Родители - ключевые участники команды
Родители - ключевые участники команды по работе с индивидуальным учебным планом. Вы очень хорошо знаете своего ребенка и можете рассказать о его сильных сторонах, потребностях и предложить собственные идеи по эффективной организации обучения. Вы также можете предоставить ценную информацию о стиле обучения вашего ребенка, его интересах и другие особенности, известные только родителям. Во время такой встречи вы знакомитесь с мнениями других членов команды о том, над чем ему следует работать в школе, и высказываете свои предложения в ответ. Кроме того, вы можете сообщить, применяет ли ваш ребенок дома те навыки, которыми овладевает в классе.
Также очень важно, чтобы на заседании по вопросам разработки индивидуального учебного плана участвовали учителя. Если ваш ребенок обучается в обычном классе или включен в среду обычной школы, то в состав команды по работе с индивидуальным учебным планом должен входить, по крайней мере, один учитель общего образования из тех, кто с ним работают. Учитель общего образования может предложить много полезной информации, например, рассказать:
- об образовательном стандарте и программе обычной школы;
- о вспомогательных средствах, услугах или вариантах внесения изменений в программы, которые позволят вашему ребенку эффективно учиться и достигать успехов;
- о стратегии для решения поведенческих проблем, если такие проблемы существуют.
Кроме этого, учитель поможет выяснить, какая поддержка необходима педагогическим работникам, чтобы создавать условия для того, чтобы ваш ребенок:
- двигался в направлении своих годовых целей;
- привлекался к общему учебному процессу и осваивал материал учебного плана;
- участвовал во внеклассных и других мероприятиях;
- учился вместе с другими детьми с особыми потребностями и без них.
Учителя нуждаются в поддержке разного типа. В частности, они должны иметь возможность посещать мероприятия профессионального совершенствования и дополнительной подготовки. Такое профессиональное совершенствование и дополнительная подготовка также имеют большое значение для руководителей, ассистентов учителя, водителей школьного автобуса, работников школьной столовой и других лиц, оказывающих услуги детям с инвалидностью.
Инклюзия без ресурсов, поддержки, без выделения дополнительного времени на подготовку учителей, без видения и самоотверженного отношения к решению ее проблем, без реструктуризации и без развития персонала, - будет неэффективной.
Ресурсный учитель, специалист по вопросам специального образования или школьный ресурсный учитель может предложить полезную информацию, ознакомить остальных участников с передовыми методами и подходами в обучении детей, имеющих особые потребности. Ресурсные учителя, получившие подготовку в сфере специального образования, помогут прояснить следующие вопросы:
- каким образом нужно адаптировать стратегии обучения и преподавания, или как модифицировать общую программу, чтобы ваш ребенок мог ее усваивать;
- дополнительные вспомогательные средства и услуги (например, использование клавиатур для обучения письму, занятия с трудотерапевтом или логопедом), в которых, возможно, нуждается ваш ребенок для того, чтобы быть успешным в обычном классе и в любой другой среде;
- каким образом адаптировать тесты и методику их проведения, чтобы дать вашему ребенку возможность продемонстрировать приобретенные знания;
- другие аспекты индивидуализации учебного процесса для обеспечения уникальных потребностей вашего ребенка.
Специальный педагог не только помогает писать индивидуальный учебный план. Он также в дальнейшем будет работать с вашим ребенком, и выполнять его. Поэтому он может:
- заниматься с вашим ребенком в кабинете, оборудованном вспомогательными средствами обучения, или в классе для учеников, получающих специальные образовательные услуги;
- реализовывать учебный процесс совместно с учителем общего образования, например, вместе проводить уроки;
- работать с другими членами школьного персонала, в том числе с учителем общего образования, оказывать методические консультации, как обеспечить уникальные потребности вашего ребенка.
Еще один важный участник команды по работе с индивидуальным учебным планом - лицо, которое может интерпретировать результаты комплексного оценивания ребенка, объяснить, как на их основе составить надлежащую программу его обучения. Это может быть школьный психолог, логопед, трудотерапевт и т.д. Результаты комплексного оценивания показывают текущий уровень успешности вашего ребенка в школе и те аспекты, в которых проявляются его потребности. Этот специалист должен объяснить, как необходимо организовать обучение ребенка, должным образом обеспечить другие его потребности.
