Какую информацию представляет коэффициент интеллекта
· Коэффициент интеллекта не дает информации об эмоциональном состоянии человека, притом, что эмоциональные состояния могут влиять и влияют на уровень выполнения тестов интеллекта.
· Коэффициент интеллекта не дает информации о мотивированности лица выполнить то или иное задание хорошо (не очень хорошо), хотя низкая мотивация негативно сказывается на уровне выполнения теста.
· Коэффициент интеллекта не дает информации о том, каким образом лицо решает проблемы повседневной жизни, например в сфере отношений, обращение с деньгами, реализации карьерных устремлений и тому подобное.
· Коэффициент интеллекта показывает, насколько хорошо, относительно возрастной группы, личность способна анализировать и решать проблемы, насколько у нее развиты виды памяти, и в какой мере она способна адекватно судить о жизненных явлениях и оперировать абстрактными понятиями.
· Коэффициент интеллекта имеет большое значение для работы учителя, поскольку, оценивая когнитивные способности человека, он свидетельствует о степени сформированности умений и способностей, которые важны для традиционного школьного обучения.
В арсенале школьных психологов есть несколько общепринятых тестов, которые хорошо себя зарекомендовали на практике. В частности, Тест интеллекта Векслера для детей дошкольного и начального школьного возраста, четвертая редакция Теста интеллекта Векслера для детей и четвертая редакция теста интеллекта Векслера для взрослых дают комбинированный полный коэффициент интеллекта. В четвертой и пятой редакциях Теста интеллекта Стэнфорд-Бине, а также в третьей редакции Теста когнитивных способностей Вудкока-Джонсона рассчитывается эквивалентный показатель - «стандартный возрастной бал».
Несколько техническая, но очень важная информация. Педагогам необходимо осознавать некоторые технические нюансы тестов интеллекта и хорошо в них ориентироваться. Показатель IQ играет важную роль, но без должного понимания может привести к путанице. Эта неоднозначность побуждает разработчиков заменить его «стандартным возрастным балом». Сам термин «коэффициент интеллекта» используется уже более 100 лет и в настоящее время используется по своему первоначальному назначению. Изменились только математические формулы его расчета. Это статистический инструмент, который показывает результат индивида по двунаправленной шкале со срединной отметкой 100 баллов относительно результатов других представителей его возрастной группы по тесту когнитивных способностей. Отметку «100 баллов» принято средней для популяции, на основе которой разрабатывался данный тест. Она отражает идею о том, что результаты измерения большинства природных явлений в пределах большой популяции можно представить в виде нормальной кривой.
Нормальная кривая.
Нормальная кривая или кривая Гаусса позволяет проводить сравнение между людьми. Зная балл (или результат теста) определенного лица, мы можем определить, находится ли оно выше или ниже среднего показателя и насколько. Подобный вывод будет истинным при условии, что нормы данного теста основаны на результатах должным образом организованной и отобранной референтной группы, которая по своим характеристикам близка к семье, с которой мы работаем. Будучи уверенными в том, что исходная популяция подобная нашей, мы можем опираться на нормы данного теста и сравнивать результаты нашего ученика (лица) с баллами его ровесников. Результаты большинства людей приходятся на небольшой диапазон по обе стороны среднего показателя. Остальные индивидуальные баллы распределяются по обе стороны спектра с тенденцией уменьшения их количества по мере удаления от срединной точки. Общий диапазон распределения результатов определяют путем расчета стандартного отклонения баллов среднего. Когда величина стандартного отклонения известна, как в тестах интеллекта, мы можем точнее выяснить, насколько индивидуальный коэффициент интеллекта отличается от среднего.
