Предпосылки для обеспечения успешной инклюзии
Сегодня все причастные к образованию признают, что большинство педагогов работает в классах, где дети с различными, отличными потребностями. Поэтому возникают насущные вопросы: как дать им лучшую поддержку, чтобы обеспечить всем без исключения детям надлежащее образование. Результаты исследований ученых и практиков многих стран подтверждают, что инклюзивный подход полезен с социальной, академической и даже финансовой точек зрения, как в целом для школьной системы, так и для всех детей, привлекаемых к инклюзивному образованию. Ученые убеждены: инклюзивное образование для детей с нарушениями развития по всем параметрам должно быть таким же, как образование, которое получают дети без нарушений. Речь идет о полном участие в обучении в обычном (а не сегрегированном) классе, в котором дети с нарушениями проводят большую часть времени и участвуют во всем, что происходит в нем. В то же время, для обеспечения таких условиях целесообразно применять соответствующие адаптации или модификации в образовательной среде и курикулум. Итак, массовые школы и классы должны меняться, чтобы удовлетворить потребности всех детей - с различиями и без них. Соответственно, специальные учебные заведения должны стать ресурсными центрами для обеспечения надлежащего сопровождения и поддержки детей с нарушениями, которые интегрировались в инклюзивные учреждения. В мировой практике существует немало примеров успешного создания и функционирования инклюзивных школ. Однако до сих пор нет единого устоявшегося алгоритма, как можно сделать все школы инклюзивными, каким образом учебные учреждения могут обеспечить привлечение всех (без исключения) детей из общин, которые они обслуживают, и дать им возможность достигать максимально высоких (для каждого ученика) результатов и стать полноценными и полноправными членами своего сообщества.
Интеграция и инклюзия.
Часто термины интеграция и инклюзия ошибочно принимают как взаимозаменяемые. В то же время эти понятия различаются существенными отличиями. Во время интеграции дети с различными (отличными) способностями привлекаются к существующей образовательной системе; педагогические усилия направляются на то, чтобы сделать ребенка «нормальнее», помочь приспособиться к существующей модели школьного образования (проведение уроков, условия школьной жизни и т.п.). Инклюзия же предполагает, что изначально все дети относятся к системе массового образования. Поэтому, о необходимости «приспосабливать» ребенка в образовательную среду вообще не идет речь, ведь он уже является частью этой системы. Цель инклюзии состоит в том, чтобы каждое учебное заведение было заранее готово принять детей с различными (отличными) способностями. Решение этой задачи требует изменений не только в организации работы школ, но и переосмысления и изменения отношения педагогов специальных и массовых учебных заведений, многие из которых до сих пор видят свою роль в том, чтобы обучать определенную «категорию» детей. Учителя массовых заведений обучают «нормальных» учеников, учителя специальных заведений - учеников «с нарушениями развития». Для этого нужно изменить отношение, убеждения и ценности школьных работников.
Составляющие инклюзии.
Сейчас в научной литературе можно встретить множество определений понятия инклюзия. Но все ученые и практики единодушны в ее основных составляющих.
Среди них:
ü принятие в учебные заведения всех детей без исключения;
ü привлечение всех детей с различными (отличными) способностями к тем учебным заведениям, которые они посещали, не имея ограниченных возможностей (как дети с типичным развитием);
ü количество детей с отличными способностями в школах и классах должно быть естественно пропорционально их общему количеству в местной общине (населенном пункте, районе и т.д.);
ü дифференцированные подходы в преподавании; использование всех возможных местных ресурсов для обеспечения различных образовательных потребностей учащихся.
Инклюзия в каждом отдельном случае обусловлена соответствующим конкретным контекстом (город - село, этническая / религиозная однородность - разнообразие, культурные традиции, экономический и социальный уровень развития страны и т.п.), и поэтому единой формулы успешного привлечения детей с различными (отличными) способностями, которую можно применить к любой школе, не существует. Крупнейшие успехи в осуществлении инклюзивной формы образования имеют учебные заведения, где понимают и демонстрируют эффективные методики обучения и преподавания в атмосфере сотрудничества, поддержки со стороны школьной администрации и общества.
