Учебная среда и дифференцированное преподавание
- , который планирует практиковать дифференцированное преподавание, должен придерживаться, по крайней мере, следующих четырех убеждений:
- Уважать уровень подготовленности каждого ученика.
- Ожидать, что каждый ученик будет расти, и способствовать этому постоянному росту.
- Предлагать всем учащимся возможность усвоить важную информацию, объясняя ее с постепенным усложнением, по мере того, как они развивают свое понимание и навыки.
- Предлагать всем ученикам задания, которые кажутся в равной степени интересными, важными и привлекательными.
- и ученики сотрудничают во время учебы. Учителя являются главными архитекторами обучения, но ученики должны им помочь с дизайном и строительством. Работа учителя - знать, чему важно научить, что и как оценивать, менять подходы к обучению, в зависимости от различных целей, обеспечивать плодотворную работу на уроке и рациональное использование времени. Ученики должны сделать значительный вклад - усвоить материал.
- могут предоставлять информацию в процессе оценки, разрабатывать правила поведения в классе, на основе разработанных правил участвовать в процессе управления работой на уроке, а также учиться эффективно использовать время и ценить этот ресурс. Ученики могут сообщить учителю, когда материал или задание слишком сложные или простые, когда обучение интересное (а когда нет), когда они нуждаются в помощи и когда они готовы работать самостоятельно. Когда ученики являются партнерами в проведении урока, они чувствуют причастность, приобретают лучшие навыки понимания своих потребностей и выбора методов, которые облегчают их обучение.
- уроках, проводимых с применением дифференцированного обучения:
- учитель является лидером, но, как и все успешные лидеры, он уделяет большое внимание своим партнерам-ученикам и привлекает их во время путешествия по «стране знаний». Вместе учитель и ученики планируют, определяют цели, отслеживают прогресс, анализируют успехи и неудачи и пытаются повысить результаты и учиться на ошибках. Некоторые решения могут касаться целого класса, другие касаются лишь отдельных учеников;
- ученик находится в центре внимания. Ученики - это работники. Учитель координирует время, пространство, материалы и деятельность. Успешность урока увеличивается по мере того как ученики становятся более умелыми и помогают друг другу и самим себе достичь групповых и индивидуальных целей.
- и ученики гибко сотрудничают. Чтобы обеспечить учебные потребности, учителя и ученики сотрудничают разными способами. Они с гибкостью подходят к использованию материала и гибко относятся к темпу обучения. Иногда:
- весь класс работает вместе, а иногда эффективнее работа в малых группах;
- каждый пользуется одним и тем же материалом, но часто эффективнее иметь под рукой различные материалы;
- учитель говорит, какие ученики будут работать вместе;
- ученики сами выбирают партнера. Когда решение принимает учитель, он должен считаться с общими интересами, уровнем подготовленности или определенными особенностями;
- учитель ставит в пары учащихся с разным уровнем подготовленности, с разными интересами или особенностями обучения;
- выбор пар для выполнения задания осуществляется случайно;
- учитель - первый помощник учащихся;
- ученики - лучший источник помощи друг для друга.
- уроке, проводимом с применением дифференцированного обучения, учитель должен использовать широкий перечень стратегий обучения, которые помогут ему сосредоточиться на отдельных учащихся или на малых группах, а не на целом классе. Целью может быть объединение учащихся по уровням понимания важной информации и овладение важным навыками, чтобы поддержать надлежащий уровень сложности задач и заинтересованность.
- существует единой формулы по подготовке урока с применением дифференцированного обучения. Но есть одно необходимое условие для успешного обучения и преподавания - до начала работы осознавать конечную цель и результат и планировать свои действия для их достижения.
С помощью набора индикаторов учителя могут:
- применять традиционные методики интенсивного обучения в сочетании с постоянным взаимодействием учителя и учащихся;
- во время каждого урока предоставить ученикам возможность как можно чаще правильно отвечать на вопросы, используя для этого изучение материала на разных уровнях и на основе доступных методик;
- четко структурировать каждое занятие и широко использовать графические организаторы информации;
- отслеживать уровень академической успеваемости, опираясь на результаты контрольных работ, наблюдений, текущего анализа достижений учащихся;
- работать над созданием позитивной атмосферы в классе.
Эта технология включает набор индикаторов качества для определения эффективности дифференцированного обучения, и описывает этапы, которые должен пройти учитель для ее освоения. Индикаторы и этапы помогут учителю определить собственные пути к наработке дифференцированных методик и усовершенствовать их применение на практике.
Предложенный набор индикаторов является ориентиром для перехода от традиционной (то есть недифференцированной) практики на дифференцированное преподавание. Для создания технологии и сопроводительного набора индикаторов был определен ряд базовых показателей эффективного обучения учащихся с особыми потребностями в обучении. Каждый из предусмотренных этой технологией подходов оказывается полезным для всех групп учащихся: одаренных, которые демонстрируют высокие достижения в учебе, «средних» учеников, чьи показатели успешности соответствуют их возрастной группе и детей, имеющих трудности в обучении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)