Оценка качества написания кратковременных учебных задач
- Можно ли реализовать такие кратковременные учебные задачи за определенный промежуток времени?
- Отражают ли эти кратковременные учебные задачи, взятые в совокупности, базовые составляющие соответствующей индивидуальной долгосрочной задачи?
- Являются ли эти краткосрочные учебные задачи измеряемыми?
- Идет ли речь в таких задачах о том, как ученик будет усваивать необходимый навык, как планируется оценивать его промежуточные успехи и за какой период ученик должен им овладеть?
Анализ задачи с разбивкой определенного действия на меньшие, более «компактные» составляющие, также может оказаться непростым. Поэтому индивидуальный учебный план для ребёнка разрабатывается в процессе командного взаимодействия. Одно из его преимуществ заключается в том, что в команду можно привлекать других людей, более компетентных в этих сферах (в частности ресурсных учителей, трудотерапевтов и т.д.). Они помогут превратить общую формулировку определенной цели индивидуального учебного плана на последовательный ряд достижимых задач с практическим пошаговым планом их реализации. Поэтому родители обязаны внимательно перечитать индивидуальный учебный план и выяснить, как предполагается достигать его цели и какими должны быть промежуточные результаты ребенка. Далее, родители получат четкое представление о том, как будет организован учебный процесс в школе, и о том смогут ли они работать с ребенком дома: совершенствовать и закреплять отдельные навыки в выполнении определенного действия. Тем самым родители будут помогать ему двигаться от одного учебного задания к другому и, в конце концов, решать долгосрочные задания индивидуального учебного плана.
В процессе составления и внедрения индивидуального учебного плана следует придерживаться таких рекомендаций.
- Хорошо подготовиться к заседанию по вопросам индивидуального учебного плана. Подумать о том, что необходимо сказать, и выложить это на бумаге в форме информационной справки. Например, в ней можно описать сильные стороны ребенка и мысли о том, в чем он нуждается для успешного обучения в школе. В этой справке также можно отметить любые другие вопросы, касающиеся образования ребенка, которые являются проблемными. Если из-за нехватки времени не будет возможности обсудить их на заседании, необходимо представить информационную справку для добавления ее в индивидуальный учебный план. Следует убедиться в том, что вся предоставленная информация, мысли и замечания были внесены в протокол заседания. Таким образом, участие в создании индивидуального учебного плана будет отражено и зафиксировано документально.
- Необходимо быть активными. Когда работа по составлению индивидуального учебного плана завершена, родителей попросят его подписать. Если родители не согласны с содержанием этого документа или им нужно больше времени для его изучения, то им должны дать возможность объяснить, какие моменты вызывают беспокойство. Если родители отказываются подписывать индивидуальный учебный план, то ни одна из его частей не может быть использована для работы с ребенком. Если они в основном согласны с планом, то при подписании должны указать, с каким пунктами согласны. После этого его можно будет внедрять.
- Необходимо завести отдельную папку для документов, касающихся проведения заседаний и самого индивидуального учебного плана.
- Очень важно предварительно ознакомить ребенка с учебным материалом.
Контрольные вопросы для родителей
Насколько инклюзивным является обучение вашего ребенка?
Индивидуальный учебный план:
- Разрабатывался ли индивидуальный учебный план на основе командного подхода?
- Были ли учтены ваши мысли и замечания, и отражены ли они в этом документе?
- Принимал ли ваш ребенок активное участие в заседании по вопросам индивидуального учебного плана каждый раз, когда это было возможно и независимо от способа такого участия?
- Предусматривает ли индивидуальный учебный план создание условий для инклюзивного обучения?
- Зачислен ли ваш ребенок в обычный класс?
- Есть ли в индивидуальном учебном плане четкое положение об охвате вашего ребенка внеучебной деятельностью?
- Указано ли в индивидуальном учебном плане, кто несет ответственность за обучение вашего ребенка?
- Определена ли в индивидуальном учебном плане цель, а также методики измерения прогресса ребенка в учебе?
