Социальные службы и группы
Социальные службы могут оказывать широкую поддержку и информацию. Существует немало некоммерционных организаций, основная задача которых - поддержка семей, имеющих детей с особыми потребностями. Многие из этих организаций предлагают программы для родителей и детей, другую помощь - от библиотек, постоянных встреч, информационных мероприятий к различным консультациям.
Социальные сети.
Родители должны знать, что нужно искать поддержку не только в школе, но и в широкой общине. Можно получить советы, информацию и помощь от других людей, различных организаций и союзов, социальных служб в обществе. Такие связи нивелируют ощущение изолированности и предоставляют возможность делиться своими знаниями и опытом с другими. Большой источник поддержки - другие родители детей с особыми потребностями. От них можно получить ободрение и сочувствие, информацию о ресурсах, о стратегии борьбы с ежедневными трудностями. Педагог, учитель, воспитатель - доверенное лицо общества, которому они доверяют самое дорогое и самое ценное - детей, свою надежду, свое будущее. Судьба детей в руках педагога, в его неравнодушном сердце, он должен быть источником радостного познавательного и нравственного роста своих воспитанников. Задача общества на новом уровне своего развития и заключается в том, чтобы создать оптимальные условия и эффективные программы для физического, психического и социального развития личности, помня, что это - «тяжелая площадка» для восхождения, взлета общества на более высокий уровень социально-экономического развития.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Назовите и проанализируйте основные функции семьи.
2. Раскройте роль родителей в учебной команде.
3. Подумайте, как могут быть родители адвокатами своего ребенка.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: семья, функции семьи, психолого-педагогическая консультация, учебная команда, школьная община, адвокатство родителей, социальная сеть.
Устное практическое задание.
Подумайте, определите и обсудите роль родителей в инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Устное практическое задание.
1. Воспользовавшись предложенными материалами лекций, подумайте и представьте помощника-советника для:
- Учителей;
- Родителей;
- Детей-сверстников, обучающихся вместе с детьми с особыми потребностями.
2. Обсудите результаты в группе. Лучшие советы оформите на листах - бланках. Во время практики Вы можете предложить своих помощников-советников школам, работающим в системе инклюзивного образования.
Упражнение.
«Обмен ролями».
Студентам предлагается смоделировать ситуации учебного процесса в классах, где учатся ученики с особыми потребностями. Студенты выбирают для себя роли, которые будет выполнять каждый из них (ученики, ученики с особыми потребностями, педагоги, учитель, родители учеников с особыми потребностями). Преподаватель дает проблемную ситуацию (например, подготовка ближайшего праздника), а студенты моделируют ее, готовясь к празднику. После окончания упражнения студенты могут поделиться опытом, приобретенным во время выполнения упражнения.
Учебное упражнение.
1. Заполните «родительский блокнот» и обсудите результаты, распределив роли: отца и педагога.
Родительские записки.
- Мой ребенок имеет успехи в таких сферах: _____________________
- Признаки, указывающие на возможные трудности в обучении и необходимость большей поддержки: _______________________
- Информация, которую я могу предоставить для потребностей моего ребенка в обучении:____________________________________
- Образцы вопросов, которые можно обсудить с учителями ребенка:
- Какие успехи моего ребенка в школе в этом году?
- Есть ли у вас какие-то особые замечания по его обучению или поведению?
- Как школа определяет детей, которые могут иметь особые потребности в обучении?
- Как я могу принять участие в оценке учебных потребностей моего ребенка?
2. В класс, в котором Вы излагаете, привели ребенка с особыми образовательными потребностями. Разработайте план первой встречи с родителями. Докажите на примере, что родители ребенка с особыми потребностями могут быть адвокатами своего ребенка.
Темы для дискуссий.
1. Роль родителей в специальном и инклюзивном образовании.
2. Оценка развития ребенка родителями и специалистами.
3. Инклюзия или сегрегация - размышления родителей.
Темы для докладов и рефератов.
1. Роль родителей в получении образования ребенка с особыми потребностями.
2. Инклюзия - выбор современных родителей.
3. Идеологическая основа специального и инклюзивного образования.
4. Мифы советской действительности - счастливое детство в интернате.
5. Деятельность родительских общественных организаций в России и за рубежом.
- Коррекционно-развивающая работа как составная инклюзивного обучения. Коррекционно-развивающая работа и ее значение в процессе обучения детей с нарушениями психофизического развития.
Коррекционно-развивающая работа - важная составляющая инклюзивного обучения. Коррекционно-развивающую работу в условиях инклюзивного обучения осуществляют специалисты: коррекционный педагог, логопед, специальный психолог, социальный работник. Однако не стоят в стороне коррекционной помощи и другие участники мультидисциплинарной команды, а именно: учителя, ассистенты учителей, музыкальные руководители, специалисты по лечебной физической культуре и др. Значительная роль в закреплении коррекционной работы принадлежит родителям. Известно, что у детей с проблемами развития имеются физические и (или) психические нарушения, ведущие к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера нарушения, времени его возникновения и особенностей протекания одни недостатки могут полностью устраняться, другие - только корректироваться, некоторые - компенсироваться. Этот алгоритм действует как в условиях специального образования, так и в условиях инклюзии, но в последней акценты несколько смещены. Поэтому целесообразно рассмотреть основные основополагающие понятия дефектологического тезауруса. Коррекция (от лат. Сorrection - улучшение, исправление):
1) совокупность педагогических и лечебных средств, направленных на улучшение и исправление процесса развития личности;
2) исправление отдельных недостатков у детей с психофизическими недостатками.
