Специальное образование в России и модернизация образования
Специальное образование в России и модернизация образования. Характеристика специального образования в России (вертикальная и горизонтальная структура; специальные дошкольные и общеобразовательные школьные учреждения, учебно-реабилитационные и оздоровительные многопрофильные центры и т.д.).
В процессе демократизации российского общества широкое распространение приобретают идеи гуманизации образования и приоритетов личности. Рыночная экономика и демократическая система социально-политического обустройство в России выдвигают новые требования к системе образования, в частности, к образованию лиц с нарушениями психофизического развития. Речь идет, прежде всего, про обеспечение равных возможностей для получения образования и дальнейшего активного участия в жизни общества всех без исключения граждан. Неприемлема сейчас образовательная система, при которой учащиеся пассивно получают академические знания и не вступают в активное взаимодействие с социумом. Проблема социализации и интеграции в общеобразовательном пространстве детей с нарушениями психофизического развития занимает особое место и вызывает много споров и нареканий. Система специального образования в России имеет вертикально-горизонтальную структуру. Вертикальная структура базируется на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ. Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Вертикальная структура определяется возрастными периодами:
- Раннего детства (от 0 до 3 лет);
- Дошкольный период (с 3 до 6-7 лет);
- Период школьного и профессионального обучения (с 6-7 до 16-21 лет).
В период от 0 до 3 лет (раннее детство) дети находятся на домашнем содержании, в детских дошкольных учреждениях, дети-сироты - в домах ребенка. Специальную помощь дети с нарушениями психофизического развития могут получать в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации, психолого-медико-педагогических центрах и специальных дошкольных учреждениях. Для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития функционируют: специальные детские дошкольные учреждения, детские учебные заведения компенсирующего типа, специальные группы при дошкольных учебных заведениях комбинированного типа, дошкольные группы при специальных школах, реабилитационные центры. Основными государственными учебными заведениями для детей с особенностями психофизического развития школьного возраста являются: специальные общеобразовательные школы-интернаты, учебно-реабилитационные центры и специальные классы в общеобразовательных учебных заведениях массового типа. Специальные учебные заведения для детей с особенностями психофизического развития реализуют программы начального, основного и среднего (полного) общего образования, составленные на основе Государственного стандарта специального образования. Горизонтальная структура специального образования в России представлена 8-и типами специальных заведений: для детей с нарушениями слуха, слабослышащих, с нарушениями зрения, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых, с задержкой психического развития. По данным Министерства образования и науки, функционирует 396 специальных общеобразовательных учебных заведений, где учится 54, 1 тыс. детей. Кроме того, в системе Министерства образования и науки России функционирует около 40 учебно-реабилитационных центров для детей с нарушениями психофизического развития, 142 специальных дошкольных учреждений и 1200 специальных групп в дошкольных учреждениях массового типа, где находится около 45 000 дошкольников. В подчинении Министерства труда и социальной политики функционирует 298 реабилитационных центров, из них 208 - центров ранней реабилитации детей с нарушениями развития, 90 - центров медико-социальной и профессионально-трудовой реабилитации. Реабилитационные услуги дети и молодежь с нарушениями психофизического развития получают и в 46 центрах социально-психологической реабилитации, подведомственных Министерству по делам семьи, молодежи и спорта. Опыт функционирования специальных заведений в России свидетельствует о значительных достижениях, которые имеют эти образовательные центры. К несомненным достижениям можно отнести: создание в специальных учебных заведениях достаточной материальной базы, обеспечение соответствующих условий для предоставления коррекционной помощи, организацию профессионально-трудовой подготовки, обучения и отдыха. В специальных заведениях дети с нарушениями развития получают образование, направленное на получение знаний по основам наук, совершенствование личностных качеств, коррекцию нарушений развития и дальнейшую социализацию. Коррекционные занятия обеспечивают не только исправления нарушений психофизического развития, но и влияние на личность в целом для достижения положительных результатов в ее обучении, воспитании и интеграции в общество. Специальные школы в основном обеспечены современными учебно-методическими материалами, разработанными в соответствии с требованиями современности. Впрочем, наряду с несомненным позитивом можно выделить существенные недостатки современной системы специального образования, прежде всего:
- Ее унифицированность, что делает невозможным обеспечение образовательных потребностей всех учащихся, имеющих особенности психофизического развития, мешает внедрять разные варианты учебных программ, вносить необходимые изменения и дополнения в учебные планы;
- Изолированность детей с психофизическими нарушениями в специальных школах-интернатах, которые являются основными специальными образовательными учреждениями; такая изолированность имеет много негативных социальных последствий, в частности, отчуждение семьи от воспитательного процесса; социальная инфантильность учащихся; ограниченность развития жизненных компетенций и тому подобное;
- Недостаточная социально-практическая направленность учебного процесса, последствия которой - низкий уровень сформированности социально-бытовой компетентности учащихся, неудовлетворительная ориентация в системе социальных норм и правил и отсутствие навыков самостоятельной жизнедеятельности;
- Недостаточная индивидуализованость и личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса, вызывающая трудности эмоционального и личностного развития учащихся, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях;
- Низкая эффективность коррекционно-развивающих занятий, обуславливающая низкий уровень коммуникативной компетентности, замкнутости, изолированности;
- Отсутствие лицензируемого психолого-педагогического инструментария для диагностики нарушений, что затрудняет правильное комплектование специальных заведений и организации соответствующего обучения;
- Недостаточное научно-методическое и учебное обеспечение образовательного процесса детей с тяжелыми патологиями, атипичными нарушениями, которые нуждаются в дополнительных образовательных и коррекционно-реабилитационных услугах.