- Привлекались ли вы к проведению последующих заседаний и к процессу оценивания индивидуального учебного плана?
- Указаны ли в индивидуальном учебном плане конкретные адаптации и виды поддержки?
- Помогут ли такие адаптации и виды поддержки подготовить вашего ребенка к участию в учебном процессе и жизни классного коллектива?
- Существуют ли возможности для инклюзии вашего ребенка к социальной среде школы вне уроков (то есть к взаимодействию со сверстниками и взрослыми во время обеденного перерыва или внеклассных мероприятий)?
- Обеспечивает ли школа необходимую поддержку вашему ребенку, чтобы он действительно мог стать частью школьного коллектива?
- Введен ли план для поддержания регулярных контактов?
Учебный процесс:
- Принимает ли учитель ответственность за обучение вашего ребенка и привлекает ли вспомогательных работников, чтобы ребенок как можно проще вошел в учебный процесс и жизнь классного коллектива?
- Работает ли ваш ребенок самостоятельно и вместе с другими детьми (в отличие от ситуации, когда на уроке он остается наедине с ассистентом учителя)?
- Сопровождает ли ассистент учителя вашего ребенка во всем, что он делает? (Постоянное присутствие этого работника может уменьшать возможности для налаживания дружеских отношений с другими детьми в классе).
- Поддерживает ли учитель регулярные контакты с вами (например, пишет свои замечания и комментарии в ученическом информационном дневнике, размещает в электронной почте, общается с вами во время регулярных телефонных разговоров и встреч)?
- Учится ли ребенок преимущественно в обычном классе (то есть, более 50% материала своей программы ребенок овладевает в среде своих сверстников без особых потребностей)?
- Забирают ли ребенка из обычного класса ненадолго для работы над отдельными индивидуальными задачами?
- Привлекается ли ребенок, как правило, к тем же видам деятельности, что и остальные ученики класса, работает ли за последней партой вместе с ассистентом учителя?
- Соответствуют ли возрасту ребенка учебные материалы, которые он использует (например, если ребенок учится читать, то является ли содержание книги интересным для других детей такой же возрастной группы)?
- Размещены ли парты так, чтобы ваш ребенок мог чувствовать себя полноправным участником классного коллектива, а не сидел за последней партой, что отделяло бы его от других детей?
- Обходят ли вашего ребенка вниманием так, будто его нет?
- Предлагает ли учитель перевести ребенка в другой класс или учебное заведение, как только возникают проблемы?
- Можно ли сказать, что в классе уважают и ценят различия между людьми?
- Употребляют ли ученики слова «работать вместе» и «помогать», когда проводят время с вашим ребенком?
- Получает ли ваш ребенок домашние задания так же, как другие ученики?
Школа
- Оказывает ли поддержку и участвует ли в процессе разработки и внедрения индивидуального учебного плана?
- Предоставила ли вам школа экземпляр своих внутренних положений об инклюзии?
- Проводятся ли в школе меры для воспитания положительного отношения к разнообразию?
- Воспринимает ли администрация школы ответственность за обеспечение всех необходимых аккомодаций и видов поддержки?
Урегулирование споров
- спора на уровне школы.
- попытки урегулировать разногласия на уровне учебного заведения - оптимальный выход из ситуации. Стороны получают возможность в реальные сроки принимать взаимоприемлемое решение. В этот процесс вовлечены учитель, другие сотрудники школы и ее руководство.
- спора на уровне администрации или правления школьного округа.
- этой процедуре, в правление школьного округа предоставляется официальная апелляция, по результатам рассмотрения которой правление принимает решение. К этому процессу могут быть привлечены работники администрации школьного округа, ее руководитель (инспектор округа) и члены правления.
- спора на уровне Министерства.
- правления школьного округа по обеспечению надлежащей образовательной программы изучает специальная комиссия, которую назначает Министр по вопросам образования по рекомендации координатора по рассмотрению заявлений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)