Социальное самочувствие общества и демографическое благополучие
От содержания процессов воспитания и обучения, ценностных установок семьи зависит социальное самочувствие общества и демографическое благополучие страны ; возрастает количество матерей одиночек; медленно снижается число отказов от выполнения своих родительских обязанностей, что не позволяет стране избавиться от такого позорного явления, как наличие детей-сирот при живых родителях. Наряду с этим за долгий период существования общественной системы воспитания педагогический потенциал семьи как социального института был утерян. Профилактика отклоняющегося варианта психического развития и успешная реализация заложенного природой психологического потенциала детей с нарушениями здоровья любой этиологии и степени тяжести возможны лишь при оказании необходимой помощи с момента выявления у них физических и психических отклонений в целях улучшения или восстановления работы детского организма, а также при использовании в процессе воспитания и обучения специальных педагогических технологий для оптимизации взаимоотношений малышей с окружающим миром, накопления собственного эффективного опыта продуктивного социального взаимодействия. Исходя из единства биологического и социального в этом процессе, очевидно, что система воспитания и обучения детей раннего возраста должна стать неотъемлемой частью комплексного медико-социального процесса, который объединил бы в себе медикаментозные методы воздействия на органическую природу психического развития и собственно педагогическую составляющую в виде индивидуально подобранной образовательной программы. Для этого необходимо выработать механизмы эффективного взаимодействия системы медицинских, образовательных учреждений и семьи, определить условия, способствующие реализации семейных форм воспитания в период пребывания детей на лечении в учреждениях системы здравоохранения. Эти обстоятельства стали основанием для осуществления проектирующей части исследования. 4.2 Цель, задачи, методы и организация проектирующей части исследования Анализ литературных источников и научно-методических подходов к восстановлению физического и психического здоровья, обучения детей раннего возраста с нарушениями развития, констатирующей и обучающей частей исследования позволили определить цель научного проектирования – разработка последовательности и содержания психолого-педагогической поддержки семьи в различные периоды функционирования для реализации ее воспитательного потенциала в социализации детей с нарушениями здоровья. Задачи проектирующей части исследования: 1. Обосновать социальную значимость семейного и общественного воспитания для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей на ранних этапах онтогенеза. 2. Выявить предпосылки взаимодействия системы медицинской и педагогической помощи детям раннего возраста. 3. Определить педагогические условия, способствующие реализации воспитательного потенциала семьи в социализации детей с нарушениями здоровья раннего возраста. 4. Разработать порядок оказания психолого-педагогической помощи семье ребенка раннего возраста с нарушениями здоровья. 5. Представить показатели эффективности реализации созданной концепции в существующей педиатрической и педагогической практике. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: теоретический анализ, интерпретация, синтез, индукция и дедукция на основе изучения педагогической, медицинской, социологической и исторической литературы, нормативных документов и актов, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация на основе изучения реальной практики работы государственных институтов, логический, сравнительно сопоставительный и ретроспективный анализ; систематизация полученных результатов. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами был определен комплекс дополнительных методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов – педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; математическая и статистическая обработка полученных результатов. Нами изучались и сопоставлялись следующие психологические и социальные составляющие психологические педагогического характеристики процесса: психического индивидуальные развития ребенка (особенности поведения, эмоций, длительность и характер активности в процессе бодрствования, общения с матерью, пищевое поведение), специфика их становления на каждом возрастном этапе (индивидуальный фактор), динамика психического развития детей раннего возраста с перинатальной патологией ЦНС, их особые образовательные потребности, социальные и педагогические потребности семьи, форма, продолжительность и периодичность оказания медицинской и педагогической помощи ребенку, содержание и направление деятельности социальных институтов медико социальной и педагогической поддержки семье ребенка раннего возраста.
На основании их системного и научного анализа были определены последовательность и содержание психолого-педагогической поддержки семьи в различные периоды ее функционирования для реализации в существующих социальных институтах. Предполагалось, что научно обоснованный подход в определении цели и содержания психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка позволит поддержать традиционные основы семейного образа жизни, суверенитет семьи и отдельной личности, расширить индивидуальный педагогический опыт родителей, повысить их ответственность за физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, удовлетворить социальные потребности детей в эмоционально теплых отношениях с близкими и в общечеловеческие атмосфере социальные развивающего ценности, общения, внедрить в распространить педагогическую практику основные положения социальной политики государства. 4.3 Организация психолого-педагогического консультирования семьи ребенка с нарушениями здоровья в период раннего детства В целях обеспечения эффективной, гуманной и достойной помощи детям с нарушениями реализуются здоровья поиск и в учреждениях применение системы инновационных здравоохранения форм и методов реабилитации. Одной из таких инноваций на современном этапе развития общества, повышающей качество жизни и медицинского обслуживания детей с нарушениями здоровья, является участие семьи в процессе лечения и реабилитации маленького пациента. Возможность социального влияния на формирование материнской позиции и воспитательной компетентности женщины, повышение педагогического уровня современных родителей, а также потребность родителей в приобретении дополнительных знаний в вопросах ухода за маленьким ребенком с нарушениями здоровья и его развития привели к осознанию обществом необходимости своевременного создания условий для передачи социального опыта родителям и оказания психолого-педагогической поддержки семьи в процессе восстановления здоровья детей раннего возраста. Совместное пребывание ребенка с близким взрослым в медицинском учреждении создает благоприятные условия для его соматической, физической и психологической адаптации, а также реализует право ребенка на «постоянное общение с родственниками». Правовой основой для создания стационаров совместного пребывания матери и ребенка послужило международное законодательство: «Конвенция о защите прав человека», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», российские государственные законы. В качестве отечественной государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, ст. 55, 66, 67, Закон РФ «Об образовании», Закон «О здравоохранении РФ», ст. 30 и 61, постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. No 4. Педиатрическая помощь может быть реализована в различных формах и Ответственность за контроль состояния здоровья детей, организацию профилактических и лечебных мероприятий возложена на лечащего врача-педиатра. Именно он определяет программу клинического обследования и восстановительной помощи ребенку раннего возраста. Систематический контроль лечащим врачом соматического и неврологического состояния малыша по мере усвоения им новых психических умений и навыков дает возможность своевременно выявлять малейшие негативные изменения в состоянии детского здоровья, оказывать профилактическую терапевтическую поддержку, корректировать режим педагогической нагрузки и жизнедеятельности пациента, менять содержание педагогической программы. Медицинский контроль и лечебное воздействие помогают сохранить или улучшить здоровье маленького ребенка, подготовить его организм к педагогическим нагрузкам, а мозг к усвоению новых знаний. При любых формах организации медицинской помощи психологопедагогическая поддержка становится одной из неотъемлемых составляющих. При таком педиатрическом обслуживании детского населения педагогдефектолог, родители ребенка и врачи выступают равноправными участниками процесса и ответственными за сохранение, укрепление и восстановление детского здоровья. Это способствует активному включению близких восстановлению в процесс физического и реабилитации, психического сохранению здоровья или ребенка, распространению медицинских и педагогических знаний среди родителей, объединению традиций семейного воспитания и научно-методических основ общественной системы воспитания. Ответственность за организацию и реализацию педагогического процесса должна быть возложена на педагога-дефектолога (специального психолога), в обязанности которого входят разработка содержания программы воспитания и психического развития ребенка, обучение ее применению родителей малыша, контроль качества усвоенного материала и процесса формирования детской психики.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)