Ортопедическая хирургия
- хирургия является важным дополнением к другим вмешательствам в индивидуальной программе реабилитации детей и подростков со спастичностью. Своевременное хирургическое вмешательство может предотвратить ухудшение состояния ребенка и способствовать улучшению двигательной активности.
- состояния ребенка должен проводить хирург-ортопед, если:
- есть клинические и рентгенологические данные формирования смещения головки бедренной кости в тазобедренном суставе;
- на основании клинических и рентгенологических данных существует беспокойство по поводу деформации позвоночника.
- -ортопед проводит оценку состояния детей в пределах мультидисциплинарной команды, если:
- наблюдается ограничение функции конечности (например, при ходьбе или при одевании), при формировании патологической позы или возникновении боли вследствие сокращения мышц, при наличии контрактур или костных деформаций;
- контрактуры плеча, локтя, запястья или руки обусловливают нарушения самообслуживания и повреждения кожи;
- косметический вид верхней конечности вызывает значительное беспокойство у ребенка или подростка.
- чем приступить к ортопедической хирургии, мультидисциплинарная группа должна обсудить и согласовать с ребенком или подростком, с родителями или опекунами:
- возможные цели операции и вероятность их достижения;
- ожидаемые клинические эффекты, в том числе любые побочные риски;
- программу реабилитации.
- хирургия должна:
- проводиться хирургами в пределах команды, которые являются экспертами в области ортопедической хирургии, которые принимают участие в операциях для данной группы пациентов;
- проходить в педиатрических учреждениях.
- о проведении ортопедического хирургического лечения для улучшения походки должно основываться на тщательной дооперационной оценке функциональной активности, в том числе видеоанализе походки.
- ребенку или подростку понадобится несколько хирургических вмешательств на различных анатомических областях для повышения уровня функциональной активности, необходимо выполнять их одновременно, если это возможно (многоуровневые операции), а не отдельно в течение определенного периода времени.
- результатов ортопедического хирургического лечения, проведенного для улучшения походки, необходимо проводить в течение 1-2 лет. К тому времени можно ожидать наибольших результатов.
- сопутствующей симптоматики
- основным принципам реабилитации относится также коррекция и лечение сопутствующей симптоматики, к которой относятся:
- когнитивные расстройства и нарушения обучения;
- нарушение зрения и слуха;
- речевые нарушения;
- эпилепсия;
- трудности при жевании и глотании, зондовое кормление;
- расстройства питания и роста;
- нарушение минерального обмена;
- урологические нарушения;
- нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта;
- нарушения со стороны дыхательной системы.
Сенсорные нарушения
Клинический опыт показывает, что после инсульта у детей могут возникать патологические отклонения различных рецепторных ощущений. Некоторые из них гораздо легче установить, чем другие, но медикам, которые проводят обследование и работают с детьми, нужно рассматривать каждый из них, поскольку они обладают способностью влиять на результат и на эффективность реабилитации.
Соматосенсорные нарушения
Рекомендации:
Специалисты по реабилитации должны учитывать наличие соматосенсорных нарушений и проводить коррекцию этих нарушений.
Нарушение слуха и зрения
У детей с органическим поражением нервной системы должно проводиться полное клиническое обследование с оценкой функции слуха и зрения.
Рекомендации:
Оценка зрительных и слуховых функций должна проводиться в рамках междисциплинарной оценки.
Боль
К основным болевым ощущениям, которые может испытывать ребенок с органическим поражением головного мозга, относятся головная боль, боль в плечах и боль в животе. Боль в плечах у взрослых ассоциируется с длинным периодом госпитализации и низким уровнем восстановления функции руки, а клинический опыт наблюдения за детьми это подтверждает. Дисфункция может распространяться на все тело. Персонал должен осознавать, что дети могут чувствовать боль и дискомфорт из-за рецепторного нарушения, но им может быть трудно это выразить.
Рекомендации:
Дети с органическим поражением нервной системы должны быть обследованы на наличие боли с помощью педиатрических инструментов боли.
Все виды боли следует лечить активно, используя соответствующие меры, включая специальный уход и медикаментозное лечение.
Речь и общение
У детей с органическим поражением головного мозга наблюдаются различные речевые нарушения: сенсорная афазия, моторная афазия, дизартрия, дилексия. Также могут возникнуть проблемы социального взаимодействия и желание общаться (мутизм). У детей, в отличие от взрослых, нарушение речи не может определяться тем, какое полушарие поражено, и наблюдается у детей как с кортикальными, так и с субкортикальными поражениями. На способность ребенка общаться также могут негативно влиять физические проблемы или проблемы поведения, общее состояние их здоровья, и другие аспекты их окружения (например, уровень окружающего шума) или когнитивная недостаточность.
Королевский колледж терапевтов речи и языка отмечает, что ребенок с проблемами общения требует комплексной оценки и в определенных сферах логопед должен за это отвечать. В случаях, когда дети ограничивают свои вербальные высказывания или не общаются вообще после инсульта, нужно рассматривать использование систем альтернативной коммуникации. Это может включать знаки, символы, механизмы простых или сложных речевых высказываний.
Предметы коммуникации
Рекомендации:
У детей с органическим поражением головного мозга могут быть нарушены речь и коммуникативные навыки.
Если у ребенка были выявлены нарушения коммуникации и речевые расстройства, такого ребенка должен обязательно проконсультировать логопед.
Подробная оценка навыков коммуникации должна проводиться совместно с ребенком, родителями, учителями, с целью выявления проблемы и возможности ее коррекции, направленной на повышение функциональных способностей ребенка.
С целью улучшения коммуникативных навыков ребенка и речи, с ним должна работать междисциплинарная команда, в которую входит психолог, логопед, педагог, социальный педагог, врачи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)