Дифференцированное преподавание как средство удовлетворения учебных потребностей всех учащихся
Дифференциация содержания, процесса, конечных результатов. Адаптации и модификации. Взаимосвязь дифференцированного обучения и оценивания. Дифференцированное преподавание как средство удовлетворения учебных потребностей всех учеников.
Из года в год в обычных классах общеобразовательных учебных заведений увеличивается количество учащихся с особыми образовательными потребностями. Ученический контингент становится более разнообразным, отчетливо прослеживаются особенности когнитивного, эмоционального, физического и коммуникативного развития школьников. Как следствие, - педагоги чаще сталкиваются с тем, что традиционные подходы организации учебного процесса не позволяют эффективно работать с детьми с более широким диапазоном учебных различий. Поэтому перед учителями стоит задача обучать более широкий ученический контингент, удовлетворяя потребности всех детей, ожидания родителей и растущие требования общества. По мнению специалистов, решить эту проблему можно с помощью дифференцированного обучения. Термин «дифференцированное преподавание» в отечественном образовательном пространстве сравнительно новый. Дифференцированное преподавание рассматривается как концептуальный подход и практическая технология специфической организации учебного процесса. Этот подход педагогу дает возможность учесть различия между учениками и обеспечивать оптимальный и результативный учебный процесс для каждого из них. В дифференцированном преподавании изначально предполагается, что все ученики разные, а значит, задача учителя состоит в том, чтобы выявить различия, соответствующим образом адаптировать учебный процесс и обеспечить учебный опыт для всех. Такой подход к преподаванию, ориентированный на нужды детей, является очень перспективным в обучении всего многообразного ученического коллектива. Дифференцированное преподавание предусматривает создание учебной среды и организацию учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить детям с различными образовательными потребностями (с нарушениями психофизического развития, с одаренностью) успешное овладение курикулумом. Благодаря внедрению дифференцированного обучения обычная программа обучения массовой школы станет доступной для детей с особыми потребностями, они смогут успешно овладевать содержанием обучения, быть активными участниками учебного процесса и, главное, достигать максимальных (для каждого) результатов. Дифференцированное преподавание позволяет учесть в учебном процессе такие ученические отличия:
· Уровень подготовленности - корректируя темп обучения и степень сложности материала;
· Индивидуальные стили обучения - обеспечивая разнообразие видов деятельности, чтобы ученики имели возможность получать и обрабатывать информацию различными способами и на различных уровнях;
· Интересы - опираясь на склонности, интересы и желания самого ребенка усвоить определенную тему или выработать умения, навыки.
О дифференцированном преподавании можно говорить как о подходе, который демонстрирует: принятие учителем разнообразия ученического коллектива (различные уровни базовых и текущих знаний учащихся, их подготовленность, учебные интересы); навыки педагога по организации процесса обучения учащихся с различными учебными возможностями в условиях одного класса; стремление учителя продвигать учащихся на более высокий уровень, обеспечивая им личный успех и предоставляя необходимую поддержку. Дифференцированное преподавание это «ответ» учителя на потребности учащихся (готовность к обучению, учебные интересы, особые учебные потребности и т.д.), который происходит на уровне содержания, процесса и продукта (конечных результатов). Планируя дифференцированное преподавание, следует принимать во внимание:
· Содержание - что ученики должны усвоить и каким образом они будут получать информацию;
· Процесс - виды учебной деятельности, которые выполняют учащиеся для осмысления и усвоения содержания;
· Продукты - то, что дает ученикам возможность закрепить, применить, углубить и усовершенствовать приобретенные знания, умения, навыки (проекты, определенная деятельность и ее результаты и т.д.);
· Учебная среда - как происходит работа на уроке, какая на нем царит атмосфера.
Рассмотрим отдельные аспекты дифференцированного обучения.
· Дифференциация содержания.
Для учеников, которые отличаются своими особыми учебными потребностями, необходимо иметь доступ к учебному материалу через его содержание. Доступность содержательного наполнения считается ключевым элементом дифференциации. Дифференциация на уровне содержания должна учитывать: цели, задачи и ожидаемые результаты, которые планируется достичь (учебные, развивающие, социальные). Баланс между целями и задачами определяет уровень дифференциации содержания.
