Заключение. Комплекс биологических и социокультурных факторов
Системный подход к анализу физиологических и психологических детерминант психического развития детей с нарушениями здоровья на протяжении первых трех лет жизни позволил получить принципиально новые данные о своеобразии становления психологических достижений возраста у детей с последствиями перинатальной патологии ЦНС различной этиологии и степени тяжести. Выявлена прямая зависимость между этиологией, структурой и тяжестью перинатальной патологии и степенью задержки темпа психического развития. Показано, что высокий риск нарушения психического развития имеют не только новорожденные с патологией центральной и периферической нервной системы, наследственными болезнями, с врожденными пороками развития органов и систем, но также с сочетанием нескольких болезней хронического характера и функциональных отклонений в работе нервной системы. Изучен сложный комплекс биологических и социокультурных факторов, определяющих динамику психического развития детей с нарушениями здоровья на ранних отклоняющегося формирований от этапах нормы центральных онтогенеза, варианта установлены психического психологических предикторы развития: достижений темп возраста, особенности психологического взаимодействия ребенка с внешним миром и их сочетания. Экспериментально подтверждено структурное единство физиологических и индивидуально-психологических факторов. Показана их определяющая роль в психическом развитии как внутри каждого возраста, так и между возрастами, возможность появления центральных психологических достижений возраста в более позднем онтогенезе при наличии специальных развивающих условий среды и применении коррекционно-педагогических технологий в процессе воспитания и обучения ребенка в семье. Установлено, что взаимосвязь этих факторов обусловливает особые образовательные потребности каждого ребенка с нарушениями здоровья на определенном этапе психического развития. Так, для детей с нарушениями здоровья, нормальным и задержанным темпом психического развития характерны такие особые образовательные потребности, как: необходимость индивидуального подбора режима дня, объема сенсорной (познавательной), социальной и двигательной последовательности отдыха нагрузки; и соблюдение педагогической нагрузки, рациональной чередование различных видов активности; регулярное стимулирующее воздействие в период бодрствования и создание условий для развития самостоятельной активности в целях накопления достаточного практического опыта и перехода на более сложные психологические взаимоотношения со средой; реализация восстановительных мероприятий для нормализации работы органов и систем организма, укрепления здоровья. Особые образовательные потребности детей с сочетанными нарушениями здоровья, медленным и крайне медленным темпом психического развития заключаются в следующем: своевременном изменении развивающей обстановки и использовании полисенсорного дидактического инструментария, специальных методов и приемов педагогического воздействия для активной внешней одновременной стимуляции кинестетического, акустического и зрительного анализаторов (многократное воздействие), большом числе повторов и многократной отработке нового способа психологического взаимодействия со средой, а также направляющей, корректирующей и эмоциональной поддержке при реализации самостоятельной детской активности, фиксации внимания ребенка на положительных ощущениях и продуктивном результате практического контакта; систематическом оказании пооперационной помощи в процессе выполнения, контроле качества операционной стороны деятельности и оценке самого результата, что является необходимым для усвоения ими смысла каждого действия и результативной последовательности действий, накопления достаточного практического опыта взаимодействия с внешним миром и перехода на новые более совершенные способы психологических взаимоотношений с ним, овладения социальным поведением; необходимости в постоянной систематической поддерживающей и восстанавливающей медикаментозной терапии для сохранения и укрепления здоровья. Пролонгированное наблюдение за динамикой психического развития детей в период раннего детства позволило раскрыть сущность понятия «психологический возраст» и «темп психического развития», уйти от оценки психологических возможностей ребенка лишь по отдельным достижениям или их сумме и ориентироваться, прежде всего, на саму динамику развития его взаимодействия со средой в целом. На основе классических в отечественной дефектологии подходов был создан и апробирован способ оценки актуальных психологических достижений, определения вариантов психического развития и специфических образовательных потребностей детей с проблемами здоровья первых трех лет жизни. Установлено, что в период новорожденности у младенцев можно обнаружить один из двух вариантов психического развития: нормальный и отклоняющийся. В первые три года жизни психическое развитие детей с нарушениями здоровья значительно различается по темпу и выявленным отклонениям во взаимодействии со средой: • нормальный или приближенный к онтогенетическому нормативу, с минимальным числом (от 1 до 2) быстро устранимых психологических особенностей взаимодействия с внешним миром; • задержанный, когда отставание психологического возраста от онтогенетического норматива не превышает 2 психологических возрастов (или периодов), а число особенностей психологического взаимодействия с внешним миром составляет 2–3 непостоянных и быстро нивелируемых отклонения; • медленный, при котором разрыв между актуальным психологическим возрастом ребенка и онтогенетическим нормативом достигает 2–3 психологических возраста, а особенности психологического взаимодействия с внешним миром имеют сложную структуру, отличаются устойчивостью и постоянством; • крайне медленный, когда отставание