Практические рекомендации для учреждений системы здравоохранения
В целях профилактики нарушений психического развития, предупреждения появления социальных последствий болезни и снижения степени тяжести инвалидности детей раннего возраста необходимо: 1. Повсеместно проводить оценку риска возникновения нарушений психического развития у новорожденных детей, а также распространять межведомственный принцип раннего выявления нарушений физического и психического здоровья у детей. 2. Программа восстановительного лечения должна включать в себя специальные педагогические технологии воздействия на ход психического развития ребенка с нарушениями здоровья и обучения родителей созданию оптимальных социальных условий среды и воспитания для сохранения, укрепления и развития детского психологического потенциала. 3. Реабилитационные (абилитационные) мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей с нарушениями развития реализуются командой специалистов медицинского (педиатры, неврологи, врачи ЛФК, массажисты, физиотерапевты) и педагогического профиля (дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, семейный психолог) при участии работников социальной сферы. 4. Педиатр должен вести информационно-просветительную работу с семьей ребенка раннего возраста относительно определяющей роли условий воспитания и социальной ситуации в формировании детской психики и сохранении его здоровья, осуществлять пропаганду ответственного родительства. Для учреждений и специалистов системы образования 1. Коррекционно-педагогическая помощь является неотъемлемой составляющей комплексной реабилитации (абилитации) здоровья ребенка, ее содержание согласовывается с лечащим врачом, а реализация осуществляется под его контролем. 2. Форма оказания коррекционно-педагогической помощи, продолжительность и режим педагогической нагрузки определяются в зависимости от общего физического состояния ребенка, места проведения и объема реабилитационных мероприятий. 3. Специалист или учреждение, оказывающие коррекционно- педагогическую поддержку семьи ребенка раннего возраста с нарушением психического развития, обязаны обеспечить комплексный и дифференцированный подход, этапность и последовательность медикопсихолого-педагогических разрозненных сведений мероприятий, о состоянии способствовать здоровья матери объединению и ребенка, взаимодействию различных специалистов, участвующих в восстановлении детского здоровья. 4. Коррекционно-педагогическая работа с семьей должна включать в себя пропаганду здорового образа жизни. Для учреждений и специалистов сферы социальной защиты Система социальной экспертизы должна осуществлять оценку и 1. контроль условий жизни ребенка с позиции их содействия сохранению и реализации психофизического здоровья подрастающего поколения. Социальная помощь семьям детей раннего возраста с нарушениями 2. психического развития должна быть дифференцированной и адресной, определяться в зависимости от возраста родителей, социально-экономического положения семьи и наличия поддержки родственников. Социальный 3. работник должен повышать уровень информированности родителей в вопросах лечения и обучения детей с нарушениями здоровья и психического развития, вести учетно-отчетную статистическую документацию о видах медицинского, психолого- педагогического и социального обеспечения, которые получает семья и ребенок, осуществлять контроль исполнения ими реабилитационных мероприятий. Для руководителей высшей школы и курсов повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля 1. В программу подготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов для работы с детьми с нарушениями психического развития целесообразно включить результаты настоящего исследования, а также увеличить количество лекционных часов в целях детального знакомства слушателей с закономерностями и патологическими вариантами формирования детской психики в период раннего детства, содержанием и организацией коррекционно-педагогической помощи в системе медицинской реабилитации. 2. Следует обеспечить учащимся возможность прохождения практики во всех социальных институтах, призванных оказывать помощь семье ребенка с нарушениями здоровья и здравоохранения, образования, социальной защиты. психического развития: Структура психолого-педагогической диагностики психологического возраста у детей первых трех лет жизни В соответствии с закономерностями психического развития ребенка в методике выделены девять возрастных периодов, которые в определенной последовательности сменяют друг друга в течение раннего детства.
I. Период допсихической активности – от рождения до 1 мес. 29 дней жизни. В это время психическая активность ребенка проявляется в бессознательных ответах на раздражитель в виде сосредоточения и элементарных моторных актов.
II. Период элементарной социальной психической активности – от 2 до 3 месяцев 29 дней жизни. Малыши начинают избирательно реагировать на окружающий мир, по-разному относиться к людям, овладевают возможностью согласованного эмоционального, двигательного и речевого ответа на знакомые, регулярно повторяющиеся взаимодействия с близкими людьми и средой. VII. Период ориентировки на функциональное назначение предмета – от 19 до 24 месяцев 29 дней жизни. В последние месяцы второго года жизни ребенок в процессе практических действий и игры с предметами совершенствуется в их операциональном использовании, знакомится с различными их свойствами, начинает овладевать зрительной ориентировкой на значимые сенсорные признаки, усваивает их вербальные обозначения. К концу второго года жизни практический опыт накапливается и претерпевает значительные качественные изменения, за счет чего обеспечивает ребенку возможность понимания и умения пользоваться символами и знаками. VIII. Период самостоятельной предметной деятельности – от 25 до 30 месяцев 29 дней жизни. На этом возрастном этапе ребенок начинает самостоятельно устанавливать связи между предметами окружающей среды, воспроизводить с ними цепочку действий, с которой ранее его познакомил (обучил) взрослый. Начинает соотносить слово с предметом и использовать знаковую функцию речи в ходе общения. IX. Период полной сформированности наглядно-действенного мышления – от 31 до 36 месяцев 29 дней жизни. На третьем году жизни накопленное ребенком многообразие информации и практического опыта преобразуется в новый тип познания. У него появляется символическая функция мышления, которая проявляется в возможности усвоения реального опыта с помощью слова-знака. Ребенок становится способен самостоятельно путем практического целенаправленного применения ранее усвоенных способов ориентировки и деятельности решать новые практические задачи
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)