· Поддержка содержания обучения.
Доступ к содержанию рассматривается в качестве ключевого требования. Изменения чаще всего проявляются в том, каким образом ученики получают доступ к информации (понятий, обобщений, установок, навыков, действий тому подобное).
· Задача, которая связывает с целями обучения.
Очень важно согласовывать задачи с целями обучения. Оценка достижения целей чаще всего осуществляется с помощью тестов, а также стандартизированных инструментов измерения (критерии оценки). Задачи часто выстраиваются как последовательность этапов нарастающей сложности, в результате чего возникает континуум задач по выработке определенных навыков. Для учеников, которые находятся на разных уровнях, варьируется меню задач, чтобы облегчить переход от одного этапа обучения к другому.
· Обучение направлено на овладение понятиями.
Учебные понятия должны иметь широкий диапазон для осознания и использования. Учителя должны сосредоточивать внимание на понятиях и навыках, которыми овладевают ученики. Содержание обучения должно содержать одни и те же понятия для всех учеников, однако по мере их сложности (объема, широты, меры обобщения и т.п.) необходимо варьировать в соответствии с возможностями разных детей.
Рекомендации по дифференциации содержания.
· Целесообразно предоставлять как можно больше разнообразных примеров для всестороннего раскрытия учебного содержания. Оставляя неизменным основное содержание, учитель может варьировать сложность материала (детализируя или обобщая, упрощая или усложняя). Для учеников с физическими или когнитивными нарушениями многообразие примеров чрезвычайно важно для понимания излагаемого. Эти же множественные примеры могут принести пользу и другим ученикам, которые получат видение с разных ракурсов. Широкий спектр примеров помогает усвоить основополагающие элементы и сложить в подходящую модель (индивидуальную для каждого - более широкую или узкую).
· Использование множественных носителей информации и различные форматы.
Широкий выбор средств презентации учебного содержания существует сегодня в цифровом формате, что позволяет учителям осуществлять манипуляции с размером, контрастными цветами и другими характеристиками для создания примеров на многочисленных носителях и в различных форматах. Их можно хранить для дальнейшего использования и обеспечения гибкого доступа к ним разных учеников, в зависимости от их потребностей и предпочтений.
· Следует выделять самое важное.
Важно избегать концентрации внимания учеников на обширных фактах или деталях, зато стоит сосредотачиваться на работе с обобщенным понятием. Таким образом, учителя выделяют важнейшие компоненты содержания.
· Постоянная поддержка «фоновых знаний».
Оценивая знания учащихся касательно планирования обучения, учителя могут эффективно поддерживать базовые знания учеников, поэтапно расширяя и углубляя их.
Дифференциация процесса.
· Последовательно используется гибкая система распределения на группы. По мере овладения нового содержания, ученики должны взаимодействовать друг с другом и совместно работать. Учителя могут проводить предварительное обсуждение основных идей содержания со всем классом, после чего следует работа в малых группах или парах. Во время выполнения задач группы учащихся могут самостоятельно направлять свою работу или же это может делать учитель. Принципы образования групп не является постоянным. Формирование и перегруппировки групп должно быть динамичным процессом, изменяясь в зависимости от содержания, вида деятельности, результатов оценки.
· Управление классом идет на пользу ученикам и учителю. Для эффективной работы в классе с использованием дифференцированного обучения, учителя должны тщательно подходить к организации и выбора методов обучения.
Дифференциация продукта.
· Важно начальная и текущая оценка учеников. Тщательное предварительное оценивание является залогом функциональной и успешной дифференциации. Использование в работе предыдущего и текущего оценивания дает учителям информацию, на основе которой они могут выбирать соответствующие подходы, механизмы поддержки с учетом потребностей, интересов и способностей разных учеников класса. Оценка может быть формальной и неформальной (интервью, опросы и т.д., а также более формальные процедуры оценки результатов).
· Ученики являются активными исследователями. Каждое задание, которое ставится перед учащимися, должно быть интересным, увлекательным и доступным для осознанного усвоения материала, выработки соответствующих умений и навыков. В то же время, ребенок должен чувствовать, что задача - это определенный вызов.
