Инклюзивные школы - эффективные школы
Приоритетом в области образования детей с особыми потребностями стало сейчас создание инклюзивной школьной среды, в которой все дети учатся вместе в системе массового образования по соответствующим учебным программам, приспособленными к их потребностям. Переход к инклюзии предполагает изменения во всех аспектах образовательной практики. Для многих педагогов этот процесс может оказаться сложным, потребовать много времени для обучения и практического внедрения. Это нелегкие задачи как личного, так и профессионального характера. Но в то же время перед учителями и школами открываются новые возможности: прежде всего, педагоги могут почувствовать, что они способны преобразить деятельность и функции школы; школы могут стать эффективными образовательными центрами для всего общества и каждого его члена. В современных школах учатся дети из самых разных групп, многие из них имеют особые образовательные потребности. Это не только ученики с ограниченными возможностями или инвалидностью, но и ученики, которые имеют нарушения поведения, дети из другой культурной и языковой среды, те, кого независимо от причины относят к группе риска. Поэтому курикулум должен ориентироваться на всех учеников, учитывать их потребности и предоставлять каждому возможность добиться успеха. Несмотря на это, большинство инноваций в практике обучения и в разработке учебно-методического обеспечения должны обеспечить оптимальное обучение каждого ребенка, учитывая индивидуальные образовательные и другие нужды, используя личностный и дифференцированный подходы. Школу можно назвать эффективной только в том случае, когда каждый ребенок в ней имеет возможность успешно учиться. Эффективная школа должна обеспечивать обучение всех учеников по полному и всестороннему курикулуму в равных условиях и на высоком качественном уровне. В эффективной школе неудовлетворительные учебные достижения отдельного ученика не объясняются его личной «неспособностью» или «неспособностью», которая обусловлена нарушениями развития. Эффективная школа должна обеспечивать: достижения каждым учеником высоких результатов (приемлемых для него), благоприятные условия для усиления всех аспектов ученических достижений и развития; постоянное совершенствование педагогической практики. Главная характеристика эффективной школы - способность удовлетворять образовательные потребности всех учащихся, то есть быть инклюзивной. Уже сегодня специальное и массовое образование должны объединить усилия, чтобы аккумулировать лучшие практики и изменить или реорганизовать образовательные услуги таким образом, чтобы все ученики имели возможность максимально реализовать свой потенциал. Говорится о создании такой системы образования, в которой внимание сосредоточено на оптимальных методах для всех без исключения учеников, где весь педагогический коллектив выполняет одну общую задачу - оказывает поддержку всем ученикам, независимо от того, считается ребенок с особенностями в развитии или нет.
Роль педагога в реализации инклюзивного образования.
Для внедрения инклюзии в школьную практику учителя должны изменяться. Они должны принять и осознать новую образовательную парадигму, новые способы организации учебно-воспитательного процесса, разработки учебно-методического обеспечения, освоить современные методики дифференцированного и личностно-ориентированного обучения (в зависимости от индивидуальных потребностей ученика). Учителя должны общаться друг с другом, работать в команде с другими педагогами и специалистами, родителями, учениками, представителями общины, чтобы определить, какие изменения необходимы для внедрения инклюзивной практики непосредственно в их учебном заведении. Изменения - это процесс, который длится определенное время. А учителя - главные проводники этих изменений. Настоящие изменения достигаются на практическом уровне, в классе, в школе. Однако даже в лучших школах существует ряд препятствий, которые затрудняют внедрение изменений. Одни из них могут быть личными: считают, что все и так достаточно хорошо, не видят, как предложенные меры могут изменить к лучшему учебную практику; думают, что у них нет необходимых знаний и навыков; не уверены, что достаточно профессионально подготовлены, чтобы работать с детьми с особыми потребностями; опасаются, что их некомпетентность станет очевидной для них самих, для коллег и администрации; что работа потребует слишком много времени; не уверены, что предоставляются нужные ресурсы и поддержка; их беспокоит перспектива сотрудничества с другими специалистами и тому подобное. Чтобы преодолеть эти опасения, учителям следует переосмыслить собственные педагогические компетентности и прийти к выводу, что быть учителем значит самому учиться на протяжении жизни. Есть и другие препятствия на пути изменений. Традиционное функционирование в школе не слишком способствует сотрудничеству учителей. Достаточно автономная среда, в которой работают педагоги (урок) приводит к тому, что учитель остается в определенной степени изолированным. Учителя настолько привыкают к этой изоляции, перспектива совместного решения проблем, командного планирования и т.