Элементы договора на протезирование органов и конечностей человека
- непоименованность договоров, которыми опосредуются отношения по протезированию, отправным для установления правового положения их сторон являются общие положения о дееспособности, а в вопросах обеспечения протезированием публично-правового характера - соответствующее законодательство.
Правовое положение сторон этих договоров выводится из ряда статей, которые ориентированы на материализованный результат выполнения таких работ, то есть протезное изделие. Однако необходимо предоставление ответа на вопрос, какие именно нормы составляют непосредственный предмет этого договора - общие нормы о договорах подрядного типа.
Четкое законодательное урегулирование правового статуса сторон предусматривает, в частности, определение названия сторон и того, кто может быть сторонами в соответствующих правоотношениях. Все указанные вопросы в договоре на изготовление и ремонт протезных изделий пока являются недостаточно урегулированными и противоречивыми.
Все действующие нормативно-правовые акты, которыми регулировались договорные отношения по изготовлению протезных изделий для социально незащищенных слоев населения, а точнее - утверждались типовые, а впоследствии - примерные договоры на изготовление протезных изделий, называли разными терминами лицо, которое брало на себя обязанность по изготовлению протезных изделий (изготовитель, производитель, исполнитель). Впоследствии позиция изменилась, и любое название стороны перестало использоваться, а соответствующее лицо стало именоваться предприятием. Очевидно, что отсутствует один профессиональный подход к названию этих актов, понимание того, что стоит за использованными терминами, оценка возможных последствий, в частности, относительно сужения круга подрядчиков только к предприятиям. Необходимо решение вопроса относительно оптимального названия сторон этого договора, в частности, обязанного производить и ремонтировать протезные изделия.
Проанализировав различия между понятиями «производитель», «изготовитель» и некоторыми другими похожими понятиями, а также учитывая синонимику понятий «производительность» и «производство», получены выводы:
- ни название «изготовитель», ни название «производитель» не охватывают всего процесса протезирования. Лексически термин определяет набор функций, охватываемых определенным названием, в частности, снятие мерки, разработка параметров протеза, его изготовление, подгонка, дальнейшее обслуживание и при необходимости замена. Всем этим критериям указанные термины не соответствуют;
- понятие «производитель» характеризуется через определенные признаки, в частности, наличие конечного результата работ и цели, с которой этот результат изготавливается. Зато такие же признаки характеризуют и понятие «подрядчик». Так, хотя Гражданский кодекс и не определяет понятие «подрядчик», по анализу других нормативно-правовых актов усматривается определение подрядчика как производственной единицы, которая выполняет определенные задачи, такие как осуществление части производственного процесса или всего производственного процесса, предоставление услуг по привлечению рабочей силы или обеспечение вспомогательной деятельности, на основе договорных отношений с заказчиком.
- образом, название «подрядчик» способно охватить все процессы протезирования. Использование же названия «исполнитель» приведет к смешению понятий, ведь в Гражданском кодексе исполнителем является сторона в договорах о предоставлении услуг.
- нормы Гражданского кодекса относительно сторон договоров подряда (общие положения) и бытового подряда, можно заметить, что общим для них является лишь их название и правовой статус заказчика. Относительно того, кто может быть подрядчиками согласно общих положений о подряде и согласно положениям о бытовом подряде - разница существенная. Так, общими положениями о подряде ограничений относительно того, кто может быть подрядчиками в этом договоре (физические или юридические лица), не закреплено. Тогда как в Гражданском кодексе закреплено положение, согласно которому подрядчик по договору бытового подряда является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Это же предполагает и отнесение этого договора к числу публичных, ведь в Гражданском кодексе говорится о предпринимателе как об одной из обязательных сторон публичного договора.
- решению вопроса, кто может быть изготовителем протезных изделий в публично-правовых отношениях по протезированию социально незащищенных слоев населения, можно отметить, что анализ изменений, которые происходили в соответствующей нормативной базе, свидетельствует об определенном прогрессе в решении этого вопроса путем постепенного расширения круга лиц, которым предоставлялось такое право. На первом этапе явно прослеживался синдром ведомственного монополизма и ограничения деятельности в этой сфере других предпринимателей.