актуального психологического возраста ребенка от психологических онтогенетического возраста и более, норматива а составляет патологический 4 характер психологического взаимодействия ребенка с внешним миром ограничивает его потенциальные возможности социализации1. Подтверждено, что динамика психического развития ребенка с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести зависит от заложенного природой психологического потенциала к обучению и развитию, своевременности создании специальных развивающих педагогических условий в процессе его лечения и воспитания в семье. При любых нарушениях здоровья, возникших в раннем перинатальном периоде, дети должны рассматриваться как младенцы с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в комплексной медико-психолого-педагогической абилитации. Доказано, что комплексная абилитация детей раннего возраста с нарушениями здоровья должна объединять усилия медиков, педагогов дефектологов и родителей, что позволит своевременно выявлять и полноценно удовлетворять физиологические и особые образовательные потребности детей с риском нарушения психического развития. Содержание индивидуальной психолого-педагогической помощи в комплексной реабилитации детей с нарушениями психического развития направлено на создание условий, способствующих закреплению актуального уровня психического развития, формированию психологических достижений возраста, которые находятся в «зоне ближайшего психического развития», а также становление предпосылок психологических уровней взаимодействия с окружающей средой следующего возрастного этапа. На основе возрастного и деятельностного подходов к психолого педагогической абилитации детей младенческого и раннего возраста с различным темпом психического развития предложена стратегия разработки содержания индивидуальной программы воспитания. Раскрываются основные психофизиологические ориентиры, определяющие структуры индивидуальной программы: состояние здоровья, актуальный психологический возраст, темп психического развития и способы взаимодействия ребенка с окружающим. Подчеркивается, что именно эти показатели обусловливают характер и способ взаимодействия взрослого с ребенком, специфику предметно-развивающей среды, содержание программных задач обучения и воспитания, режим педагогической нагрузки, организацию помощи семье. Научно обоснован алгоритм психолого-педагогической помощи детям с нарушениями здоровья, который представляет собой следующие этапы: диагностический, организационный, обучающий, контрольный. Результаты исследования подтверждают, что системный подход к комплексной абилитации детей с нарушениями здоровья в период раннего возраста оптимизирует их психологические взаимоотношения с внешним миром, создает условия для реализации потенциальных возможностей психического развития, способствует усвоению нового в индивидуальном темпе, тем самым облегчает их социальную адаптацию. Систематическая психолого-педагогическая поддержка родителей способствует овладению ими продуктивными способами взаимодействия с малышом, осознанию необходимости, значимости восстановительного лечения и специального обучения для улучшения состояния здоровья и психического развития ребенка, повышает педагогическую компетентность и улучшает микроклимат в семье. Огромный естественный развивающий и реабилитационный потенциал семьи должен быть использован обществом в целях восстановления здоровья ребенка в разумном и рациональном объеме. Конституцией Российской Федерации обеспечивается право каждого на полноценную жизнь и реализацию своего личностного потенциала. Близкие ребенка должны быть способны реализовать свое право на профессиональный и личностный рост. Детские государственные образовательные и медицинские учреждения обязаны оказывать помощь семье в определении программы лечения, развития и обучения ребенка, тем более что родители больного ребенка не имеют знаний и опыта в восстановлении его здоровья, воспитания и обучения. Необходимо обеспечить миллионам родителей, воспитывающих детей с перинатальной патологией ЦНС различной этиологии, структуры и степени тяжести, возможность демократического выбора профессиональной деятельности и видов государственной медико-социальной помощи в вопросах лечения и обучения ребенка, социальных услуг, страхования и материальной помощи. Родители ребенка раннего возраста могут и должны принимать активное участие в восстановлении здоровья своего ребенка и сотрудничать со специалистами различных ведомств, поскольку именно они являются заказчиками и лицами наиболее заинтересованными в высокой эффективности реабилитации (абилитации) детей раннего возраста с нарушениями здоровья и психического развития, а также исполнителями восстановительных мероприятий в домашних условиях. Это будет способствовать изменению положения семьи в иерархии социальных институтов, возвращению семье ее социальных функций и сохранению ее целостности. Исследование доказывает эффективность и правомочность использования предложенного научно обоснованного семейноцентрированного подхода к организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями здоровья в педиатрической практике. Широкое внедрение авторской концепции в практические учреждения здравоохранения и образования будет способствовать решению важной государственной задачи – развитию психологического потенциала детей с нарушениями здоровья раннего возраста, что поможет возродить традиции и культуру семейного воспитания. Полученные экспериментальные данные указывают перспективы дальнейших исследований в области коррекционной педагогики в целях поиска путей предупреждения вторичных отклонений в психическом развитии новорожденных с органической патологией ЦНС, что будет способствовать снижению инвалидизации детского населения в нашей стране.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)