Учитель и ассистент учителя как коррекционно-компенсаторная составляющая
Учитель и ассистент учителя в учебно-воспитательном процессе также придерживается коррекционно-компенсаторной составляющей, которая проявляется в соблюдении определенных правил и технологий работы с учащимися с образовательными потребностями. В частности, внесение изменений в организацию учебного процесса в классе, так называемое дифференцированное преподавание, которое проявляется в модификации подачи и оценке учебного материала. То есть учитель разрабатывает, трансформирует задачи по учебнику соответственно с потребностями ребенка или группы детей, а также выбирает путь оценивания выполнения заданий. К организации такой работы он активно привлекает ассистента, поскольку этот человек будет реализовывать в процессе урока разработанные и адаптированные меры. Эффективность коррекционной работы во многом зависит от оптимального решения организационных вопросов всеми членами команды: выбора формы проведения занятий; подбора и комплектации коррекционных групп; определение продолжительности и режима занятий. При необходимости ученикам с психофизическими нарушениями во время образовательного процесса будет предлагаться индивидуальная психологическая коррекция, которая избирается в следующих случаях:
- если проблемы ребенка или подростка имеют индивидуальный, а не межличностный характер;
- если ребенок или подросток отказывается работать в группе в результате: недостаточного социального опыта, тяжелого физического дефекта, негативного отношения родителей к групповому взаимодействию;
- если у ребенка или подростка выражены аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.
Индивидуальные специальные занятия с детьми с особыми потребностями организуются в тех случаях, когда решение коррекционных задач требует концентрации внимания дефектолога (логопеда, коррекционного педагога) на одного ребенка, а также при реализации индивидуальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями развития. Занятия позволяют коррекцию с несколькими детьми, а также использовать возможности взаимодействия детей между собой во время занятия. При проведении психологической коррекции личностной сферы, межличностных отношений можно объединять детей с различной тяжестью одного дефекта вместе со здоровыми детьми. Разница в возрасте может достигать 2-5 лет. Индивидуальная учебная и коррекционно-развивающая программы должны устанавливать реалистичные задачи. Если задачи далеки от реальности, то программа создает больше негативных моментов (школьная неуспеваемость, дисбаланс в сотрудничестве специалистов, недовольство коллектива и родителей и т. д.). При постановке общих коррекционных задач нужно учитывать дальнюю и ближнюю перспективы развития ребенка, планировать как конкретные показатели, так и их возможное отражение в деятельности в дальнейшем. Необходимо помнить, что эффективность коррекционной работы может быть обнаружена как в процессе самой работы, так и по ее окончании, или значительно позже. Считается, что окончательно говорить о закреплении или потери положительного эффекта можно примерно через полгода после завершения коррекционно-развивающей программы. При планировании и реализации коррекционной программы надо понимать, что неудача в достижении ее целей может не просто сохранить исходную ситуацию неблагополучия ребенка, но и сделать ее более тяжелой. Поэтому надо контролировать динамику работы, ответственно относиться к планированию и проведению коррекции. Таким образом, коррекция рассматривается как важная составляющая учебно-воспитательного процесса в инклюзивном образовательном учреждении. Все это служит единой цели - обеспечению качества жизни ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии. Важно также то, что в коррекционно-развивающей работе первостепенную роль играют не отдельные средства коррекции и методические приемы, а личность учителя, то есть совокупность социальных, эмоционально-волевых и характерологических качеств педагога, который реализует философию инклюзии. Вышеперечисленные педагогические качества и личностные черты определяют активную позицию учителя в создании условий обучения и воспитания ученика с психофизическими нарушениями. Таким образом, в функциональные обязанности учителя инклюзивного класса добавляется внутреннее стремление к внесению изменений в учебный процесс, самосовершенствование.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Раскройте общее понятие о коррекции и компенсации.
2. Назовите фундаментальные положения психологии, на которых строится коррекция психического развития.
3. Определите стратегическую цель и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми потребностями в условиях инклюзии.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: коррекция, компенсация, ученики с нарушениями психофизического развития, коррекционно-развивающая работа, учебная команда.
Устное практическое задание.
Определить основные требования к составлению коррекционных программ для детей с особыми потребностями в условиях инклюзии.
Устное практическое задание.
Воспользовавшись предложенной литературой и раздаточным материалом с примерами коррекционных программ для различных категорий детей и подростков с особыми потребностями, проанализировать их оформление.
Упражнение.
Студентам предлагается на основе теоретических знаний разработать программу (по выбору и образцу) и оформить в тетради в соответствии с поданным в методических указаниях примером.
