Особенности внедрения инклюзивного обучения в высших учебных заведениях
На сегодняшний день существует потребность в выработке новых подходов к специальному образованию, которые в большей степени удовлетворяли бы потребности его развития, улучшали бы процессы реабилитации, формировали бы адаптированную личность, способствовали бы интеграции в общество. Именно этим требованиям соответствует инклюзивное обучение.
К вопросу экспериментально-исследовательской работы по теме «Социально-педагогические основы самоактуализации и самореализации учителя и ученика»
Современное состояние системы образования, повышение уровня национального сознания граждан, развитие их национального потенциала требует интенсивного научного обоснования концепций, условий, методов социально-педагогического раскрытия индивидуальных возможностей всех участников учебно-воспитательного процесса в условиях учебно-реабилитационного центра. Поэтому особое значение приобретает научное и методическое обеспечение создания условий для самоактуализации и самореализации потенциальных возможностей учителя и ученика в условиях учебно-реабилитационного центра.
Основные направления деятельности учебно-реабилитационного центра:
- Комплексный коррекционно-восстановительный, учебно-воспитательный процесс (обязательные индивидуальные, групповые, факультативные учебные занятия).
- Внеклассная, внешкольная воспитательная деятельность (языково-литературная, хоровое пение, декоративно-прикладное искусство, ритмика, спортивные секции).
- Развитие трудовых навыков будущей профессии (ознакомление детей с трудом взрослых, с различными видами трудовой деятельности, устремленность к обретению навыков будущей профессии: компьютерный набор, швейное дело, столярное дело, стряпня, цветоводство, социально-бытовое ориентирование).
- «Школа жизненной компетентности» (семейное воспитание, сотрудничество с психологом, реабилитологом, логопедом, дефектологом, юристом).
- из определяющих аспектов изучения данной проблемы является реально существующая социальная потребность успешного применения творческого потенциала педагогического коллектива учебно-реабилитационного центра, внедрения научно обоснованных педагогических инноваций с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Удовлетворение этой потребности возможно только в контексте эффективно осуществляемого научно-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в учебно-реабилитационном центре.
- обстоятельства предопределяют очевидную необходимость социально-педагогического исследования процесса формирования нешаблонных отношений в социальных подсистемах «учитель - ученик», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - администрация». Большое значение при этом, безусловно, имеет характер взаимодействия между подсистемами, который может быть оптимизирован через трансформацию специфической цели, принципов содержания, формы, технологии, методов и средств обучения, которые изначально характеризуют учебно-воспитательное учреждение нового типа.
- проблема самоактуализации и самореализации учителя и ученика в процессе обучения в условиях учебно-реабилитационного центра еще очень незначительно исследована, что не позволяет эффективно решать ее на практике.
Основные идеи эксперимента:
- Социально-педагогическое обследование условий самоактуализации и самореализации учителя и ученика.
- Определение концептуальных подходов к созданию оптимальных условий для самоактуализации и самореализации учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе.
- Обоснование путей самоактуализации и самореализации учащихся и учителей учебно-реабилитационного центра.
- Разработка, апробация, внедрение конкретных направлений, методик креативной деятельности учителя и ученика в условиях учебно-реабилитационного центра.
- Психолого-педагогическая помощь в реализации первоочередных задач, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса учебно-реабилитационного центра, определение программы исследования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)