Объекты, виды, методы контроля
В дидактике контроль рассматривают как средство для выявления уровня знаний учащихся. Составляющие контроля - выявление, измерение (проверка) и оценивание учебных достижений учащихся.
Объектами контроля в процессе обучения являются: знания, умения и навыки, определенные учебными программами; учебно-познавательные знания и умения; собственно деятельность; эмоционально-ценностные черты личности, значимые для жизнедеятельности в обществе.
Объективность контроля призвана избегать субъективных и ошибочных оценочных суждений, которые не отражают реальные достижения ученика в овладении знаниями. Объективность контроля обеспечивается следующими факторами:
- Четкое определение конкретных и общих целей овладения учеником содержанием учебного предмета;
- Определение конкретных целей коррекции учебно-познавательной деятельности и собственно деятельности ученика;
- Обоснованное выделение объектов контроля (проверка и оценка).
В инклюзивном обучении уместно применение таких видов контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Предварительный контроль проводится с диагностической целью перед изучением учебного предмета. Он позволяет определить готовность ученика к овладению предметным содержанием, выявить уровень сформированности учебно-познавательных умений и особенности деятельности. Учитель в индивидуальном учебном плане на основе полученных результатов диагностики планирует работу с корректировки опорных знаний, умений и навыков, их целенаправленное повторение и систематизацию.
Текущий контроль осуществляется на всех этапах изучения учеником содержания поурочной темы. Он выполняет учебную, диагностико - корректирующую, поощрительную и стимулирующую функции. Обучающая функция заключается в определении уровней понимания и первичного овладения содержанием поурочной темы, установление связей между ее элементами и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков и их актуализация для усвоения новой темы. Диагностико-корректирующая функция на этапе усвоения новых элементов знаний и учебно-познавательных умений может быть представлена как поэлементный и пооперационный контроль. Он помогает своевременно выявить допущенные ошибки и причины их возникновения, установить уровень первичного понимания учеником содержания отдельных частей поурочной темы, определить эффективность коррекционного воздействия формирования конкретных учебно-познавательных умений и этапов деятельности. Поощрительная и стимулирующая функции направлены на устранение проблем, обусловленных недостаточной познавательной активностью, замедленным темпом деятельности, заниженной самооценкой, неуверенностью в своих силах ученика с особыми образовательными потребностями. Текущая проверка сопровождается вербальной оценкой учителя. С целью поощрения и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся полные ответы оцениваются баллами.
Тематический контроль предусматривает оценивание учебных достижений ученика после изучения одной или нескольких программных тем (разделов). Учитель, учитывая индивидуальные учебно-познавательные возможности ученика, может оценивать качество усвоения основных, более обобщенных элементов знаний и способов деятельности, умение применять их по образцу и в новой ситуации. В таком случае тематическая проверка может осуществляться на отдельном уроке или на самостоятельном этапе обобщающего урока. При этом учитывается ее результат и текущая успеваемость. Тематическая оценка может выставляться и автоматически, на основании результатов изучения учеником материала темы на протяжении ее усвоения с учетом текущих оценок, учебной активности ученика, уровня самостоятельности и тому подобное. В течение изучения значительных по объему тем разрешается проводить несколько промежуточных тематических оценок. Если на овладение материала темы предусмотрено, например 1-2 учебных часа, то их можно объединить для проведения тематического оценивания.
Итоговый контроль осуществляется в конце полугодия и учебного года. Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год - на основе семестровых оценок. Каждую оценку любого вида контроля учитель должен мотивировать, доводить до сведения ученика и объявлять перед классом (группой). Все виды контроля реализуются с помощью различных методов. Учет результатов контроля в форме оценочных суждений и выводов или баллов ведется учителем в классных журналах, в портфолио учителя и портфолио ученика, в дневниках, тетрадях.
Методы контроля - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на выявление и оценку содержания и характера достижений его учебно-познавательной деятельности. С их помощью определяется результативность педагогического управления и учения на всех этапах процесса обучения. В начальных классах для выявления знаний учащихся используются методы: устной проверки (беседа, рассказ ученика), письменной проверки (самостоятельные и контрольные работы, сочинения, переводы, диктанты), практической проверки (опыт, практическая работа, наблюдение и т.д.).
Устная проверка позволяет выявить содержание, которым владеет ученик, умение строить ответ в логической последовательности, словарный запас, а также уровень развития связной речи, логического мышления и других учебно-познавательных процессов. Она позволяет сразу корректировать ответы, побуждать ученика к осознанию недостатков, к исправлению ошибок, анализировать свою деятельность и деятельность других учеников. Выявленные в ходе проверки результаты учебно-познавательной деятельности учащихся оцениваются.
Оценивание - это процесс установления уровня учебных достижений ученика в овладении содержанием предмета по сравнению с требованиями действующих программ. Оценка должна характеризоваться следующими показателями:
- Адекватностью, что определяется соответствием (несоответствием);
- Самооценкой суждений (ученика, учителя) по той деятельности, которую они реально выполняют (решение учебной или дидактической задачи);
- Надежностью, связанной с теми показателями, которые применяются как средство оценки.