После выполнения задания - обсуждение с группой в аудитории:
- Обосновать выбор индивидуальной, групповой (в закрытой или открытой группе) или смешанной формы коррекционной работы для таких случаев:
a) ребенок с ранним детским аутизмом (четвертая группа)
b) ребенок с простой дислалией;
c) ребенок с умственной отсталостью;
d) ребенок с нарушением межличностных отношений (обидчивостью);
e) подросток с акцентуацией характера, которая вызвала состояние дезадаптации.
- Предложить пути создания развивающей среды в общеобразовательной школе для включения детей с нарушениями интеллекта.
Вопросы для устного опроса.
1. Методические требования к составлению коррекционных программ.
2. Обоснование выбора формы работы, режима проведения занятий.
3. Требования к комплектованию групп детей с особыми потребностями для проведения коррекционной работы.
4. Содержание и оформление коррекционной программы.
5. Документация, которая ведется в ходе реализации коррекционной программы.
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
Разработать и законспектировать для доклада соответствующие темы пособий.
Темы для докладов и рефератов.
1. Принципы построения коррекционного процесса и необходимость их соблюдения в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.
2. Модель взаимодействия специалистов для привлечения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательное пространство.
3. Роль координатора инклюзии в определении образовательного маршрута для ребенка с особыми потребностями и осуществлении коррекционно-развивающей работы.
7. Курикулум учебного и коррекционно-развивающего процессов. Модификация и адаптация курикулума. Определение и обоснование курикулума в инклюзии на основании существующих Государственных стандартов и нормативно-правовых документов, обеспечивающих учебный процесс в образовательном учреждении.
На нынешнем этапе становление инклюзивного образования привлечение детей с особенностями психофизического развития базируется на существующей нормативно правовой базе, которая наполняет образовательный компонент. К ней относим: учебный план - государственный документ, которым устанавливается структура учебного года, учебные предметы, порядок их изучения по годам обучения и соответствующий бюджет времени; типовые учебные планы, используемые в системе специального образования, учитывают особенности психофизического развития детей и языка обучения, а также содержат инвариантную составляющую (в том числе коррекционно-развивающие занятия), сформированную на государственном уровне, обязательную для всех общеобразовательных учебных заведений, в которых учатся ученики с нарушениями психофизического развития, независимо от их подчинения, типов и форм собственности, и вариативную, где предусмотрены дополнительные часы на изучение предметов инвариативной составляющей, курсы по выбору, индивидуальные и групповые занятия. На основе типовых учебных планов учебные заведения ежегодно составляют рабочие учебные планы, конкретизируя вариативную составляющую с учетом особенностей нарушений и индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Рабочие учебные планы утверждаются соответствующим органом управления образованием. В учебном плане представлены образовательные области и предметы, по которым они реализуются. Для создания оптимальных условий овладения учебным материалом с учениками, которые нуждаются в коррекции физического и умственного развития, проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, в частности, логопедические, лечебной физкультуры и др. Учебные программы содержат точно определенный объем и характер учебного материала, которые соответствуют познавательным возможностям детей с особенностями психофизического развития. Учебные программы по всем предметам предусматривают решение не только общеобразовательных, но и коррекционных задач. Учебник - это основная учебная книга для учащихся. Содержание учебника, его структура и оформление должны отвечать программе предмета. Ему присущи: тесная связь теории с практикой; доступность, логичность, убедительность и обоснованность изложения; структурная простота содержания; четкость расположения материала, выделение цветом основных понятий, правил, выводов; объем статей (пунктов, рассказов); минимальное количество новых понятий, терминов, правил, выводов в одной статье; максимальная простота и эмоциональная окрашенность словесного материала; сопровождение текстов наглядностью, примерами, однако без перенасыщения; отсутствие абстрактных, мультипликационных изображений; наличие большого количества материала для повторения и закрепления изученного; наличие дополнительного материала для индивидуальной и дифференцированной работы; соответствие шрифта возрастным особенностям детей; привлекательное внешнее оформление, твердый переплет. Как отмечает автор в своей работе «Семь столпов инклюзии», школьная учебная программа во многих западных странах значительно усложняет педагогам реализацию их попыток использовать инклюзивный подход в образовании. В школьных округах, в частности Канады, сейчас существует тенденция использовать учебную программу, которая является линейной, лишенной гибкости, изъятой из контекста, слишком конкретной, централизованной, она не учитывает потребности групп меньшинств. Такая приказная учебная программа привела к значительному распространению преподавания, ориентированного на учителя, когда педагогам приходится преодолевать значительные трудности в попытках достичь результативности, которой от них требуют. Эта проблема касается в полной мере и нашей образовательной отрасли. Для