Особенности коммуникативной деятельности учителя в системе гуманистически ориентированного инклюзивного образования
Прогрессирующее развитие системы национального инклюзивного образования характеризуется многими гуманистически ориентированными изменениями, главное место среди которых принадлежит совершенствованию субъекта педагогического процесса. Поэтому в законах «Об образовании», «Об общем среднем образовании» совершенствования различных аспектов профессионально-педагогической деятельности учителя определено, как один из стратегических приоритетов образования в новых условиях. При этом развитие именно коммуникативной деятельности учителя выступает интегрирующим концентром решения проблемы гуманизации и демократизации системы инклюзивного образования нашего государства.
Решение этой задачи во многом зависит от уровня развития профессиональной коммуникативной способности учителя, которая определяет его способность практически реализовывать гуманистически ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивал бы условия для полной реализации личностного потенциала ученика.
Радикальные изменения в содержании и характере педагогического труда на основе новых экономических и политических факторов, определяющих общественное развитие нашего государства, нуждаются в педагогическом осмыслении и научно-методическом обосновании соответствующих форм и методов развития коммуникативной деятельности учителя. Уровень развития коммуникативности учащихся напрямую зависит от уровня готовности учителя ее развивать.
Проблема педагогического обеспечения развития коммуникативной деятельности учителя в условиях личностно-ориентированного инклюзивного образования учеными практически не решалась. Предметом исследования еще не были педагогические условия развития коммуникативной деятельности учителей общеобразовательного учебно-воспитательного заведения на основе гуманистически-ориентированного инклюзивного образования.
Можно выделить много нерешенных вопросов, а именно:
- отсутствие единого понимания сути коммуникативной деятельности учителя и методологического подхода к разработке методики ее диагностики;
- недостаточно полное представление о психологическом механизме развития коммуникативной деятельности учителя;
- недостаточно изученные условия, влияющие на развитие коммуникативной деятельности;
- недостаточность психолого-педагогических исследований, предусматривающих экспериментальное обоснование методик развития коммуникативной деятельности в условиях гуманистически-ориентированного инклюзивного образования.
- должен обладать развитой коммуникативной деятельностью, которая детерминирует сложившееся качество личности, что позволяет субъекту:
- чувствовать себя объектом культурно-исторического процесса;
- быть эрудированным, обладать знаниями различных отраслей науки и искусства;
- действовать за пределами узкопрофессиональных интересов;
- быть конкурентоспособным на образовательном рынке труда.
- коммуникативная деятельность субъекта во многом характеризует процесс саморазвития личности. В основу этого циклического процесса, с одной стороны, положена способность индивида к аккумуляции знаний, в результате которой повышается уровень приобретенных знаний, а с другой - умение строить взаимосвязи и проводить параллели и ассоциации между различными явлениями и процессами. Под влиянием внутреннего духовного мира человека, благодаря его умению синтезировать вопросы, проблемы, адресованные и к себе и к окружающему миру, происходит сочетание двух факторов и рождается новое для человека знание, что увеличивает удельный вес багажа его знаний, умений, творческого потенциала.
- сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативной деятельности характеризуется следующими признаками:
- объемом знаний из разных областей науки и культуры, способностью субъекта их накапливать;
- умением проводить параллели, находить ассоциации и взаимосвязи между различными отраслями знаний;
- склонностью к творческой деятельности по вопросам инклюзивного образования, возникающих на базе имеющихся знаний и построенных ассоциаций, стремлением искать и умением находить ответы на эти вопросы, тем самым, обогащая свою духовную сущность и развивая коммуникативную деятельность.
- деятельность учителя, в отличие от любой другой профессии, имеет образовательную направленность в том смысле, что она является не только его личностным качеством, но предполагает наличие умения (а главное желания) транслировать свои знания в области духовной культуры.
