Планирование инклюзивного обучения
- о том, что скоро ребенок пойдет в первый класс или начнет учиться в новой школе, часто заставляет родителей волноваться. Прежде всего, тех, чьи дети имеют особые потребности. Поэтому к этому событию следует хорошо готовиться. По возможности, необходимо заранее отвести ребенка на осмотр к психологу, педиатру, логопеду, психотерапевту и тому подобное. Впрочем, одного только медицинского заключения от специалиста иногда бывает недостаточно. Работникам школы также могут понадобиться рекомендации о том, какие методики следует использовать, чтобы создать оптимальную среду для обучения ребенка. Часто выявление особых потребностей и осуществление соответствующих вмешательств в младшем дошкольном возрасте облегчает процесс адаптации к школе и способствует успешности.
- определить индивидуальные образовательные потребности ребенка, проводят оценки его навыков поведенческой сферы или социального развития, коммуникативной сферы, когнитивного развития и обучения, физического развития (большой и мелкой моторики) или сенсорной сферы.
- рамках школьной системы родителям отводится важная роль - представлять интересы своего ребенка и отстаивать его право на инклюзивное обучение. В соответствии с принципами инклюзии, любой человек, независимо от своего уровня способностей, принимается обществом и активно участвует в его жизни. Распространение этих идей в системе образования - задача каждого. В процессе сотрудничества со школьным сообществом можно составить верное представление о том, какое образование вы хотите для своего ребенка, и какое образование хочет он. Вы также сможете сформировать концепцию (видение) будущего своей дочери или сына, когда она или он станет взрослым. Поделитесь своими мечтами с работниками школы. Это помогает другим поверить в потенциал вашего ребенка. Цели должны быть гибкими, но, одновременно, они должны установить высокую планку ожиданий.
Что ребенок должен изучать в школе?
Для большинства учащихся отправным пунктом для формирования содержания образования и его общего планирования служит образовательный стандарт. Учителя, работающие с детьми с особыми потребностями, адаптируют свою методику преподавания, учебные материалы и методы оценивания, чтобы помочь им выполнить требования образовательного стандарта провинции.
Некоторым ученикам сложно выполнять все эти требования. Поэтому учителя их модифицируют, снижают количество требований или определяют определенный уровень их достижения, ниже типового нормативного уровня успешности данного года обучения. Кроме адаптации методики преподавания и оценивания, для определенных учеников также нужно модифицировать требования к уровню академических достижений. Все делается для того, чтобы, используя различные педагогические стратегии, помочь детям приобрести максимальный объём знаний и навыков в соответствии с их возможностями. Также очень малочисленна группа учеников, чья учебная программа совсем не связана с содержанием образовательного стандарта. Они учатся по индивидуализированным программам, поскольку, учитывая уровень их когнитивного развития, им сложно усваивать учебный материал. Все эти аккомодации должны быть четко прописаны в индивидуальном учебном плане вашего ребенка, который разрабатывает школьная команда.
В провинции Манитоба учебные заведения уже много лет привлекают родителей к планированию образовательной программы для их детей с особыми потребностями. Одновременно эта методика взаимодействия была официально закреплена в Законе о государственном школьном образовании. Кроме того, в провинции Манитоба родители - важные партнеры в процессе обеспечения образования: «Никто не знает вашего ребенка лучше вас: его сильных сторон, способностей, трудностей и потребностей. Поэтому вам принадлежит ключевая роль в его обучении. Важно, чтобы вы и ваш ребенок приобщались к принятию решений относительно его образования. Если вы принимаете участие в разработке планов, постоянно контактируете и сотрудничаете со школой, то тем самым делаете значительный вклад в образование своего ребенка».
Адаптация - это изменения методики преподавания, материалов или продуктов учебной деятельности, которые осуществляются для того, чтобы дать ученикам возможность выполнять установленные учебной программой требования к уровню знаний, умений и навыков. Адаптация - это способ обеспечения учебных потребностей и учета стилей учебной деятельности всех учеников в классе.
Модификация - это изменение сущности или содержания учебных целей, которые должен достичь ученик в соответствии с образовательным стандартом. Учителя часто модифицируют эти цели для учеников, которые, обычно, вследствие когнитивной инвалидности, могут овладевать материал образовательного стандарта провинции.
В таком случае, основное внимание в учебном процессе сосредотачивается на развитии навыков, позволяющих обеспечивать лучшее качество жизни ученика сейчас и в будущем.
Составление плана для проведения комплексной оценки ребенка
При зачислении или через некоторое время после начала школьного пути ребенка, вас могут попросить дать согласие на то, чтобы учебное заведение направило его к ресурсному учителю, практическому психологу или иному специалисту для оценки. В этот период школа составляет соответствующий план.
К проведению такой оценки могут привлекаться специалисты из многих отраслей, например, ресурсный персонал школы, специалист по проблемам чтения, логопед, психолог, трудотерапевт, физиотерапевт и тому подобное. С помощью разных методик они определяют уровень функционирования вашего ребенка в социальной, эмоциональной, учебной, когнитивной, коммуникативной и поведенческой плоскости. Возможно, потребуется информация от родителей. Вам необходимо хорошо понимать и выяснить:
- конкретную цель определенного вида оценивания;
- для чего планируется использовать его результаты;
- кто будет ознакомлен с этими результатами;
- когда вы получите экземпляр вывода специалиста по итогам оценивания вашего ребенка;
- в чем заключаются его рекомендации.
Цель оценивания - установить, имеет ли ваш ребенок особые учебные потребности; определить его текущие возможности в обучении; выяснить, каким образом обнаруженные потребности могут влиять на его способности овладевать материал; а также определить необходимые составляющие для совершенствования образовательной программы.
Потребности ребенка могут меняться в соответствии с изменениями учебной среды, степени сформированности у него навыков саморегуляции или в зависимости от его возраста. Такая оценка происходит несколько раз в течение периода академического обучения ребенка. Ее необходимо повторять каждый раз, когда изменяется способность ребенка работать.
Индивидуальный учебный план
Цель индивидуального учебного плана - помочь вашему ребенку достичь целей или выполнить требования, которые превышают его текущий уровень знаний и навыков, по возможности - в соответствии с образовательным стандартом провинции. Независимо от индивидуальных потребностей определенного ученика, этот документ содержит такие ключевые составляющие:
- идентификационные данные ученика и общую информацию о нем;
- характеристику его уровня учебной успешности и функционирования;
- индивидуальные долгосрочные цели для него;
- соответствующие краткосрочные учебные задачи;
- особенности методики обучения, материалы и стратегии;
- имена членов команды, которые отвечают за реализацию индивидуального учебного плана и информация об условиях обучения, в которых предполагается его внедрять;
- план мероприятий для оценки эффективности индивидуального учебного плана и график его пересмотра.
Дети с особыми потребностями часто не могут активно участвовать в составлении своего индивидуального учебного плана. Поэтому родители должны говорить от имени своего ребенка и доносить его пожелания и замечания к другим участникам этого процесса. В разработке любых планов важно соблюдать личностно ориентированный подход, то есть, прежде всего, исходить из интересов собственно ученика.
Если ученик сможет усвоить мало навыков или, если сфера их применения будет ограниченной, то в обучении нужно сосредоточиться на важнейших навыках.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)