Анализ результатов контрольных психолого-педагогических осмотров детей
Анализ результатов контрольных психолого-педагогических осмотров детей с НТПР77 ГО показал, что целенаправленная организация процесса воспитания и обучения детей с НТПР в семье способствует гармоничному, последовательному переходу с одного уровня психического развития на другой, более совершенной и успешной социализации. При этом темп психического развития у детей с функциональными нарушениями здоровья в первые три года жизни может быть разным. У одной части детей – 13 (43,3 %), – при комплексном медико-психологопедагогическом воздействии на протяжении первых трех лет жизни наблюдается нормальный нормативам темп или психического соответствующий развития. Число особенностей психологического взаимодействия с внешним миром в литические и критические периоды психического развития не превышало 2 отклонений. У другой группы – 17 (56,6 %) детей с функциональными нарушениями работы центральной нервной системы, в том числе иннервации мышц лицевой мускулатуры, – начиная с возраста 9 месяцев отмечается снижение качества психологических достижений возраста, а на втором году жизни замедление темпа психического развития, в том числе становления речи на 1 психологический период. Наиболее явным различие в темпе психического развития у детей внутри группы становится на этапе овладения предметной деятельностью и нагляднодейственным мышлением. достижений обусловливает Степень сложности объективную этих психологических потребность в увеличении временного интервала на их формирование, за счет чего происходит замедление темпа психического развития, появляется несоответствие или отставание актуального психологического возраста детей от онтогенетического норматива. Причем это отставание не превышает 1 психологического периода. Психологические достижения возраста как бы начинают свое становление, но не успевают стать актуальными достижениями психики. Дети данной подгруппы демонстрируют свои потенциальные психические возможности только при непосредственной поддержке и помощи взрослого. В процессе самостоятельной детской деятельности эти умения наблюдаются редко и отличаются низким качеством, попытки их применения бывают мало результативными. Наряду с замедлением темпа психического развития у детей этой подгруппы по мере роста и взросления число трудностей психологического взаимодействия с внешним миром постепенно увеличивалось и к возрасту 3 лет достигло 3–4 различных отклонений (истощаемость, возбудимость, бурное проявление негативизма, низкая произвольность, повышенная чувствительность к внешнему воздействию), что 167 достоверно больше существующих особенностей поведения у детей с нормальным темпом психического развития. Таким образом, при наличии специальным образом организованного воспитательного процесса функциональными в семье нарушениями психическое здоровья и развитие детей нормальным с темпом психического развития в первые 6 месяцев жизни и на всем протяжении раннего детства может реализовываться по двум вариантам: нормальному и с незначительным снижением качества актуальных нормативных психологических достижений возраста, в том числе речевого развития, и, как следствие, отставанием в переделах 1 психологического периода. Такая особенность детской психики, как потребность в увеличении временного отрезка на качественное освоение сложных психологических достижений возраста в виде предметной деятельности и наглядно- действенного мышления, а также небольшое увеличение числа особенностей психологического взаимодействия с внешним миром до 3-4 различных отклонений являются показателями значимыми задержанного отличительными признаками или варианта психического развития. Следует отметить, что дети с задержкой психического развития в пределах 1 психологического периода отличаются высоким познавательным интересом, хорошей обучаемостью, способны при наличии систематической специальной педагогической центральным помощи последовательно психологическим и достижением гармонично возраста овладевать и ведущей деятельностью без увеличения числа особенностей поведения. Иная динамика психического развития наблюдалась у детей ГК НТПР.
Без специально организованного процесса обучения новые психологические взаимоотношения с внешним миром у детей формировались длительно, и их качество при проведении контрольных осмотров было низким. В обычных условиях семейного воспитания у детей с функциональными нарушениями здоровья постепенно увеличивался разрыв между актуальными достижениями психики и возрастным нормативом, а количество особенностей психологического взаимодействия с внешним миром нарастало. Обнаружено, что у детей ГК НТПР начиная с 6 месяцев жизни, т. е. с периода овладения социальными движениями и действиями, темп психического развития постепенно замедляется, и к концу второго года жизни отставание актуального психологического возраста от онтогенетического норматива достигает 1 психологического периода. При обследовании психического развития детей в возрасте 3 лет было обнаружено, что у некоторых детей – 6 (40 %), – отставание в линии речевого развития и социальных навыков достигло 2 психологических периодов, т. е. психическое развитие можно было охарактеризовать как задержанное и дисгармоничное. Наряду с замедлением темпа психического развития у всех детей (ГК) отмечался рост числа социальных отклонений при контакте со средой, и их количество к трем годам может составлять у одной подгруппы 3–4 отклонения, а у другой достигать 5–6 отклонений. Задержка темпа психического развития, отсутствие, малый объем и редкое использование социальных средств коммуникации, особенности социальной адаптации и трудности поведения в возрасте одного года у детей с функциональными нарушениями здоровья являются показателями несоответствия социальных условий среды психологическим потребностям ребенка. Вышеперечисленные психологические особенности и образовательные потребности детей малозаметны окружающим и могут быть выявлены в специально созданных условиях психолого-педагогического обследования. Считаем, что рост психологических особенностей и трудностей поведения у детей раннего возраста до 4–5 различных отклонений указывает на высокий риск их социальной дезадаптации в будущем. Таким образом, психическое развитие детей с функциональными нарушениями здоровья вследствие перинатальной патологии ЦНС может. Там же осуществляться по одному из 2 вариантов: нормальному, при котором наблюдается на более 3 особенностей психологического взаимодействия с внешним миром, и задержанному (отставание в пределах 1 психологического периода, которое достигает 2 в линии развития речи), а также с не более чем 5 различными особенностями психологического взаимодействия с внешним миром. Установить, по какому варианту будет идти психическое развитие ребенка, родившегося с легкими и среднетяжелыми последствиями перинатального поражения ЦНС в виде функциональных нарушений работы органов и систем организма, с нормальным, соответствующим онтогенезу формированием психологических взаимоотношений с окружающей средой на первом году жизни, можно в период усвоения им предметной деятельности и речи как психологического средства, т. е. на втором году жизни. Задержка темпа психического развития и увеличение числа трудностей психологических взаимоотношений с внешним миром у детей обусловлены объективной потребностью увеличения временного промежутка на усвоение сложных психологических достижений или социальных способов взаимодействия со средой в силу наличия нарушений здоровья у ребенка. Полученные нами результаты анализа пролонгированного комплексного медико-психолого-педагогического изучения динамики психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС убедительно доказывают, что все они имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных развивающих условий, оказании целенаправленной педагогической помощи для повышения качества психологических достижений текущего возрастного периода, своевременного перехода на новые уровни психологических взаимоотношений с окружающей средой, развития речи. Специальным образом организованная система обучения способствует формированию оптимального уровня здоровья и психического развития, а также профилактике отклонений в созревании всех жизненно важных систем организма ребенка, в том числе нервной системы, а также позволяет избежать трудностей социальной адаптации и отклонений в психическом развитии при переходе с одного возрастного периода на другой, от простых способов социальных взаимоотношений с окружающим миром к более совершенным. Ее наличие в стандарте медицинского обслуживания ребенка способствует своевременному предоставлению родителям педагогической информации по созданию в семье таких условий воспитания и обучения (социальной ситуации развития), в которых был бы максимально полно реализован физический, интеллектуальный и психологический потенциал малыша.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)