Психологические условия включения умственно-отсталых учащихся в среду инклюзивной школы
Специфика образования умственно отсталых детей заключается в том, что данная категория детей может приобретать его через обучение в различных учебных заведениях, а именно: общеобразовательных школах в форме инклюзивного образования, специальных общеобразовательных учреждениях для детей с интеллектуальными нарушениями и в государственных или частных образовательно-реабилитационных учреждениях. Это стало возможным в связи с тем, что именно инклюзивное образование предполагает школу, которая принимает ребенка с его индивидуальными возможностями. Таким образом, ребенок приспосабливается к школьным условиям, а школа удовлетворяет особенности каждого ребенка. Такой подход к обучению позволяет детям с дизонтогенезом также стать общественно полезными.
В вопросе обучения детей с интеллектуальными нарушениями в массовой школе приоритетными направлениями работы являются содействие социальному, эмоциональному и когнитивному развитию каждого ребенка, для того, чтоб он чувствовал себя неповторимым, полноценным участником общественной жизни.
Обучение в инклюзивных классах детей с особыми образовательными потребностями, с одной стороны, помогает им адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, избавиться от чувства изолированности, отчуждения, способствует исчезновению социальных барьеров и интеграции в социум. А ученическое сообщество школы учится общаться и работать вместе с умственно отсталыми детьми. Формируется чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются не только в помощи, но и принятии, и признании. Инклюзивная модель образования предполагает участие в образовательном процессе поддержки учителей, которые обеспечивают добавление всех детей в общеобразовательные занятия: тьютор, волонтеры, родители, инструкторы-практики, которые оказывают поддержку нескольким школам в одном районе. Инклюзивное обучение может осуществляться по следующим формам включения: полная, комбинированная, частичная или временная.
Полная и комбинированная формы инклюзии приняты для детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития; частичная и временная - являются целесообразными для детей с низким уровнем развития, в частности, для детей с умственной отсталостью.
Содержание, формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития должны быть коррекционно-направленными. Система коррекционного воздействия на учащихся рассчитывается на длительное время и должна действовать на личность в единстве ее компонентов: познавательные, эмоционально-волевые психические процессы, опыт (знания, умения, навыки), направленность, поведение.
Главным условием успешного использования инклюзии в школах является готовность родителей, детей, а также педагогического коллектива, родителей и детей с нарушенным развитием соединить свои усилия при вхождении умственно отсталого ребенка в класс массовой школы.
Реальность ситуации состоит в отказе со стороны персонала школы сотрудничать с умственно отсталым ребенком, тьютором и его родителями. Главной предпосылкой такого отказа является некомпетентность персонала массовой школы в вопросах умственной отсталости и отсутствие мотивации к изучению особенностей инклюзивного процесса.
Однако отмечаются и положительные тенденции в развитии инклюзивного образования умственно отсталых детей:
- государство начало подготовку квалифицированных специалистов;
- все больше учеников проявляют интерес к умственно отсталому ребенку;
- привлечение мирового опыта и помощи в развитии инклюзивного образования.
- с интеллектуальными нарушениями можно включить в класс инклюзивной школы, обеспечив для этого нужные психологические условия, в частности:
- формирование психологической установки учителя на необходимость педагогической работы с умственно отсталым учащимся по соответствующей его возможностям программе;
- понимание всеми участниками инклюзивного процесса потребностей, реакций, состояний, поведения умственно отсталого ученика;
- проведение бесед с родителями и учениками класса;
- опережение возникновения конфликтов между учениками;
- общение детей и родителей с родителями умственно отсталого ребенка;
- психологическое сопровождение умственно отсталого ученика специалистом по инклюзии;
- моделирование ситуаций с психологической составляющей, преемственность в работе всех участников инклюзивного процесса;
- обеспечение толерантного взвешенного отношения к трудностям в обучении умственно отсталого ученика;
- психологическая готовность детей помочь умственно отсталым одноклассникам, эмпатия и толерантность в отношениях;
- психологическое обеспечение успеха умственно отсталого ребенка перед здоровыми сверстниками;
- использование приемов психологической поддержки ребенка;
- эмоциональная окраска и поощрения коммуникативной деятельности ребенка;
- демонстрация перед родителями и родственниками успехов ребенка;
- смещение акцентов с признаков интеллектуального нарушения на акцент положительных достижений умственно отсталого ребенка;
- психологическая поддержка ребенка при тревожных, негативных, аффективных состояниях;
- уход от унижения ребенка;
- формирование мотивации достижения лучшего результата во всех видах деятельности умственно отсталого ребенка.
- образом, соблюдение указанных психологических условий обеспечит надлежащее включение умственно отсталых учащихся в среду инклюзивной школы.
- педагогические условия поддержки детей с особенностями психофизического развития
За последние годы разработка новой системы контроля и критериев оценки знаний учащихся осуществлялась с учетом особенностей их общего и личностного развития и специфических принципов обучения, воспитания и развития, которыми руководствуется современная специальная школа:
- пропедевтический;
- коррекционно-компенсаторная направленность;
- дифференциация и индивидуализация уровней обучаемости;
- единство обучения и развития;
- учет уровня достижений, а не степени неудач ученика;
- единство общих требований к знаниям, умениям и навыкам с одновременным учетом индивидуальности ученика и тому подобное.
- образования осуществлены важные мероприятия по укреплению материальной базы школ-интернатов и улучшению условий содержания детей с особенностями психофизического развития, их обучения, воспитания на основе компенсации и коррекции нарушенных функций. Эффективность этой работы определяется наличием в специальных заведениях технических средств и приспособлений специального назначения и методик их применения. При каждой школе функционируют кабинеты интерактивных образовательных, медицинских, коррекционно-компенсаторных технологий, профессионального самоопределения, физической реабилитации, лечебной физкультуры и др.
Инклюзивное обучение студентов с проблемами зрения в условиях высшего учебного заведения
Одним из аспектов развития общества является образованность граждан, предоставление возможностей получить качественное высшее образование различным категориям населения, в том числе, лицам с нарушениями зрения.
Развитие системы высшего образования требует внедрения новых форм и методов работы со студентами с недостатками зрения в условиях высшего учебного заведения. Все больше внимания в работе с такой категорией студентов уделяется созданию условий, которые будут учитывать их потребности и возможности.
Тенденция к увеличению количества студентов с нарушениями зрения обострила ряд проблем, связанных с получением ими высшего образования.
Среди этих проблем можно выделить следующие:
- неадаптированность учебного материала к их возможностям;
- отсутствие специальных технических средств и программного информационного обеспечения;
- недостаточный уровень специальной психолого-педагогической подготовки специалистов для работы с указанной категорией студентов.
- решения указанных проблем и обеспечения равного доступа студентов с нарушениями зрения к качественному высшему образованию учебные заведения должны адаптировать к возможностям таких студентов учебные программы и планы, методики и формы обучения путем проведения различных организационно-педагогических мероприятий. Необходимо приобретение специального оборудования и программного обеспечения. Реализация этих мэр требует соответствующего нормативно-правового обеспечения обучения студентов с нарушениями зрения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)