Итак, оценка рассматривается как особый вид контроля, а педагогическая оценка - его результат. Оценка выражается в оценочных суждениях и выводах учителя, которые являются ее качественными (словесным, вербальным) показателями, или в баллах, то есть в количественных показателях. В 1 классе начальной школы оценка учебных достижений учащихся по предметам инвариантной части учебного плана - вербальная, а начиная со 2 класса, оценивается в баллах.
Оценивание учебных достижений учеников с особыми образовательными потребностями.
В России для оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями разработаны критерии знаний, ориентированных на Государственный образовательный стандарт специальной школы. Оценивание заключается в установленном уровне учебных достижений ученика, в овладении содержанием предмета по сравнению с требованиями действующих программ, разработанных в соответствии с Государственными стандартами конкретного типа специальной школы. В критериях оценки знаний учащихся с задержкой психического развития объектом оценки является составляющие учебной деятельности ученика - содержательные, операционные, мотивационные. Содержательный компонент охватывает знания, объем которых определен учебными программами; операционный компонент учебной деятельности - это умения (способы действия) предметные, учебно-познавательные, контрольно-оценочные; при оценке мотивационного компонента анализируется заинтересованность в конечном результате деятельности и в овладении способом деятельности. На основе указанных критериев выделены четыре интегрированные уровни учебных учащихся: начальный, средний, достаточный, высокий. Указанные уровни учебных достижений младших школьников оцениваются по 12-балльной шкале оценок: I - начальный 1 - 3 балла; II - средний 4 - 6 баллов; III - достаточный 7 - 9 баллов; I- - высокий 10 - 12 баллов. Для оценки учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью содержание уровневой оценки учебных достижений базируется на оценке компонентов учебной деятельности: содержательном (знания об объекте изучения), что конкретизируется в соответствии с содержанием обучения каждого учебного предмета; операционно-организационном (действия, способы действий (умения, навыки), деятельность); эмоционально-мотивационном (отношение к учебе). Оценка происходит в пределах материала, определенного учебными программами для вспомогательной школы, в которой учащиеся приобретают нецензовое образование. Критерии оценивания учебных достижений глухих младших школьников определяют:
- качество знаний (предметных, о способах деятельности, оценочных), уровень сформированности умений (предметных, умственных, общеучебных, оценочных), уровень овладения языком, речью;
- наличие, характер и степень использования жестовой речи; уровень овладения опытом творческой деятельности (частично-поисковый, поисковый); уровень самостоятельности ученика при выполнении задач.
На основе критериев выделены четыре интегрированные уровня: начальный, средний, достаточный, высокий. Для учащихся с нарушением речевого развития разработана модель усвоения знаний и умений учащимися с нарушениями речевого развития, в соответствии с которой составлено четыре серии проверочных заданий, систематизированных с учетом того, какой вид деятельности преобладает во время их выполнения: репродуктивно-пассивный, репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, производительный или творческий. В этом ключе разработана система уровневой и поэлементной оценки учебных достижений по ряду учебных предметов. Объектом измерения является результат усвоения, характеризующийся в педагогическом плане как разные степени проявлений самостоятельности. Модель уровней усвоения знаний, умений и навыков представлена типами умственной деятельности (пассивно-репродуктивный, репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный), развернутой характеристикой этих типов, соотнесением типов с уровнем усвоения программных знаний.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Назовите и проанализируйте задачи контроля в инклюзивном классе.
2. Дайте определение процесса оценки. Раскройте сущность его показателей.
3. Назовите дидактические принципы проверки и оценки в инклюзивном классе.
4. Раскройте сущность дидактического принципа дифференцированности и индивидуализации контроля в инклюзивном классе.
5. Обоснуйте возможность использования критериев оценки учащихся с разным типом нарушений психофизического развития в условиях инклюзии.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: функции и виды контроля; методы контроля; оценивание, критерии оценки учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями.
Устное практическое задание.
1. «Функции и виды контроля»:
1) определите цель диагностического контроля. Предложите направления реализации диагностического контроля для ребенка с нарушением речи, который начинает учиться в инклюзивном классе начальной школы;
2) предложите приемы диагностического контроля для школьника с задержкой психического развития, который после специальной школы должен продолжить обучение в 5 классе в условиях инклюзии;
3) конкретизируйте сущность стимулирующе-мотивационной функции контроля; обоснуйте ее значимость для обучения учащихся с пониженным интеллектуальным развитием (легкая умственная отсталость);
4) раскройте содержание развивающей воспитательной функции контроля. Объясните, какие сферы психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями она охватывает.
2. «Виды контроля»:
a) предложите методы тематического контроля, которые лучше применять для детей с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития, с гипердинамическим синдромом, с глубокими нарушениями зрения).
b) раскройте сущность устной проверки. Какие особенности этого метода нужно учитывать в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи?
3. «Оценка, критерии оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями.
Сравните компоненты учебной деятельности, оцениваемые у учащихся с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с глубокими нарушениями слуха). Какие характеристики этих компонентов связанны с особенностями психического развития учащихся указанных категорий?
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
Опишите психолого-педагогические условия применения критериев оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения.
Темы для докладов и рефератов.
1. Психолого-педагогические особенности критериев оценки учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
2. Психолого-педагогические особенности критериев оценки учащихся с тяжелыми нарушениями зрения.
3. Оценивание в учебном процессе (зарубежный опыт).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)