Поскольку результаты 68% популяции вкладываются в пределы одного стандартного отклонения выше или ниже среднего, то эти 68% имеют коэффициент интеллекта от 85 до 115. Далее, коэффициент интеллекта примерно 14% популяции составляет от 116 до 130, а остальных 14% - от 70 до 86: их показатели распределяются в диапазоне от одного до двух стандартов отклонений. Результаты остальных 4% популяции приближаются к противоположным краям спектра и занимают позицию на три (или более) стандартных отклонения ниже или выше среднего. То есть, их коэффициенты интеллекта ниже 70 или выше 130. В отчетах для школы коэффициент интеллекта может быть указан одной цифрой, но для учителя гораздо важнее десятибалльный диапазон, то есть не 100, а 95 - 105, который обязательно должен отмечаться во всех подобных документах. Представление коэффициента интеллекта в виде такого диапазона свидетельствует о том, что полученный на момент тестирования балл не может считать абсолютно точным. В полной мере, вероятно, что в случае проведения аналогичного теста в другой день ответы индивида несколько отличаться, он может работать свободней (или быстрее), быть более уставшим (или бодрым) или просто чувствовать себя лучше (или хуже). Такие вариации естественны, они учитываются заранее и не влияющие на достоверность общей тенденции когнитивных способностей, которую отражают тесты интеллекта.
В некоторых отчетах также приводится доверительный интервал на уровне 90 или 95% и отмечается, что мы можем быть уверены на 90 или 95% в том, что истинный балл данного лица приходится на указанный диапазон. Такая информация только дополнительно подтверждает, что результаты тестов интеллекта не являются окончательной оценкой потенциала того или иного лица, зато их следует воспринимать как индикатор его способностей. Кроме того, стоит отметить, что практика представления коэффициента интеллекта одной цифрой не находит поддержки у большинства специалистов, поскольку не дает представления о возможных природных вариациях выполнения теста. Не понимая этих деталей, многие склонны считать, что полученный на определенном этапе их жизни коэффициент интеллекта навсегда определяет их интеллектуальный статус и многие другие аспекты личности. Однако это не так. Коэффициент интеллекта человека со временем может изменяться по множеству причин. В частности, его колебания объясняются изменениями домашней среды, последствиями болезни или неврологической травмы, переездом в другую страну, изменением образовательных возможностей и тому подобное. Поэтому коэффициент интеллекта необходимо толковать в контексте различных факторов.
В процентильных рангах.
В следующем пункте или колонке отчета о проведенном тестировании интеллекта отмечается результат в процентильных рангах. Процентильный ранг показывает, насколько хорошо индивид справился с тестом по сравнению с другими представителями своей возрастной группы. Такой способ отображения результатов предусматривает, что если бы данный тест выполняли 100 произвольно отобранных лиц с той самой популяции и возрастной группы, то результат одного человека, переведенный в процентиль, показывает, сколько людей из этой сотни получили высшие и низшие балла.
· Если коэффициент интеллекта равен 100, лицо попадает до 50-го процентиля. То есть одна половина группы получила высокие результаты, тогда как вторая имеет более низкие показатели.
· При коэффициенте интеллекта 115 лицо попадает до 84-го процентиля. То есть 16 человек из нашей сопоставимой возрастной группы получили высшие баллы, а остальные 83 имеют более низкий результат.
· Коэффициент интеллекта на уровне 85 соответствует шестнадцатому процентилю. Соответственно, 84 участника этой группы получили высокие результаты, а 15 имеют ниже балл. В процентильных рангах отражают тот факт, что ответы 68% популяции на шкале сосредотачиваются вблизи среднего показателя и, учитывая высокую частоту распределения в этом диапазоне, позиции участников тестирования сближаются; однако ближе к краям спектра дистанция между позициями тестируемых на шкале увеличивается.
· Коэффициент интеллекта 105 соответствует шестьдесят третьему процентилю, тогда как коэффициент 109 уже принадлежит до 73-го. То есть, имеем разницу в десять процентильных рангов и всего 4 пункта.
· Коэффициент интеллекта 127 соответствует девяностому процентилю, а при конвертации балла 145+ величина процентиля составляет 99,9. То есть, разница между этими результатами, выраженными в процентиле, равна 10 процентильных рангов, а в стандартизированных баллах коэффициента интеллекта - восемнадцать или более пунктов. Коэффициентам интеллекта выше 145 всегда придают процентильный ранг 99,9 или > 99,9 в знак того, что подобные высокие баллы встречаются довольно редко. Обычно результаты в процентильных рангах не отражают в форме диапазона, но в процессе их интерпретации также следует учитывать такие оговорки о возможности вариаций тестовых показателей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)