Общие рекомендации по работе с детьми-инвалидами
Общие рекомендации по работе с детьми-инвалидами:
- Создайте для работы спокойную атмосферу:
- мимика и пантомимика (жесты) играют важную роль в установлении контактов;
- жесты должны носить открытый доброжелательный характер;
- не следует перекрещивать руки на груди, прятать их за спину или в кармане.
- Старайтесь наладить доброжелательный, партнерский контакт
- начинайте свою работу с улыбки;
- ни в коем случае нельзя настраиваться на чувство жалости или превосходства, тем более пренебрегать ребенком - ваше лицо и жесты вас выдают.
- Ребенок-инвалид имеет свою психологическую жизнь:
- корректно войдите во внутренний мир ребенка;
- мягко заинтересуйте ребенка игрой или игрушкой, задачей;
- используйте дидактические игры, раздаточный материал, мозаику, конструктор и др.;
- в процессе игры целесообразно включать элементы коррекции нарушений речи;
- ребенок-инвалид подвергается воздействию страхов больше, чем здоровый ребенок;
- постоянно подбадривайте ребенка;
- исключите из разговора слова «не умеешь», «испугался», «у тебя не получится»;
- постоянно держите ребенка в поле зрения, следите за его реакциями: напряженность, стереотипные движения, недовольные реплики должны быть замеченными.
Работая над устранением определенных недостатков в интеллектуальной деятельности ученика, необходимо осознавать тесную взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными психическими функциями. Практически невозможно разделить развитие восприятия, мышления, памяти и других функций, сначала занявшись одной, а затем другой. Чем бы воспитатель ни занимался с ребенком, он развивает его психику в целом, потому что, воспринимая вещь, ребенок тут же запоминает ее внешний вид, название, действия с ней, осмысливает ее принадлежность к определенной группе уже известных предметов.
Цепь формирования высших психических функций - воображения, речи, понятийного мышления берет свое начало в чувственном познании мира. Оно на всю жизнь остается основой построения сложного сооружения, какова человеческая психика.
Обучение не может строиться только на игровой деятельности ребенка. Хотя эта деятельность легче и продуктивнее сначала, но для дальнейшего развития детей необходимо формировать и более сложные виды деятельности. Учитывая это, привлечение детей к выполнению чисто учебных задач начинается с первых дней работы с ними. Оно берет начало с выработки в них возможности выполнять определенные правилах поведения на уроке, концентрировать внимание на требованиях педагога. Из-за трудностей выполнения учебные задания для детей сначала должны быть простыми, короткими, а переход от одного действия к другому предусматривает помощь.
Важным условием успешной коррекции развития ребенка является поддержание его активности и интереса к выполняемому делу. Возбуждает интерес только та задача, которую ребенок может сознательно и успешно выполнять.
Пассивность детей с задержкой психического развития определяется не только объективной сложностью для них определенной задачи, но и неуверенностью в собственных силах. Отставая в развитии от своих сверстников, они уже успели закрепить негативный опыт неудач, потому что всегда были среди неумелых, худших и в группе детского сада, и в массовой школе, где большинство из них начинали учиться. Каждый, кому приходилось работать с такими детьми, не раз убеждался, как под влиянием доброжелательного отношения, похвалы ребенок становился удачливее, сообразительней, действительно улучшал результаты выполняемой работы. Поэтому, каким бы маленьким не был успех ребенка, он не должен пройти незамеченным. Этим поддерживается и развивается уверенность, уважение к себе, которые он непременно захочет сохранить и пытаться удержаться на уровне растущих требований к нему.
Диагностика степени умственной отсталости и отдельных ее нозологических форм зависит от того или иного сообщения отдельных клинических проявлений (симптомокомплекс), характерных только для данного вида патологии.
Основные задачи формирования социально-бытовых и трудовых навыков у детей с умственной отсталостью старшего возраста:
- профессиональное просветительство путем расширения общего кругозора и знакомства с профессиями, овладеть которыми могут дети с интеллектуальными проблемами;
- профессиональные пробы, которые заключаются в выполнении детьми определенного вида деятельности, связанного с конкретной профессией;
- овладение специфическими формами деятельности (езда, плавание, изобразительное искусство, театрально-драматическая деятельность и т.п.);
- выработка стереотипов поведения в типичных бытовых ситуациях;
- формирование позитивного отношения к посильным видам труда, готовности помочь в хозяйственно-бытовом труде;
- формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда;
- формирование навыков выполнения ряда операций в том или ином виде труда;
- развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой;
- обучение совместной работе с соблюдением принятых норм и правил поведения.
- работа проводится учителем как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной реабилитационной работы во всех видах детской деятельности и предусматривает следующие направления:
- развитие когнитивных способностей;
- формирование предпосылок к овладению посильными видами труда;
- профессиональная ориентация.
- результат реабилитационной работы:
- активизация познавательной деятельности, связанной с выбором профессии;
- коррекция определенных индивидуальных психологических особенностей личности;
- формирование профессиональной (трудовой) направленности личности.
Каждое учреждение определяет необходимые виды социальных услуг и формы работы, исходя из анализа психолого-педагогических особенностей детей, которые в нем находятся.
Индивидуальный план реабилитации каждого ребенка составляется на основе глубокого и комплексного обследования ребенка командой специалистов и должен учитывать результаты изучения таких особенностей развития ребенка:
- характер и степень нарушения взаимодействия с окружающим миром;
- особенности нарушения моторики;
- особенности и возможности интеллектуального потенциала и способность к обучению;
- определение особенностей игровой деятельности;
- особенности сенсорной сферы;
- особенности эмоционально-волевой сферы;
- особенности формирования первичных потребностей и самообслуживания;
- особенности речи (соответствие возрастным нормам);
- особенности коммуникации и социальной сферы;
- социальная составляющая семьи.
- план может предусматривать следующие направления работы:
- формирование первичных потребностей, навыков самообслуживания;
- нормализация двигательной чувствительности и тонической регуляции;
- сенсорное развитие;
- развитие моторики, координации и пространственных представлений;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие внимания;
- формирование и развитие последовательных действий;
- формирование речевых и коммуникативных навыков;
- развитие познавательных навыков;
- формирование игровой деятельности;
- социальное развитие личности.
- иметь в виду, что аутизм является мультидисциплинарной проблемой. Она исследуется в медицине, психологии, специальной педагогике, социальной работе. Необходимой составляющей организации реабилитационной работы с аутичными детьми является не только привлечение их во все сферы жизнедеятельности, но и привлечение общества к решению интеграционных, психологических, коммуникативных, речевых, учебных, эмоциональных проблем.
- правила взаимодействия с аутичными учениками:
- Дать ребенку время для ответа.
- Воспринимать положительно любую попытку коммуникации со стороны ребенка, даже неадекватную. Не давать неожиданных задач.
- Во время фронтальной работы обращаться в классе к аутичному ребенку по имени, если нужно, касаться его. Только тогда ученик будет выполнять фронтальное задание.
- Когда ребенок спрашивает, будьте уверены, что отвечаете, прежде всего, на его намерения, а не на слова. Когда слова ребенка не имеют никакого смысла, необходимо задуматься, что он имел в виду.
- Во время детской ссоры учитель должен вербализировать мысли другого ребенка, поскольку аутисты не могут поставить себя на место другого и распознать его мысли, намерения, чувства.
- Прежде чем высказывать свои мысли, приспособиться к мнению ребенка, вербализировать их.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)