Первое из толкований коррекции - широко дефектологическое, второе - связано с использованием термина коррекции в узком смысле («коррекция произношения» - исправление недостатков произношения ребенка благодаря логопедическим средствам, «коррекция зрения» - применение оптических средств для улучшения зрительной функции).
Компенсация (от лат. Сompensatio - уравновешивание, уравнивание) - восстановление недоразвитых или нарушенных психических функций, используя сохраненные или перестраивая частично нарушенные функции. При компенсации психических функций возможно привлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не принимали в этом участия. Такие структуры функционально объединяются на основе решения общих задач. В процессе организации коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушениями психофизического развития необходимо учесть компенсаторные возможности организма, то есть те положительные изменения, происходящие в развитии ребенка в целом под влиянием целенаправленного, организованного обучения. Поэтому этот вид работы в педагогической деятельности - основное и неотъемлемое условие успешного «привлечения» ребенка к инклюзивному обучению. Коррекционно-развивающая работа осуществляется средствами педагогического процесса - его содержанием, методикой, организационными формами. А педагогический процесс, цель которого - коррекция развития ребенка, определяется как коррекционно-направленный (следовательно - коррекционно-направленное обучение или коррекционно-направленное воспитание). В ходе применения коррекционно-развивающей работы в инклюзивной школе, в зависимости от потребностей и учебных возможностей ребенка, будут использоваться вспомогательные учебные технологии, методики или их модифицированные или адаптированные элементы. Например: для ученика с нарушениями зрения в классной комнате необходимо выбрать хорошо освещенное рабочее место, определить оптимальное расстояние для списывания с доски, позаботиться о дополнительном местном освещении. Во время урока использовать увеличенную наглядность (желательно чтобы ученик имел ее на парте), при необходимости разрабатывать структурированные таблицы - подсказки, использовать контрастность (вместо черного текста на белом фоне материал распечатывать на желтом) и т. д. Если ученик имеет нарушения в двигательной сфере учебной команде необходимо позаботиться о возможности доступа к рабочему месту, доске (отрегулировать ее высоту), месту для отдыха (отдельная комната или мат в уютном уголке класса), предусмотреть доступность туалетной комнаты и уровень помощи в ней. Во время организации обучения учителю необходимо учитывать сложность поражения в двигательной сфере: как общей, так и мелкой моторики, другие нарушения, которые сопровождают ребенка с церебральным параличом (снижение остроты зрения или слуха, нарушение в эмоциональной сфере, речи). Важно до начала учебного года провести беседу с родителями ученика, поскольку на основе полученной от них информации происходят первичные изменения в классной комнате и подбирается наглядный материал для ученика. Необходимо также учитывать, что родители играют ключевую роль в образовании и поддержке ученика с особыми образовательными потребностями. Во-первых, они - родители с правами и обязанностями, которые выступают источником информации, партнеры при разработке и внедрении программ с участием их детей, а также «потребители» предоставленного нами образования. И поэтому их мнение значимо. Педагог инклюзивного класса, используя сотрудничество со всеми членами мультидисциплинарной команды, должен ориентироваться на особые стратегии обучения детей с нарушениями психофизического развития. Например, ученикам с расстройствами спектра аутизма нужна адаптация учебной программы с учетом «триады нарушений»: социального взаимодействия, коммуникации, поведения. Ученикам с нарушениями интеллекта важной является пошаговая инструкция к выполнению задания; ученикам с нарушениями речи и языка нужна коррекция, направленная на исправление недостатков произношения и т.д.; для учащихся с нарушениями слуха необходимо использовать язык жестов и другие вспомогательные средства. Коррекционно-развивающая работа рассматривается как основа организации учебно-воспитательной работы, в том числе в инклюзивной школе. Без целенаправленного преодоления или ослабления недостатков снижается эффективность обучения и воспитания детей, усложняется процесс овладения необходимыми для них знаниями, умениями, навыками, становлением поведения, социализации личности. Однако особенности коррекционно-развивающего воздействия определяются не столько закономерностями усвоения учебного материала, сколько его целью, определенной в соответствии с предметом коррекции, его сущности, психологических закономерностей влияния на него. Именно предмет коррекции, то есть то, что необходимо исправлять и развивать у ребенка, определяет цели, поиск специальных путей организации педагогического процесса, подбор соответствующих методических средств и содержания обучения, показатели его результативности. Итак, коррекционно-развивающую работу обеспечивают такие компоненты педагогического процесса: целевой, организационный, содержательный, методический, результативный. Для обеспечения профессиональной коррекционно-развивающей работы в условиях учебного заведения создается учебная команда разнопрофильных специалистов, участвующих в разработке и реализации индивидуального учебного плана ученика. В инклюзивной школе в состав такой команды должен входить: учитель, психолог, социальный педагог, методист; при необходимости приглашают медицинских работников, специалистов по реабилитации, педагогов-дефектологов (коррекционных педагогов). Также неотъемлемыми членами учебной команды будут родители ученика, с которыми обсуждаются и согласовываются все действия и мероприятия, которые будут проводить с ребенком в учебном заведении, а также определяется возможность реализации индивидуального учебного плана в домашних условиях. Результатом такого сотрудничества выступает согласованная с родителями программа развития и обучения ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)