- отя и наблюдается постепенное расширение круга субъектов, которым предоставлялось и сейчас предоставляется право на изготовление протезных изделий, но круг таких лиц остается достаточно суженным. Он, кроме квалификационных требований, связан с государственным заказом и не учитывает участия в них субъектов внешнеэкономической деятельности.
- урегулирования вопросов соответствия квалификационным требованиям был издан Приказ, которым такие требования устанавливались. Анализ этого нормативного акта дает основания утверждать, что квалификационные требования к таким предприятиям были значительно усилены по сравнению с теми требованиями, которые предъявлялись в ранее действующем законодательстве. Кроме тех, которые требовались и ранее, а именно:
- наличие учредительных документов, сертификата соответствия на технические и другие средства реабилитации, технического паспорта (инструкции по эксплуатации) и гарантийного талона на сервисное обслуживание;
- подтверждение отсутствия задолженности по уплате налогов и письменное подтверждение условий на поставку запасных частей к техническим средствам реабилитации на весь период их эксплуатации;
- в настоящее время также требуется наличие помещений для производства и других средств реабилитации;
- оказание протезно-ортопедических услуг и услуг по ремонту таких средств;
- наличие специального материально-технического оснащения, включая технологическим оборудованием и специальными инструментами, предусмотренными технической и технологической документацией;
- наличие стационарных отделений первичного и сложного протезирования предприятия-кандидата, что подтверждается уставом предприятия (или договора о сотрудничестве со стационарными отделениями лечебно-профилактических учреждений, государственными протезно-ортопедическими предприятиями, в составе которых действуют стационарные отделения первичного и сложного протезирования). Кроме этого, обязательным условием является наличие квалифицированных специалистов, к которым, в свою очередь, также предъявляется целый ряд требований.
- раньше требовалось подтверждение только отсутствия задолженности по уплате налогов, то сейчас требуется:
- наличие справок из банковских учреждений об отсутствии задолженности по возврату кредитов (займов), об отсутствии задолженности по выплате заработной платы работникам, об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
- выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о государственной регистрации права собственности и других прав на недвижимое имущество, обременение таких прав и выписки из Государственного реестра обременений движимого имущества об обременениях, изменение обременения, уступка прав на предмет обременения.
- такой внушительный перечень «квалификационных» требований, львиная доля которых связана с вопросами расчетов изготовителя (производителя) с государством и другими кредиторами, государство таким образом «перестраховывается» с целью обеспечения возможности возврата уплаченных за изготовление протезных изделий средств из государственного бюджета на протезирование лиц, принадлежащих к числу социально незащищенных слоев населения. Зато все это значительно сужает круг возможных потенциальных подрядчиков, которые могли бы производить, ремонтировать и обслуживать протезные изделия. Во-вторых, анализ большинства этих требований ставит под сомнение возможность применения в отношении них названия «квалификационные», ведь термин квалификация имеет совсем другое значение. Такие требования, как «отсутствие задолженности» и другие подобные, вряд ли можно отнести к числу «квалификационных», то есть «таких, которые связаны только с квалификацией».
Подрядчиками, которые изготавливают протезные изделия и осуществляют их ремонт, могут быть как юридические лица, так и физические лица-предприниматели. Такая позиция взвешенная и разумная, ведь значительное количество предложений по совершенствованию таких объектов гражданских прав поступает именно от заинтересованных в этом физических лиц, что обеспечивает конкуренцию и удовлетворение спроса.
В этом же «блоке» нормативно-правовых актов несогласованным является вопрос о предоставлении права изготовления технических и других средств реабилитации предприятиям, понимание которого отличается даже в базовом законодательстве. Не отвергая даже понятие «предприятие» как субъект, противоречия сохраняются, ведь речь идет о предприятиях, которыми всегда являются юридические лица, тогда как по содержанию Приказа Министерства социальной политики усматривается возможность быть таким кандидатом и физическим лицам-предпринимателям.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)