Почему внедрение инклюзии в школе может быть неэффективным?
Обсуждая пути внедрения инклюзивной практики, педагоги обычно ссылаются на ряд проблем и препятствий. Среди них часто озвучиваются такие:
· Отсутствие надлежащей подготовки педагогических кадров;
· Неспособность преподавать соответствующий учебный материал детям с различными способностями (в частности с особенностями психофизического развития);
· Недостаток ресурсов, чтобы им помочь;
· Устоявшееся функционирование школы и организация урока.
Ученые, которые всесторонне изучают различные аспекты инклюзивного образования, несколько шире описывают препятствия на пути внедрения этой формы образования. Коротко опишем их:
ü Информация о преимуществах инклюзии не была донесена до участников процесса должным образом или же была неубедительной.
ü Необходимые для эффективного внедрения инклюзии изменения оказались слишком масштабными, поэтому их сложно достичь за короткое время, или же слишком ограничены, поэтому не дают представления о реальном эффекте.
ü Изменения воплощаются слишком быстро, поэтому участники процесса не успевают осмыслить нововведения, или слишком медленно, и энтузиазм по их реализации угасает.
ü Необходимые ресурсы для обеспечения эффективности инклюзивной формы образования не предоставляются или распределяются в нецелесообразный способ или нерационально.
ü Не принимаются меры для усиления убеждений и готовности к долговременной работе (в том числе и над собой).
ü Работники, которые должны стать движущей силой во внедрении инклюзии, могут быть недостаточно преданные делу или возлагают на себя слишком большой объем работы. Это может отпугивать других членов коллектива.
ü Попытки привлечь родителей к сотрудничеству со школой формальные или вообще не происходят.
ü Руководство учебного заведения стремится установить традиционно жесткий контроль или пускает процесс на самотек, не поощряет работников достигать высоких результатов.
Предпосылки успешного развития инклюзивной среды.
Чтобы инклюзия была успешной, нужно работать над созданием соответствующего образовательного климата и совокупности практических подходов. Говорится, прежде всего, про:
1) развитие позитивного отношения (к идее инклюзии, детям с особыми образовательными потребностями и возможностям их развития и обучения и т.д.). Формирование положительного отношения к инклюзивному образованию необходимо осуществлять на всех уровнях - от системы обучения студентов педагогических учебных заведений к системе повышения квалификации опытных учителей-практиков. В то же время необходима просветительская работа в обществе и формирование соответствующего общественного мнения относительно инклюзии.
2) политику и лидерство, направленные на оказание поддержки (на уровне государства, органов образования, общества, учебного заведения). Национальная политика и законодательство должны согласовываться с международной политикой. Определяющим фактором в создании инклюзивных школ является поддержка инициатив школьных образовательных систем. Целесообразно создавать «команды лидеров» для управления и поддержки инклюзии в учебном заведении. Также важно формировать убеждения, что инклюзия - это дело, за которое вся школа несет общую ответственность. Школьная администрация, со своей стороны, может наладить контакты со специальными учебными заведениями, предоставляя, таким образом, коллективу педагогов помощь при переходе к новым ролям, способствуя обмену опытом. Необходимо формировать чувство уважения к индивидуальным различиям; способствовать внедрению инклюзивной практики путем проведения консультаций, поощрение сотрудничества; расширять полномочия учителей, предоставляя им определенную автономию и тому подобное.
