Портфолио в инклюзивном классе
В нашей стране технология портфолио еще не нашла достаточного применения. Однако внедрение инклюзивного обучения требует включения в учебный процесс этой технологии оценивания учебных достижений учащихся. В инклюзивном классе портфолио является важным средством контроля и оценки, который основательно дополняет критерии оценки учебных достижений учащихся. Портфолио - это «собрание работ ученика, которое обеспечивает целостное видение его слабых и сильных сторон». Портфолио, которое заключает учитель должно быть процессуальным, то есть охватывать определенный период учебной деятельности, и визуальным (материалы продуктов деятельности ученика учитель помещает в папку, коробку для бумаг и т.д.). В портфолио надо содержать не только материалы, иллюстрирующие трудности учебной деятельности и процесс их устранения, а и сильные стороны ребенка. В общем портфолио учителя рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника с особенностями психофизического развития в течение определенного периода обучения. Заключение портфолио помогает учителю:
- Раскрыть индивидуальные возможности ребенка;
- Следить за динамикой учебных достижений ученика за определенный промежуток времени;
- Определять эффективность и соответствие индивидуального учебного плана возможностям ребенка, поэтому корректировать его;
- Следить за развитием социализации и формированием личности ученика;
- Осуществлять обратную связь между ребенком, родителями, учителем.
В инклюзивном классе хорошо ввести портфолио, которое будет подбирать ученик самостоятельно. Это позволит учителю решить ряд важных коррекционных задач. Так, работа над портфолио поможет максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Уже с начала обучения у школьника начинают закладываться основы саморефлексии учебной деятельности, то есть ответственности и самостоятельности обучения, участие в качественном оценивании результатов собственного обучения. У ребенка будет формироваться умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно повышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности. Исследователями доказано, что самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях; кроме того, она развивает познавательные интересы и готовность к самостоятельному познанию. Цель ученического портфолио состоит в следующем:
-Формирование у ученика ответственности и самостоятельности обучения;
· Развитие умения давать качественную оценку результатов собственного обучения и деятельности;
· Развитие умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно завышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности;
-Формирование познавательных интересов и готовность к самостоятельному познанию;
· Самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Подбирать портфолио учащимися можно начинать уже в начальной школе и привлекать к этой работе учащихся всего класса. Работа над портфолио ребенка с особыми образовательными потребностями или с нормальным развитием требует активной помощи родителей. Учитель должен доказать родителям ее полезность. Надо убедить их в том, что совместная систематическая работа над портфолио поможет лучше узнать ребенка, его реальные возможности, а использование материалов портфолио на родительском собрании будет способствовать эффективной обратной связи между родителями и учителем. В первом классе, когда ребенок начинает учиться составлять портфолио, помощь родителей должна быть самой полной. По мере взросления школьника помощь надо минимизировать. С самого начала следует организовать работу так, чтобы ребенок сам прилагал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы обязательно происходит процесс осмысления собственных достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание собственных возможностей. Портфолио ученика инклюзивного класса основной школы поможет решать задачи, связанные с переводом в, так называемую, профильную цепочку обучения в старшей школе. Обычно, профориентационная работа в школе проводится психологом с помощью специальных психологических тестов. Однако междисциплинарные педагогические тесты для осуществления отбора в профильные классы не разработаны, отсутствует эффективная система тестирования и профориентации. Таким образом, всесторонний и объективный мониторинг учебных достижений, который дополняется материалами портфолио, открывает новые возможности аттестации выпускников основной школы и конкурсного отбора для продолжения обучения на высшей образовательной ступени в соответствии с интеллектуальными и психофизическими возможностями учащихся. Оценка материалов портфолио осуществляется в соответствии с задачами, на которые они направлены, с привлечением количественных и качественных оценок.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Охарактеризуйте компоненты психологической готовности к школьному обучению.
2. Какие особенности психологической готовности к обучению приводят к трудностям в овладении программными знаниями первоклассниками?
3. Обоснуйте целесообразность применения безбалльной оценки для учеников 1 класса.
