Организация инклюзивного образования в общеобразовательном заведении
Рекомендации для работы с детьми с особыми потребностями:
- Следует создать для работы спокойную атмосферу:
- мимика и пантомимика (жесты) играют важную роль в установлении контактов;
- жесты должны носить открытый доброжелательный характер;
- не следует перекрещивать руки на груди, прятать их за спину или в кармане.
- Стоит пытаться наладить доброжелательный, партнерский контакт:
- свою работу надо начинать с улыбки;
- ни в коем случае нельзя настраиваться на чувства жалости или превосходства, тем более пренебрегать ребенком - ваше лицо и жесты вас выдают.
- Ребенок-инвалид имеет свою психологическую жизнь:
- необходимо корректно войти во внутренний мир ребенка;
- необходимо мягко заинтересовать ребенка в игре или игрушке;
- следует использовать дидактические игры, раздаточный материал, мозаику, конструктор и прочее;
- в процессе игры целесообразно включать элементы коррекции нарушений речи;
- ребенок-инвалид подвергается воздействию страхов больше, чем здоровый: следует подбадривать ребенка;
- слова «не умеешь», «испугался», «у тебя не получится» нужно исключить из разговора;
- следует постоянно держать ребенка в поле зрения, следить за его реакциями: напряженность, стереотипные движения, недовольные реплики должны быть замеченными.
- коррекционных занятий направлено на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития учащихся, и реализуется через групповые и индивидуальные занятия.
- языкового образования предусматривают формирование языковой личности, обладающей даром речи - устной и письменной, умение свободно, пользоваться языковыми средствами при восприятии, создание высказываний в различных сферах, формах, стилях и жанрах речи, то есть обеспечение всесторонней речевой компетенции.
- должен всю жизнь работать над совершенствованием. Поэтому главной задачей методического объединения является развитие у каждого учителя того индивидуального стиля, который характеризует его профессиональное мастерство как сложное социально-педагогическое явление, что согласно Концепции 12-летней общеобразовательной школы определяется всей структурой личности учителя, является синтезом различных его личностных качеств, научной образованности, идейной направленности, профессиональных знаний, умений и навыков.
- работа методического объединения учителей инклюзивных классов подчинена главной цели - помочь учителям более эффективно использовать свои знания в работе с детьми с особыми потребностями.
Коррекционно-развивающая работа в школах с инклюзивным обучением для детей с пониженным слухом носит сквозной характер, включена в процесс обучения в качестве дополнительных содержательных элементов и специфических методических приемов изложения программного материала. Ее результаты носят рекомендательный характер и не подлежат специальной проверке и оценке. Зато результативность коррекционно-развивающей работы существенно влияет на эффективность учебного процесса, общее, познавательное, речевое, личностное развитие учащихся, возможность их социализации и интеграции в поликультурную среду в целом.
В смысле коррекционно-развивающей работы воплощаются основные принципы специальной дидактики школ для детей с пониженным слухом: принцип коррекционной направленности обучения, единства процесса обучения основам наук и словесной речи, развития слухового восприятия, интенсификации речевого общения. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется, как спецификой основного сенсорного нарушения (нарушение слуховой функции), так и наличием вторичных нарушений в познавательной, речевой и личностной сфере.
Коррекционно-развивающая работа на занятиях по развитию речи охватывает следующие направления:
- Речевое.
- Познавательное.
- Сенсорное.
- Личностное.
- направление посвящено предупреждению и преодолению речевого недоразвития во всех его проявлениях - от мотивационного к продуктивному, деятельностному.
- направление включает такие смысловые составляющие:
- Формирование мотивационного компонента речевой деятельности.
- Создание наглядно-образного основания для развития речи.
- Формирование навыков восприятия речи.
- Формирование навыков продуцирования речи и коррекция различных сторон речи.