- , обладающий высоким уровнем развития коммуникативной деятельности:
- любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье и самочувствии, проявляет доброту и уважение к каждому школьнику независимо от успехов в учебе, ответственно относится к своим воспитательным функциям, авторитетный среди детей и родителей;
- понимает психологию школьника, применяет разумные требования к организации обучения и воспитания, умеет анализировать образовательную ситуацию, причины неадекватного поведения детей, способен одобрить обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия;
- интересуется наукой, обладает глубокими и разносторонними знаниями по предмету, умеет самостоятельно выбирать и разрабатывать оригинальные технологии и индивидуальные программы обучения, вызывает у учащихся интерес к обучению, добивается положительных результатов в обучении и развитии детей;
- творчески подходит к обучению и воспитанию, имеет индивидуальный педагогический почерк, совершенствует систему собственной (дидактической, воспитательной, методической) деятельности, имеет авторские методические разработки, участвует в инновационной или научно-исследовательской работе, создает новые образцы педагогической практики, оказывает методическую помощь коллегам в освоении нововведений;
- во всех ситуациях педагогического взаимодействия проявляет высокую культуру поведения, способный к нравственно-волевой саморегуляции, занимается профессиональным самообразованием и самовоспитанием, является образцом культурного человека.
- и стимулом повышения уровня коммуникативной деятельности является вовлеченность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск.
- этом контексте коммуникативная деятельность учителя содержит большой резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования организации педагогической деятельности и учебно-воспитательного процесса в отношении всех педагогических систем.
Структура и функции центра инклюзивного обучения в вузах инклюзивной ориентации
Следуя рекомендациям Всемирной Саламанкской конференции и Всемирной декларации «Образование для всех», в которых отмечено, что инклюзия является одним из основных путей достижения цели получения образования людьми с особыми потребностями, во многих странах мира в течение последних десятилетий произошло реформирование специального образования в инклюзивное. За рубежом проблематика высшего образования молодежи с особыми потребностями начала обращать на себя внимание с конца 1980-х годов, постепенно смещая акценты от проблем академической успеваемости к использованию гибких технологий, определению и решению различных потребностей в процессе обучения студентов с особыми потребностями.
Среди научных трудов, посвященных проблемам высшего образования молодежи с особыми потребностями можно выделить те, в которых освещены наиболее существенные достижения в работе с абитуриентам и студентами с особыми потребностями. В частности, положительной оценки заслуживает опыт университета Карлсруэ (Германия), в котором специально создан Центр по работе со студентами с особыми потребностями. Это функциональное подразделение определяет уровень подготовленности абитуриентов к обучению, осуществляет профориентации, предоставляет нужные консультации, проводит собеседования, способствует адаптации к студенческой жизни, преодолению возможных трудностей, информирует об индивидуальных технических средствах обучения и возможности их приобретения. Важно отметить, что университет начинает работу со школьниками еще за два года до их выпуска. Для этого существует система «школа - университет», согласно которой специалисты Центра выступают в школах с информацией об университете, проводят дни открытых дверей, организуют «круглые столы» по проблемам обучения в университете.
В США обеспечение специальных условий для обучения студентов с особыми потребностями в вузах возложено на отдел по делам инвалидов. Штат отдела состоит из постоянных работников, которые организовывают специальные условия для обучения и временных работников, непосредственно оказывающих услуги по созданию специальных условий. Каждый из постоянных работников занимается определенным видом деятельности (адаптация экзаменов, разработка и использование вспомогательных технологий) или проводит работу с определенной категорией студентов с особыми потребностями (если в вузе обучается более 1000 студентов-инвалидов). Временные работники выполняют функции сурдопереводчиков, предоставляющих услуги в чтении, переписывании. Специальные условия для студентов с особыми потребностями отдел по делам инвалидов обеспечивает путем предоставления услуг или содействия предоставлению услуг другими подразделениями вузов.
Среди вузов России определенный опыт обучения молодежи с особыми потребностями приобретен в Челябинском Государственном университете. В этом заведении функционирует Региональный центр образования инвалидов, в котором проходят университетскую подготовку будущие студенты. После успешной сдачи выпускных экзаменов их зачисляют в обычные студенческие группы, где они учатся на общих основаниях. Центр обладает необходимыми техническими средствами обучения. В нем функционирует мультимедийный компьютерный учебный класс, подключенный к системе Интернет, используются компьютеры с синтезаторами речи, диктофоны; студентов обеспечивают полными конспектами лекций на аудиокассетах, многочисленными мультимедийными курсами и пособиями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)