4. Раскройте сущность контрольно-оценочной деятельности учащихся.
5. Какие факторы у детей с особыми образовательными потребностями могут влиять на формирование самоконтроля в учебной деятельности?
6. Раскройте сущность технологии портфолио и требования к его заключению.
7. Обоснуйте целесообразность применения учительского учетного портфолио в инклюзивном классе.
8. Какие учебные, воспитательные и развивающие задачи решает заключение портфолио младшим школьником? (Ответ обоснуйте).
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: психологическая готовность к школьному обучению; оценивание учебной деятельности без баллов; контрольно-оценочная деятельность; технология портфолио, учетное портфолио учителя; портфолио ученика.
Устное практическое задание.
1. «Психологическая готовность к школьному обучению»:
a) на основе литературных источников определите особенности психологической готовности к школьному обучению школьника с детским церебральным параличом, спрогнозируйте трудности в обучении, к которым они могут привести.
b) спрогнозируйте трудности в обучении, связанные с особенностями психологической готовности к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи; разработайте направления их устранения.
2. «Оценка учебной деятельности без баллов»:
1) предложите приемы безбалльной оценки для первоклассника с пониженным интеллектом;
2) разработайте приемы оценивания, которые, с одной стороны, дают возможность зафиксировать индивидуальное достижение каждого ребенка, а с другой – не провоцируют учителя сравнивать успехи детей между собой.
3. «Контрольно-оценочная деятельность»:
- Проанализируйте составляющие самоконтроля. Определите возможные трудности оперирования составляющими самоконтроля и предложите пути их устранения:
а) у детей с задержкой психического развития;
б) у детей с детским церебральным параличом.
- Для оценки собственной деятельности учеником (с помощью оценочных линеек) разработайте критерии оценки решения составленной задачи по математике; для упражнения по русскому языку, которые можно предложить ученику.
4. «Технология портфолио, учетное портфолио учителя»:
1. Одним из разделов учетного портфолио учителя может быть раздел: «Достижения ученика в обучении», предложите страницы этого раздела и продукты учебной деятельности, которые учитель может выбирать к нему.
2. Определите продукты деятельности ученика, которые можно подбирать к разделу учительского учетного портфолио «Социальная компетентность ученика».
5. Портфолио ученика:
- Определите роль ассистента учителя в процессе сбора материалов для портфолио младшего школьника.
- Обозначьте цели подбора портфолио учащимися с особыми образовательными потребностями основной школы. Предложите разделы портфолио ученика с особыми образовательными потребностями основной школы.
Вопросы для устного опроса.
1. В чем суть интеллектуальной готовности к школьному обучению?
2. Определите психологическое содержание социальной готовности к школьному обучению.
3. Раскройте содержание личностной готовности к школьному обучению.
4. Раскройте сущность технологии портфолио.
5. Назовите типы портфолио, которые применяют в школе.
6. Назовите требования к заключению портфолио.
7. Какие задачи решает внедрение учетного портфолио учителя в инклюзивном классе?
8. Для чего заключается ученический портфолио?
9. Какова роль родителей в заключении ученического портфолио?
10. Конкретизируйте задачу учителя и ассистента учителя при заключении портфолио ученика.
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
1. Опишите особенности психологической готовности к школьному обучению ребенка со сниженным интеллектом (умственная отсталость). Для учителя разработайте психолого-педагогические рекомендации по их устранению.
2. Разработайте советы учителю: «Во время безбалльной оценки избегайте…… .»
3. Разработайте советы для самооценки в учебной деятельности ученика.
4. Разработайте разделы учетного портфолио учителя начальной школы инклюзивного класса.
5. Разработайте разделы портфолио для ученика начальной школы.
6. Разработайте сценарий родительского собрания по организации работы с заключением портфолио учеников начальной школы.
Темы для докладов и рефератов.
1. Психолого-педагогическая сущность оценки в обучении ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Психологическое содержание мотивационно-волевой готовности к школьному обучению.
3. Технология портфолио. Анализ зарубежного опыта.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)