Другой важный член команды - это представитель школьного округа, то есть работник отдела по оказанию услуг ученикам, администратор или консультант. Как правило, эти специалисты не посещают заседания по вопросам планирования и внедрения индивидуального учебного плана. Однако они профессионально ориентируются в системе специальных образовательных услуг и замечательно владеют вопросами образования детей с особыми потребностями. Если у представителя от школьного округа есть время посетить заседание, то он сможет указать на то, какие ресурсы необходимы школе. Здесь важно, чтобы он имел полномочия выделять такие ресурсы и следить за тем, чтобы ребенок получал все услуги, предусмотренные его индивидуальным учебным планом.
В состав команды по работе с индивидуальным учебным планом также могут входить лица, которые хорошо знают ребенка и имеют опыт работы с ним по определенным направлениям. В частности, это частный врач-практик, который работал с вашим ребенком, или специалист системы здравоохранения, который также занимался им ранее. Вы или персонал школы можете пригласить этих специалистов к участию в деятельности команды как ее участников или консультантов. Кроме этого, вы можете пригласить собственного представителя и защитника ваших интересов, который хорошо знает вашего ребенка, и который специализируется на работе с такими детьми. Или пригласить других специалистов (например, педагога из сферы профессионально-технического образования, который работал с вашим ребенком). Они расскажут о его сильных сторонах и потребностях. Кроме этого, школьная команда может пригласить одного или нескольких работников, обладающих дополнительной информацией о вашем ребенке, в частности ассистента учителя.
В процессе составления индивидуального учебного плана возникает важный вопрос: «Нуждается ли ваш ребенок в сопутствующих услугах, и каких именно?» Чтобы ответить на него, команда по работе с индивидуальным учебным планом привлекает специалистов из других служб для оказания советов и замечаний. Они делятся профессиональными знаниями о потребностях вашего ребенка, объясняют, каким образом их услуги помогут эти потребности удовлетворять. В зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка, в заседаниях по разработке и внедрению индивидуального учебного плана могут участвовать (или иным образом обеспечивать консультативную поддержку) специалисты, предоставляющие такие услуги: трудотерапевт, физиотерапевт, психолог или логопед.
С тех пор, когда ребенку исполнится 16 лет или незадолго до того, значительную роль в процессе разработки индивидуального учебного плана начинают играть представители служб, которые отвечают за организацию жизни ученика после окончания школы.
Ваш ребенок со временем повзрослеет, и вскоре будет нуждаться в других услугах служб по делам взрослых. В это время школа обязана приглашать на заседания представителей всех учреждений, которые предоставляют услуги или выделяют необходимые средства для организации перехода к новым условиям жизни и обучения. Обычно это - социальный работник, которого назначает управление по предоставлению специальных услуг детям, представитель службы профессионально-технической реабилитации или работник отдела по вопросам поддерживаемого жилья. Они помогут команде спланировать все необходимые услуги для того, чтобы ребенок успешно преодолел этот переходный период. Такой специалист также может предоставить ресурсы своего учреждения для оплаты или обеспечения нужных услуг во время такого перехода. Если он отсутствует на заседании, то школа должна принять меры, чтобы обеспечить участие соответствующего учреждения в процессе планирования услуг для организации перехода ученика к новым условиям жизни или обучения.
В состав команды по работе с индивидуальным учебным планом может входить и ваш ребенок (ученик). Он также должен присутствовать, если во время заседания предполагается обсудить возможные варианты по организации переходного периода или имеющиеся для этого услуги. Все чаще ученики посещают заседания по разработке своих индивидуальных учебных планов и даже выполняют роль председательствующего. Так они получают возможность выражать свои мысли, влиять на формирование собственной программы, учатся самостоятельно отстаивать свои интересы и приобретают навыки самоопределения.
Иногда команда корректирует или уточняет задачи индивидуального учебного плана в соответствии с изменением показателей успешности или потребностей вашего ребенка. Поэтому его индивидуальный учебный план - рабочий документ, который постоянно развивается, отражая развитие самого ученика на его школьном пути.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)