы из сорока стран и культурных сообществ, которые являются мигрантами в первом или втором поколении. Следовательно, эти обстоятельства необходимо учитывать при интерпретации результатов тестирования таких учеников. Если ребенок является «продуктом» исключительно англоязычного культурного воспитания, то его показатели по вербальной шкале теста могут служить точным индикатором способностей и проявлять сильные и слабые стороны в понимании его своей базовой культуры. При необходимости эти результаты становятся основой для составления индивидуального учебного плана. Одной из ключевых субкатегорий вербальной шкалы является лексическая, которая оценивает способность объяснять значение определенного ряда слов. Слова в этом перечне подбираются в произвольном порядке и подаются по мере роста их уровня сложности: то есть тест начинается с общеупотребительных слов и тех, которые легко узнаются и завершается употребляемыми словами, с которыми знакомы только отдельные дети, и то при условии, что они достаточно начитанные. Вторая субкатегория оценивает способность логически мыслить и понимать абстрактные понятия, о чем можно судить по тому, как мы описываем природные явления. Ориентироваться в жизни, понимать и выражать идеи нам помогали слова, имеющие общеизвестное и конкретное значение. Они также дают возможность видеть связи между явлениями. Согласно основному принципу научного развития, ни одно событие или вещь не существует сама по себе, всем присущи свои специфические определяющие атрибуты и все взаимосвязано. Поэтому одним из критериев когнитивной способности индивида является его способность распознавать и определять характеристики, свидетельствующие о различиях и родстве одновременно. Например, эта способность хорошо проявляется в старой словесной игре «животное - овощ - минерал». Третья субкатегория вербальной шкалы определяет способность понимать социальные нормы и причины, побуждающие нас организовывать свою жизнь так, а не иначе. Она измеряет тип интеллекта, который дает нам осознавать полезность определенных действий в существующей организации окружающего мира. Ниже для примера приведен вариант вопросов по этой субкатегории, который не встречается ни в одном известном автору тесте: «Почему в зале суда судья одет в черную мантию и парик или подобный унифицированный наряд? » Одна из причин может заключаться в том, что эти регалии характеризующие индивида как человека, который выполняет реальную, однако бесстрастную роль в исполнении правосудия и в этом смысле представляет государство или Корону, или определенное формальное учреждение, отдаленное от личностных предпочтений. Четвертая субкатегория вербальной шкалы отвечает на вопрос о том, каким объемом информации владеет индивид об окружающей среде. Чем больше лицо интеллектуально развито, тем больше оно знает. Такая информация накапливается годами и поступает с многочисленных источников. Наши знания об окружающей среде образуются из того, о чем мы слышим, о чем читаем, или того, что является продуктом нашего собственного мышления. Эти элементы знаний бывают напрямую связаны с нашей повседневной жизнью или достаточно удалены от нее. Но популярность различных теле- и радио викторин, кроссвордов и других словесных игр показывает, каким образом нам нравится получать информацию, манипулировать ею и, по возможности, демонстрировать ее. Чем внимательнее и сознательнее является индивид, чем эффективнее пополняются его банки памяти в процессе повседневной жизни - часто даже незаметно для него самого - тем выше его способность учиться и вспоминать изученное. В большинстве случаев в тесте интеллекта ответы на задания по вербальной шкале оцениваются как правильные или неправильные с небольшой вариативностью. Например, в Западном мире Рождество празднуют 25 декабря, и если в вопросе указано, о какой стране или культуре идет речь, то на него возможна только один правильный ответ. Однако преимущество индивидуализированного тестирования состоит в том, что его процедура допускает интерпретацию, казалось бы ошибочных ответов как правильных. Однажды автор поставил пятилетнему мальчику простой вопрос об обычной игрушке - мяче – и попросил дать определение этого слова. Правильный ответ звучал бы примерно так: «Он круглый, подпрыгивает, когда ударить им о землю, им играют в игры ». Но мальчик дал другой ответ, который не значился в списке правильных: «Это место, где принц выбирает себе жену». (В английском языке слово «мяч» (англ. ball) имеет омоним, который в переводе означает «бал, танцы» - рифм. перев.). Наверное, перед сном он часто слушал разные истории, например о Золушке. Позже родители подтвердили, что с раннего возраста читали сыну рассказы со всего мира, в том числе обычные детские сказки. Ответ был зачислен в правильный, поскольку мальчик бесспорно понимал, что подобное формальное празднование с танцами, которое время от времени устраивают при королевском дворе, называется «бал» (что созвучно слову, употребленному в вопросе). Он продемонстрировал своеобразное, однако правильное понимание общеупотребительного слова, к которому многие его ровесники видимо и не додумались бы. Это яркий пример ответа «с левого полушария », который сам по себе свидетельствует о том, что уровень интеллектуального развития ребенка выше нормы.
Невербальная шкала.
Эти тестовые задания изложены в форме загадок и предназначены для измерения невербальных пространственных или перцептивных способностей, причем процедура тестирования в данном случае осложняется культурной спецификой. Иными словами, их выполнение зависит не столько от понимания речи, сколько от перцептивных способностей ребенка. Задание объясняют в словесной форме или путем моделирования (или с помощью пантомимы). Ученик также не отвечает словами, а воспроизводит определенное физическое действие. Сами задачи предусматривают манипулирование цветными кубиками, составление завершенной картинки из элементов пазла или организацию сюжетных рисунков в последовательное повествование или схему. В любом случае предметами можно манипулировать в уме или физически таким образом, что ученик сам видит - правильное решение найдено. Задания задаются в установленный промежуток времени и ученик понимает, что продолжительность выполнения задач фиксируется. Задачи этих субтестов обычно мало похожи на те, которые ученики решают в школе, однако, наблюдая за учеником, специалист получает важную информацию: о его отношении, нтрий при тестировании, способности работать в условиях ограниченного времени и одновременно сосредотачиваться на задании. Они также помогают выявить серьезные проблемы визуальной / перцептивной сферы, которые требуют более глубокого изучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)