Особенности внедрения инклюзивного обучения в России, ресурсные возможности специального образования.
Интегрирование детей с нарушениями психофизического развития в общеобразовательном пространстве России, как одно из направлений гуманизации всей системы образования, соответствует приоритетам государственной политики. На смену «государственно-центровой» образовательной системе, где главная цель определялась как формирование личности с определенными эталонами и подчинение собственных интересов государственным с жесткой регламентацией учебного процесса, должна идти «детско-центровая» система образования, в которой доминирует ориентация на интересы ребенка, на удовлетворение его потребностей. Важное условие формирования этой системы - обеспечение возможности выбора образовательного учреждения и учебной программы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; осуществление стимулирования достижений детей в различных сферах деятельности; обеспечение социально-педагогической защиты детей и т. д. Реорганизация и обновление национальной системы педагогического образования на основе принципов демократизации, гуманизации и модернизации, признание права каждого ребенка на получение образования, адекватного его познавательным возможностям и требованиям времени является указателем на поиск оптимальных путей его реформирования, социализации детей с нарушениями психофизического развития, их интеграции в общество. Полный статистический государственный учет детей, имеющих нарушения психофизического развития, в настоящее время в России отсутствует, поскольку на пути стоят межведомственные барьеры, различные подходы к проведению учета таких детей, отсутствие единой категориальной классификации и тому подобное. Поэтому определить количество детей с нарушениями психофизического развития, не охваченных специальным обучением, достаточно сложно. На учете в статусе детей с ограниченными возможностями здоровья, по последним данным Департамента медицинской статистики Министерства Здоровья России, находится 135.773 ребенка, составляет 1,5% от общего количества детей в России. Эти показатели значительно меньше среднемировых. Очевидно, объясняется это тем, что ведомственная медицинская статистика базируется на сведениях детской инвалидности и наличия хронических заболеваний у детей. В то же время, данные психолого-медико-педагогических консультаций, основанных, кроме медицинского, на показателях психолого-педагогического обследования, свидетельствуют: детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития в России 1.076.345, или 12,2% от общего количества детей в стране. Таким образом, при наличии достаточно разветвленной и развитой системы специального образования в России, значительная часть детей с особыми образовательными потребностями не получает специальной помощи и не имеет возможности удовлетворить свои особые потребности. Очевидно не последнюю роль в этом сыграло и то, что в недавнем советском прошлом социально-политическое направление педагогики длительное время не способствовало адекватной помощи ученикам, которые испытывают трудности в обучении, в отдельности, и школьникам с нарушениями психофизического развития, в условиях массовых учебных заведений. Массовая и специальная школа поделили сферы своей компетенции. В этой ситуации дети с незначительными нарушениями, вовремя не обнаружены и, не имея реальной возможности получить специальную педагогическую помощь, вынуждены были учиться в условиях массовой школы без адекватного психолого-педагогического сопровождения. Эта «вынужденная интеграция» в полной мере характеризует и настоящее современной школы. В то же время выявление значительного количества детей с особенностями психофизического развития объясняется, прежде всего, совершенствованием системы диагностирования, поскольку образовательная демократизация и реформирование коснулись и системы психолого-медико-педагогической комиссий, указанные в советское время селекционные функции которых изменены на консультативные.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)