инклюзии полезные методы обучения, более ориентированные на ребенка, или даже такие, которые концентрируют внимание на взаимоотношениях и обучении в небольших группах. Это явление известно как «обучение, лишенное конкретного центра внимания», побуждает к реформированию учебной программы, которая была бы достаточно широкой для того, чтобы удовлетворять потребности учащихся, которые имеют значительный спектр нарушений. Учитывая современные исследования и утверждение практиков, общество пришло к признанию и утверждению права лиц с особенностями психофизического развития на полноценное участие в общественной жизни и пытается осознать необходимость создания условий для реализации этого права. Учебный процесс в инклюзивном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно по программам, посильными для детей, и в условиях квалифицированной специальной коррекционной помощи. Поэтому, кроме учителя в учебном процессе активное участие принимает ассистент учителя, который обладает коррекционно-компенсаторными технологиями. Он осуществляет превентивное и коррекционное содействие психологических и коррекционных услуг к особенностям формирования познавательных процессов каждого ученика, требует индивидуального учебного плана, адаптирует (процесс обучения, то есть определяются формы, методы, техническое и методическое обеспечение учебного процесса, а также обеспечивается изменение физической среды) и модифицирует (т.е. вносятся изменения в понятийной сущности учебного материала, его содержания, форм и методов обучения) стандартные учебные планы, программы, методические рекомендации, конспекты уроков, создаются индивидуальные учебные планы, которые являются основой курикулума для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Термин «курикулум» происходит от латинского слова curriculum, что дословно значит - программы для развития детей. Термин употребляется в области образования. Парадигма модификации стандартного учебного плана основывается на нескольких представлениях:
- Дети с инвалидностью имеют более низкий уровень обучаемости;
- Имеют проблемы с выполнением контрольных заданий;
- Требуют больше повторений и практики для закрепления знаний.
Важно не рассматривать модификацию и адаптацию учебной программы только как изменение уровня навыков, необходимого для освоения материала. Конечно, модификация может означать именно это, однако, изменение уровня навыков, необходимого для усвоения материала, следует рассматривать как последнее средство. Его можно применить после того, как в полной мере были рассмотрены возможности другой адаптации (такой, как использование техники, дополнительных человеческих и других ресурсов). По отдельным детям (например, тех, у кого только нарушения зрения или аналогичные нарушения) модификация уровня навыков, необходимых для усвоения материала, была бы совсем некстати. На основании существующих нормативно-правовых документов, перечисленных выше, и курикулама, учебная команда учебного заведения разрабатывает индивидуальные мероприятия с образовательными потребностями ученика. Таким образом, возникает ряд школьной документации, которая позволяет учесть особенности психофизического развития ребенка и корректировать их в процессе обучения. К такой документации, кроме коррекционно-развивающих планов, которые разрабатывает специалист (коррекционный педагог, логопед, учитель-реабилитолог, физиотерапевт и др.) относим также портфолио, «Case study » и индивидуальные учебные программы (разрабатываются и формируются членами учебной команды, особая роль отводится - учителю), описание которых приводим ниже. Портфолио - это одна из форм сбора информации об ученике и его развитии, которая предусматривает: смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на его сильные стороны, то есть, что он знает и может научиться; интеграцию количественных и качественных оценок; доминирование самооценки над внешней оценкой. Также портфолио имеет преимущества, поскольку: характеризует качество обучения разносторонне и многомерно; раскрывает индивидуальные возможности ребенка; демонстрирует динамику достижений ученика за определенный промежуток времени; помогает определить эффективность и соответствие индивидуальной учебной программы возможностям ребенка; корректировать ее, следить за развитием социализации и формированием личности ученика; осуществлять обратную связь между ребенком, родителями, учителем. Портфолио содержит информацию об ученике и его работы: тетради, рисунки и другие виды труда. Преимущественно имеет вид папки с файлами. «Case study» - это примеры успешной практики привлечения детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивные школы. Представляется как описательная информация об ученике, его предыдущий опыт, программы по которым учился, помощь, оказываемая в школе, характеризуется работа специалистов: формы работы, технологии и реакция ученика на такое вмешательство. Также подается информация о перспективе дальнейшего обучения или профессиональной направленности ученика. Можно дополнять портфолио. Известный канадский ученый утверждает «... что только из-за более глубокого понимания учебной программы мы можем надеяться прорваться к пониманию индивидуальных проблем». Такая точка зрения привела к идее об универсальной модели учебной программы, которая, функционирует на основе трех принципов: предоставлять многочисленные варианты представления содержания; предоставлять многочисленные варианты для выражения и контроля; предоставлять многочисленные варианты для привлечения и мотивации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)