- мотивационного компонента речевой деятельности происходит в процессе коммуникации средствами словесной речи в естественных условиях на уроках и во внеурочное время. Для его осуществления необходимо единство требований педагогического коллектива по практическому использованию словесной речи учащимися и привлечение родителей к постоянному вербальному общению с их детьми. Поощрение к овладению словесной речи рекомендовано также через отбор интересного языкового и речевого материала для упражнений, художественных и других текстов для чтения и дальнейшего анализа и изучения. Желание овладеть языковыми средствами у детей с пониженным слухом стимулируется также общением со слышащими сверстниками, во время которого обогащается речь, снимаются страхи перед слышащими детьми, разрушаются барьеры между людьми, возникающие по признаку состояния слуховой функции. Эффективным является просмотр кинофильмов с последующим обсуждением их содержания. Полезны также обсуждения интересных событий из собственного опыта детей, из жизни людей нашей страны и других стран. Следует поддерживать и поощрять детей к говорению, написанию заметок, писем, записок и т.д.
- наглядно-образного основания для развития речи означает познание окружающей среды, осознание логических связей и причинно-следственных зависимостей, отношений между людьми, установление единств между речевыми единицами и той реальностью, которую они обозначают.
- навыков восприятия речи представляет собой совокупность навыков слухо-зрительно-вибрационного восприятия устной речи с ориентацией на видимые артикуляционные образы, доступные звуковые сигналы, вибрационные ощущения, домысливания, учет контекста и ситуации общения для осознания смысла сказанного и осознанного чтения.
- навыков продуцирования речи и коррекция различных сторон речи имеет следующие составляющие:
- фонетической стороны речи, упражнения в правильном произнесении, предупреждение и коррекция недостатков:
- голосообразования;
- звукопроизношения;
- темпа произнесения;
- ритма и мелодики;
- интонационное оформление.
- и коррекция синтаксической стороны речи:
- упражнения на узнавание знакомых синтаксических конструкций;
- построение предложений по заданным синтаксическим конструкциями;
- согласование слов в синтаксических конструкциях различной сложности;
- осознание типичности синтаксических конструкций;
- осознание вариативности синтаксических конструкций;
- осознание универсальности и вариативности речевых единиц, что приводит к их использованию в различных синтаксических конструкциях.
- лексико-семантической стороны речи предполагает:
- расширение словарного запаса;
- углубление словесных значений;
- поэтапное формирование понятий на доступном детям уровне;
- сравнение слов и выражений по значениям;
- группировка слов по значению и ситуативному использованию.
- и коррекция грамматической стороны речи предполагает:
- практическое усвоение формальных признаков и смысла языковых категорий числа, рода, лица, падежа, времени и их правильное использование (с помощью учителя или самостоятельно в зависимости от возможностей детей) в речевой практике;
- тренировки в практическом применении правил правописания;
- контроль соблюдения правил орфоэпии во время говорения.
- направление предназначено для развития познавательных процессов и функций, которые негативно влияют нарушение слуха.
- включает такие смысловые составляющие:
- Формирование познавательной активности.
- Развитие всех видов памяти.
- Развитие внимания.
- Развитие воображения.
- Коррекционное развитие умственных действий и операций, логических форм мышления (понятий, суждений, умозаключений).
- Формирование умения раскрывать причинно-следственные связи на доступном каждому ученику уровне.
- Развитие словесно-логического мышления на речевом материале, который изучается.
- направление предназначено для развития сохраненного слуха и неповрежденных анализаторов с коррекционно-компенсаторной целью. Его содержательное наполнение следующее:
- Развитие зрительного восприятия как компенсаторного механизма, обеспечивающего сознательное восприятие и осознание различной информации, прежде всего, обращенной речи.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие кинестетических ощущений, преодоление артикуляционных трудностей, использование специфических коммуникативных средств.
- Развитие тактильных ощущений через восприятие вибраций, сосредоточение внимания на их особенностях.
- Формирование компенсаторных навыков получения информации через вкус, запах, используя прием ощупывания, постукивания, внимательного рассмотрения и др.
- направление призвано предупредить и преодолеть неуверенность в себе. Эффективность его внедрения во многом определяется социальной средой, созданием благоприятных психологических условий с одной стороны, и уровнем сформированности жизненных компетенций, в том числе речевых - с другой.
- Развитие целенаправленности деятельности, самоконтроля (планирующего, операционного, заключительного).
- Формирование уверенности в себе, осознание своей неповторимости, своеобразия, личностной ценности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)