Оценка интеллектуального, социального, эмоционального, физического, сенсорного, коммуникативного и поведенческого развития ребенка
Немаловажна роль родителей в оценке развития своего ребенка. Перед проведением психолого-педагогического, речевого теста или теста оценки интеллекта следует получить письменное осознанное согласие родителей. Сознательное согласие означает, что родители четко понимают процедуру, на которую дают разрешение. Родители имеют право отказаться от любого предлагаемого оценивания. В таком случае школьное руководство должно задокументировать основания этого отказа и указать, что будет сделано для решения сложившейся ситуации. Направление школой ребенка на специализированные оценивания не обязательно свидетельствует об особых условиях для него. Это может свидетельствовать лишь о том, что у ребенка существуют те или иные проблемы в обучении, особые образовательные потребности именно в определенный период времени, и он может нуждаться в специальной, незначительной поддержке. Оценивание может понадобиться в любой момент обучения ребенка. А для тех детей, кто действительно имеет особые образовательные потребности, такая предварительная идентификация и вмешательство является оптимальным подходом. Однако особые потребности могут быть всю жизнь и зависят от окружения, развития применяемых к ребенку стратегий и многих других факторов. Для проведения оценивания интеллектуального, социального, эмоционального, физического, сенсорного, коммуникативного и поведенческого развития ребенка можно использовать разнообразные способы оценки, скажем, в одной сфере или в разных их сочетаниях, в зависимости от потребностей ребенка.
Оценивание имеет три основные задачи:
- Выявить, имеет ли ребенок особые образовательные потребности;
- Установить сильные и слабые стороны ребенка;
- Установить соответствующую программу и помощь, которые бы удовлетворили особые потребности ребенка.
Есть несколько путей привлечения родителей к процессу оценивания. Родители могут собирать информацию, которая будет полезной для процесса оценивания: медицинские справки, информацию о недавних изменениях в поведении и наблюдения за учебными потребностями ребенка, а именно его поведение и обучение в другом окружении. Кое-кто используют специальные формы, которые должны заполнять родители. В этих бланках содержится информация именно от них. Например, родителей могут попросить оценить определенные характеристики ребенка по десятибалльной шкале или указать на главные сильные и слабые стороны ребенка. После окончания оценки и сбора дополнительной информации педагоги должны назначить встречу с родителями для обсуждения результатов, рекомендаций и привлечения к принятию решения. Первым шагом для осознания роли родителей в учебной команде есть рассмотрение возможностей их участия в учебном процессе ребенка и его поддержки. В случае беспокойства по обучению ребенка классный руководитель, как правило, приглашает на первую встречу родителей и психолого-медико-педагогическую консультацию, школьную учебную команду. Задача родителей как членов учебной команды - иметь информацию и быть ответственным членом учебной команды ребенка:
- участвовать в принятии решений, влияющих на образование ребенка;
- предоставлять письменное сознательное разрешение на проведение какого-либо специального оценивания;
- иметь полную информацию об образовательных программах, существующих в школе и районе;
- предоставлять важную информацию, которая может повлиять на обучение и поведение ребенка в школе;
- получать от учителей, руководителей и специалистов информацию об обучении и успеваемости ребенка;
- иметь доступ к информации об обучении ребенка в школе, включая результаты специального оценивания и отчеты;
- получать консультации перед привлечением ребенка к инклюзивному обучению;
- регулярно получать отчеты об успехах ребенка в течение учебного года;
- предоставлять письменное разрешение на любые дополнительные услуги, в которых может нуждаться ребенок;
- получать консультации и оказывать сознательное письменное разрешение на утверждение индивидуального учебного плана для ребенка;
- обжаловать решения, которые не лучшим образом удовлетворяют учебные потребности ребенка и работать с командой над поиском лучших решений.
Налаживание отношений с педагогами и персоналом школы.
Один из ключевых моментов обеспечения эффективности учебной команды «дом-школа» - налаживание позитивных рабочих отношений с педагогами ребенка, который учится в инклюзивной среде, и персоналом школы. Самый лучший вариант для этого - знакомство с учителями в начале обучения ребенка в школе и налаживание постоянной коммуникации с ними. Родителям необходимо выделить время, чтобы прийти в класс перед началом занятий или после их окончания и познакомиться с учителем. Максимально нужно использовать возможности родительских собраний и индивидуальных бесед для сотрудничества и обмена информацией. Дети больше уважают учителей и школьный персонал, когда осознают, что родители одобряют и поддерживают их усилия. В учебных командах учителя выполняют несколько важных ролей. Это:
- Привлечение родителей (при необходимости - учеников) и других профессионалов к разработке, внедрению, мониторингу и оценки индивидуального учебного плана учащихся;
- Оценивание успеваемости учащихся и предоставление отчетов родителям, а при необходимости - ученикам в течение всего учебного года;
- Необходимое обновление индивидуального учебного плана;
- Предоставление ассистентам учителей указаний по ролям и ответственности в процессе обучения.
Обмен конструктивной информацией.
Одним из аспектов работы в команде есть постоянное сообщение учителям важной информации, которая может влиять на обучение ребенка с особыми образовательными потребностями. Обмен важной информацией может положительно влиять на учебный процесс ребенка, поскольку это дает возможность учителям адаптировать возможности обучения и со знанием дела решать деликатные проблемы.
Такая информация может включать:
· Важную медицинскую информацию;
· Успешные учебные и поведенческие техники, которые родители применяют дома;
· Изменения в семье - такие как: смерть родственников, развод, безработица, гибель домашнего питомца - могут вызвать негативную эмоциональную реакцию;
· Прошедший учебный опыт ребенка;
· Намеченные цели для ребенка, над достижением которых родители работают дома.
Для некоторых учеников с особыми потребностями может быть полезной индивидуальная работа с ментором. Ментор - это взрослый или другой ученик, который обязуется постоянно работать с учеником в течение определенного периода, обычно от одного до трех часов в неделю. Наставники, которые работают с ребенком в течение учебных часов, оказывают помощь при обучении ребенка в школе. Наставники работают под руководством учителей. Они особенно заботятся академическими успехами ученика и его социальным развитием, знакомят ребенка с новыми ситуациями и выступают ролевой моделью. Обычно менторами становятся волонтеры, которых часто привлекают, обучают и поддерживают общественные ассоциации. Наставники могут быть неформальными членами учебной команды.
Помощь общественных организаций и социальных служб.
Дети с особыми потребностями и их семьи могут получать различные услуги от социальных служб. В зависимости от потребностей ребенка, это может быть помощь психолога, врача, психиатра, социальных работников, специалистов по поведению и других профессионалов. Участники этой учебной команды могут помогать в удовлетворении разнообразных социально-эмоциональных потребностей и решении проблем со здоровьем.
Родители - активные участники школьной общины.
Родители могут по-разному участвовать в жизни школьной общины – от привлечения к школьным заседаниям до волонтерской деятельности в школе. Решение о форме сотрудничества необходимо выбирать в зависимости от способностей, интересов, потребностей семьи, вида работ и другое. Участие родителей в школьных совещаниях или работа в школьных комитетах может дать информацию об учебной деятельности, помочь наладить отношения с другими родителями и персоналом школы, а также способствовать совместной работе для обеспечения качественного образования всех детей. На школьных совещаниях производятся совместные предложения руководству по образовательным вопросам: политике, приоритетов программ, бюджета, особых потребностей, школьного климата и планирование мероприятий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)