д. вызывает у них беспокойство. Поэтому ограничены возможности для распространения лучшего педагогического опыта, поскольку учитель работает сам и коллеги за его работой не наблюдают (за исключением открытых уроков, аттестации учителя и т.д.). Неприятие или и враждебное отношение вызывают новые идеи, которые поступают из внешнего источника (например, директива, спущенная «сверху», изменения, которые «навязываются» учителем специального образования или другим специалистом и т.д.). Среди других факторов можно назвать традиционные: недостаток финансирования, низкий уровень обеспечения педагогического образования, недостаточно частое и обстоятельное повышение квалификации, ограниченные материальные и кадровые ресурсы. Принимая во внимание перечисленные факторы, влияющие на процесс изменений в учебных заведениях, можно принять определенные меры для их нейтрализации. Произойдут изменения или нет, зависит от убеждений самих проводников изменений - учителей-новаторов. Понимание сущности нововведения, путей внедрения и их конечного результата позволяет убеждать других. Проводники изменений, опираясь на собственный практический опыт, могут приводить убедительные аргументы в личных беседах, на педагогических совещаниях, заседаниях методических объединений, семинарах, во время проведения мастер-классов или тренингов. Проводники изменений могут создать условия для коллективного или командного анализа текущей ситуации в учебном заведении, определение проблем, путей их решения и определения путей соответствующих изменений. Когда педагоги осознают необходимость в изменениях и то, как их достичь, они будут мотивированы их внедрять, чувствовать ответственность за достижение лучших результатов. Выбрав путь изменений, педагоги должны осознавать то, что это потребует повышение уровня их профессиональной компетентности. Отсутствие необходимых навыков – не приговор, а лишь стимул к преодолению личностных барьеров в повышении собственного профессионального уровня. Для этого лучше всего использовать групповые, коллективные формы работы, поскольку, таким образом, группа учителей будет чувствовать поддержку друг друга, формировать общее видение новых педагогических подходов и тому подобное. Проводник изменений может организовывать специальные учебные мероприятия, проводить тренинги по повышению квалификации, демонстрируя конкретные технологии. Такие меры можно организовывать, привлекая к их проведению специалистов определенной отрасли, коллег из специального учебного заведения, ученых и других специалистов. Такие мероприятия чрезвычайно эффективны для формирования специальных / конкретных умений и навыков, дают толчок для инсайдов самим педагогам, сплачивают коллектив. Хорошо, если в учебном заведении создаются условия для проведения таких мероприятий на постоянной основе, для непрерывного профессионального развития педагогов. Глобальные изменения (такие, как внедрение инклюзивной практики, прежде всего, предполагает принятие новой образовательной философии) часто происходят сложно и требуют немало усилий. Именно поэтому проводнику изменений чрезвычайно важно создать атмосферу взаимного доверия и поддержки, где каждый в отдельности, и все вместе смогут общаться, делиться своими мыслями и обсуждать проблемы. Такая атмосфера дает ощущение уверенности, что изменения достижимы и стоят усилий, которые прилагает каждый. Практика сотрудничества и коллегиальности (когда педагоги обсуждают свою деятельность; наблюдают за работой друг друга, совместно работают над курикулумом, планируют, разрабатывают, оценивают его; делятся знаниями о преподавании и обучении) чрезвычайно эффективна в учреждениях, которые стали на путь внедрения изменений. В таких условиях педагоги больше настроены экспериментировать, совершенствовать свою практику, брать ответственность за ее результаты. Проводник изменений, как член педагогического коллектива, сформировав атмосферу доверия и конструктивного сотрудничества, закладывает основу для тщательного анализа ситуации, определение проблем и потребностей и необходимых действий всеми учителями заведения. Когда это происходит в сотрудничестве с коллегами, все члены команды начинают осознавать значение собственного вклада в совместную работу. Такой путь изменения отношений и внедрение новых практик эффективнее директивы «сверху». Принцип «равный - равному» дает лучшие результаты для восприятия философии инклюзии, развития необходимых умений и навыков, для внедрения новых педагогических практик, воплощение изменений в деятельность учебного заведения.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Чем отличаются понятия «интеграция» и «инклюзия»?
