Главные факторы дифференцированного обучения
Выделяют пять индикаторов качества, отражающих главные факторы дифференцированного обучения: учитель, содержание, ученик, преподавание, оценка. И пять этапов освоения:
- рефлексия - желание действовать и необходимые навыки;
- оценка учебного плана;
- анализ индивидуальных особенностей учащихся;
- планирование уроков на основе научно обоснованных методов;
- совершенствование практики на основе фактической информации.
Учитель
Итак, первый индикатор качества касается работы учителя, то есть лица, которому отводится центральная роль в процессе дифференцированного обучения. Собственно, во многом дифференцированный подход основывается на тех же ценностях, лежащих в основе всей педагогической деятельности. В то же время, некоторые из них настолько важны, что на них стоит остановиться отдельно. Это - понимание характера учебной деятельности учащихся и особенностей их поведения, стремление обеспечивать ход учебного процесса на высоком качественном уровне, а также желание и готовность к непрерывному профессиональному росту и развитию. Кроме того, обучая детей, учитель не должен ограничиваться знанием об их труде и слабых сторонах, а, прежде всего, должен осознавать их сильные стороны и компетентности и опираться именно на них.
Первый этап - рефлексия: желание действовать и необходимые навыки. На этом этапе учителю следует задуматься над такими ключевыми вопросами: «Как я оцениваю себя и свою работу? В каком направлении двигаться дальше?». Важно тщательно оценить свои знания и уровень мастерства. Также, следует подумать над тем, что нужно для того, чтобы изменить существующую методику проведения уроков. Учитель должен оценить имеющийся объем своих знаний, глубину владения учебным материалом и обдумать свой стиль преподавания. В конце концов, рекомендуется установить взвешенные цели по внедрению этого подхода на своих уроках и реалистичные сроки их достижения.
Содержание
Содержание - программа обучения. Вообще, вся практика дифференцированного обучения направлена на то, чтобы предоставить возможность как можно большему количеству учеников овладевать насыщенной учебной программой. Таким образом, в контексте этого подхода наполнение урока зависит от двух факторов: с одной стороны, оно определяется государственными требованиями, а с другой - интересами и способностями самих учащихся.
Второй этап - оценка программы обучения. Что представляет собой содержание обучения? Почему оно должно быть интересно ученикам? Вот ключевые вопросы, на которые следует обратить внимание на этом этапе.
Предполагается, что учитель может адаптировать содержательное наполнение самостоятельно, руководствуясь государственными требованиями. Кроме того, в этом процессе он также должен учитывать интересы, способности и учебные потребности детей в своем классе. Следует определить и выделить важнейшие составляющие содержания, общие идеи, понятия, которые должны усвоить ученики. Также, рекомендуется подробно ознакомиться с методическими рекомендациями по преподаванию предмета для предварительного и последующего года обучения, чтобы определить базовое содержание и главные идеи и «вынести за скобки» второстепенную и несущественную информацию. При планировании учебного процесса необходимо предоставить детям достаточно времени для осмысления базовых идей и положений в рамках определенной дисциплины и для формирования соответствующих умений и навыков. Также необходимо знать текущий уровень владения знаниями и навыками.
По завершении необходимо обобщить всю полученную информацию и, исходя из нее, выбрать оптимальные методы и формы работы. Это довольно сложная задача, и поэтому можно воспользоваться специальной методикой, которая называется «Пирамида планирования». Пирамида состоит из трех частей. Ее основу составляют знания, умения и навыки, которые должны усвоить все ученики. В средней части содержится материал, которым должны овладеть большинство детей; а вершина пирамиды охватывает учебный материал, которым овладеют только некоторые дети. Итак, все ученики изучают один и тот же материал, однако требования к их учебным достижениям выдвигаются разные.
Ученик
Дифференцированное преподавание ориентировано на ученика, а учебный материал занимает второе место. В некоторых случаях этот принцип побуждает учителя менять свою практику проведения уроков, отказаться от сосредоточения на содержании и вместо этого строить учебный процесс вокруг конкретного ученика, внедряя личностно-ориентированный подход вместо шаблонных и однотипных методов.
Третий этап - анализ индивидуальных особенностей учащихся. Дифференциация обучения осуществляется ради детей, поэтому, используя этот индикатор для выяснения текущей ситуации, нужно ответить на следующие вопросы: «С какими учениками я работаю? Кому обычно уделяется меньше внимания?». Этот этап отличается от предыдущего, поскольку учителя интересует конкретная информация о каждом ребенке. Изучая детей, учитель не должен ограничиваться тем, что они уже знают об определенных понятиях новой темы. Зато в процессе анализа группы или отдельных учащихся необходимо определить уровень их подготовленности, интересы, стиль обучения, сильные стороны и потребности. Подумать о возможных глубинных причинах низкой успеваемости ребенка. Не стоит поддаваться соблазну простых решений, когда методы обучения подбираются в соответствии с предпочтениями детей, поскольку результаты исследований не подтверждают эффективности такой практики.
Далее, необходимо определить различные критерии для объединения детей в группы, например:
- создание групп в учебных целях, то есть, в зависимости от уровня успеваемости учащихся, сложности учебного материала или задачи;
- организационный, то есть, с учетом динамики межличностных отношений в детском коллективе, например, насколько хорошо определенные ученики находят общий язык и взаимодействуют, работая над решением задачи.
Формирование групп в учебных целях позволяет активизировать познавательную деятельность детей и заинтересовать их материалом урока. Также полезно поразмышлять над тем, какие виды вопросов вы будете ставить определенным учащимся; кому из детей следует предоставить больше возможностей ответить и на каком когнитивном уровне; кому из учеников нужно больше практики, и кто из детей уже обладает достаточным объемом знаний.
Организационный фактор при объединении детей в группы используется преимущественно для того, чтобы определенным образом повлиять на поведение детей, обратиться к их эмоциональной сфере или, опять же, заинтересовать их учебным материалом. Кроме того, можно условно объединить в пару отличника и ученика, который несколько отстает от него. Таким образом, задавая вопросы более успешному однокласснику, вы сразу же будете адресовать его и слабому ученику.
И напоследок, рекомендуется выяснить величину разрыва в уровнях успешности и распределение ученических достижений. Под «разрывом» имеется в виду расстояние между наиболее успешными учениками и теми, кто испытывает трудности в обучении. Такая информация поможет учителю формировать группы и подбирать оптимальные методы для работы с детьми на уроке.
Преподавание
Этот индикатор касается набора методов и приемов, которые учитель использует в своей практической деятельности. Большинство педагогов всегда находится в поиске новых методических идей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)