· Изменение ожиданий и требований к ответам учеников. Задачи должны быть дифференцированные таким образом, чтобы разные ученики могли продемонстрировать или проявить свои знания и понимание по-разному (в приемлемый для каждого способ).
Дифференцированный подход к продукту учебной деятельности ученика позволяет использовать разнообразные формы и способы его создания и презентации, предусматривает разную степень сложности, различные варианты оценки.
Взаимосвязь дифференцированного обучения и оценивания.
В процессе обучения учителя и ученики сотрудничая, постоянно используют оценивание и его результаты для дальнейшей совместной работы. Если оценки проводится часто и по-разному, учителя немало узнают о своих учениках. Учителя могут наблюдать за изменениями соображений учеников и проверять их, а также устанавливать связи между предварительными знаниями и изученными недавно. Обучение улучшается и тогда, когда учеников побуждают думать над процессом их обучения, просматривать свой учебный опыт и применять изученное в повседневной жизненной практике. Ученики в классах имеют разные потребности, способности, уровень академических знаний, у каждого свой учебный стиль и тому подобное. Именно поэтому педагогу необходимо иметь широкий выбор вариантов обучения, чтобы у каждого ученика была возможность учиться, достигая максимально возможного уровня развития. Постоянное оценивание и дифференцированное преподавание на этой основе ведет от сосредоточения на одном единственном подходе для всех учащихся класса к определению особых учебных целей для каждого ученика с использованием различных подходов, широкого спектра практик, учитывая разнообразные потребности учащихся. Оценивание ведет к дифференцированному преподаванию в случае, если учителя используют его регулярно. Для того, чтобы принимать во внимание широкий спектр способностей, возможностей, стилей обучения своих учеников, учителя должны установить уровень их самостоятельности в обучении, сложность материала, самого процесса обучения для каждого ученика. Рассматриваем две взаимосвязанные цели оценки: оценка для обучения и оценка самого обучения. Оценка для обучения - предоставляет учителям информацию о ребенке и есть основой для определения практик дифференцированного обучения. Во время такого оценивания учителя должны использовать полученные данные, чтобы определить, что ученики знают и как применяют полученные знания. Также эта информация используется для оптимизации учебного процесса и определения необходимых ресурсов. Оценка процесса и результата обучения является обобщающей и используется для подтверждения достижений (что ученики знают и умеют делать, чтобы продемонстрировать, достигли ли они целей учебной программы). Следует сосредотачиваться на получении точного и правильного заключения относительно знаний, умений и навыков учащихся, чтобы пользуясь этой информацией, можно было бы принимать взвешенные решения по дифференциации обучения. Для обеспечения логических связей между использованием результатов оценивания, целью и методами необходимо тщательное планирование.
Инструментарий оценивания.
Для сбора и трактовки информации оценивания знаний, умений и навыков учащихся есть множество методов и замечательных книг. Важно, первое, сформулировать цель оценки и выбирать методы, которые лучше ей отвечают в каждой отдельной ситуации. В таблице приведены методы, которые учителя могут использовать для оценки.
Оценка для обучения (оценки с целью планирования учебного процесса) предоставляет педагогу информацию о знаниях, умениях, навыках учащихся и служит основой для определения последовательности дальнейшей работы. Когда учителя сосредоточены на оценке для обучения, они постоянно проводят сравнение между задачами учебной программы и индивидуального учебного плана ученика, а также подбирают соответствующие методы преподавания. Таким образом, каждый ученик может получить необходимые материалы, поддержку и наставления, которые нужны лично ему для дальнейшего роста. С помощью тщательного планирования своих действий помощи каждому ученику, учителя оказывают скорую помощь и поддержку для следующего этапа обучения, направляют и ускоряют весь процесс. Хотя процесс оценки и не всегда требует специального вмешательства в процесс их обучения или отбора особых ресурсов, он оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие детей и, соответственно, на дальнейшее дифференцированное преподавание. Поэтому результаты оценки должны быть достаточно точными и подробными, чтобы на их основе делались взвешенные выводы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)