2. Раскройте сущность основных составляющих инклюзии.
3. Назовите причины, по которым внедрение инклюзии в школе может оказаться неэффективным.
4. Перечислите составляющие успешного внедрения инклюзивной практики.
5. Какой должна быть эффективная школа?
6. Охарактеризуйте роль педагога в реализации инклюзивной практики.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: интеграция, инклюзия, проводник изменений.
Устное практическое задание.
1. Охарактеризуйте факторы, препятствующие эффективному внедрению
инклюзивной практики.
2. Благодаря каким процессам школы могут стать более инклюзивными?
3. С какими препятствиями может столкнуться учитель, внедряя инклюзивную практику?
Упражнение.
Воспользуйтесь статьей «Семь столпов поддержки инклюзивного образования». Как перейти от вопроса «почему?» к вопросу «как?». Охарактеризуйте каждый из «столпов» в малых группах. После выполнения задания каждая группа представляет свои тезисы. По завершении – обсуждение.
Вопросы для устного опроса.
1. Какой, по вашему мнению, должна быть инклюзивная школа?
2. Перечислите препятствия, которые мешают становлению инклюзивной среды. Предложите изменения, которые помогут их преодолеть.
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
1. Ответьте на следующие вопросы относительно инклюзивной практики в учебном заведении, которое вы хорошо знаете.
- учатся ли дети с нарушениями развития в школах вблизи своего дома, в которые бы они ходили в случае отсутствия нарушений?
- участвуют ли дети с нарушениями развития в мероприятиях школы?
- получают ли дети с нарушениями развития поддержку, которая им нужна для успеха (приспособление обучения, вспомогательные коммуникационные устройства, помощь взрослых и сверстников)?
- проводится ли обучение персонала, волонтеров, семей и представителей общины по вопросам, связанных с инклюзией и ее лучшими образцами?
- пользуются ли ученики с нарушениями развития теми же местами и услугами, что и другие ученики (например, общественный транспорт, кафе и др.)?
- получают ли педагоги и персонал поддержку, необходимую для результативного обучения и / или привлечения всех детей к мероприятиям или урокам (консультации и сотрудничество с профессионалами)?
- существует ли в организации или школе видение инициативы и т.д., которая активно способствует инклюзии?
Ответы помогут вам составить план для исправления ситуации.
1. Рассмотрите предложенные ситуации. Считаете ли вы, что опытный учитель и начинающий в этих ситуациях столкнутся с различными проблемами? Перечислите проблемы, которые, по вашему мнению, могут возникнуть перед ними:
· В школу зачислили нового ученика с нарушением слуха.
· Специальный педагог предложил поработать с группой учеников, у которых наблюдаются трудности в обучении.
Темы для докладов и авторефератов.
1. Роль родителей во внедрении инклюзивного образования.
2. Инклюзивная школа - центр общины.
3. Педагог инклюзивной школы: десять шагов к совершенствованию.
4. Как создать школу для учеников?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)