3) процессах, происходящих в школах и классах, основанных на практической деятельности, подтвержденной результатами исследований (использование проверенных технологий и методов). Для того, чтобы школы работали эффективно, важно, чтобы они менялись и адаптировались для удовлетворения потребностей всех учеников. Учитывая исторические реалии нашей страны, где специальное образование функционирует много десятилетий, педагоги должны стать «учителями всех детей». Педагогам специальных школ необходимо задуматься, каким образом использовать свои навыки для того, чтобы улучшить и обогатить учебную практику всех детей в системе образования, которая переходит к инклюзивным подходам. Педагогам нужно научиться работать в командах вместе с ассистентами учителей и другим вспомогательным персоналом для достижения одной цели.
4) гибкой учебной программе и преподавании (применение адаптаций и модификаций; дифференцированное преподавание). Учебные программы значительно осложняют педагогам реализацию их попыток использовать инклюзивный подход. Сейчас учителям предлагают неформально модифицировать учебную программу, использовать соответствующие адаптации (использование техники, дополнительных ресурсов и др.) или делать это формально с помощью индивидуального учебного плана. Инклюзия и общее качество образования улучшатся, если учителя адаптируют методы преподавания таким образом, чтобы они соответствовали лучшей практике обучения.
5) привлечении общественности (шире использование ее ресурсов и привлечение к деятельности учебного заведения); привлечение общественности к деятельности школ чрезвычайно важно для достижения успеха инклюзивного образования. Школы, как образовательные центры, должны не только налаживать связи и активно участвовать в жизни местной общины, но и приглашать в заведение конкретных членов общины. Полезно налаживать партнерские отношения с местными, национальными и международными общественными организациями. Важнейшая группа, как в обществе, так и в школьном сообществе, - родители. Без сотрудничества и помощи родителей инклюзия невозможна. Ведь их роль распространяется на несколько сфер. Родители принимают решение вместе со своими детьми или от их имени. Они также могут помогать другим в принятии решений, предоставляя ценную информацию и свое видение. Родители - первые учителя ребенка и остаются ими всю жизнь. Часто они - единственные учителя своего ребенка в первые годы его жизни, и они хорошо понимают его учебные нужды. Родители могут помогать в качестве учителей дома и в классе. Они - защитники интересов своего ребенка. Осознавая это, следует налаживать эффективное сотрудничество с родителями.
6) содержательной рефлексии (постоянный мониторинг собственной профессиональной деятельности); рефлексия - двигатель совершенствования учителя. Педагогам нужно уметь рассуждать и учиться, поскольку им необходима практика, подтвержденная результатами их исследований. Среди инструментов рефлексии учителя можно назвать:
· Дневники и журналы. В них фиксируется процесс обучения и развития их учеников.
· Анкеты / показатели, листы наблюдений. Учителя могут заполнить и выяснить, на каких аспектах своей практической работы им нужно сосредоточить внимание.
· Общее с коллегами рассмотрение планов, результатов оценивания, методик преподавания и тому подобное.
· Посещение уроков других учителей как средство получения полезных идей, советов и рекомендаций.
В процессе рефлексии важно анализировать и обсуждать все аспекты инклюзивного опыта.
7) соответствующем обучении и ресурсах (принятие как необходимость постоянного профессионального роста; адекватное использование ресурсов в интересах всех детей класса / заведения). Многие из учителей испытывают недостаток подготовки, чтобы практиковать инклюзивный подход. Кроме традиционных форм повышения уровня квалификации (курсов, тренингов, мастер-классов и т.д.) можно наладить партнерские связи с университетом / научно-исследовательским учреждением и школой. Переход к инклюзивному образованию можно рассматривать как один из путей привлечения дополнительных ресурсов. Партнерские отношения с общественными организациями, которые способствуют инклюзии, могут предоставить возможность доступа к дополнительным кадровым и материальным ресурсам. Эти ресурсы можно использовать в интересах всех учеников. Например, технические средства, - ресурс, который широко используется и открывает множество возможностей для большинства учащихся. Среди других ресурсов - дополнительное время для планирования, дополнительные работники, ассистенты учителей. Инклюзивная практика, используя соответствующие ресурсы, может существенно влиять на обучение всех учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)