Влияние различных нарушений здоровья на динамику психического развития детей
Для определения степени влияния различных нарушений здоровья на ход психического развития детей на ранних этапах онтогенеза нами был осуществлен множественный регрессионный анализ клинических данных и темпа психического развития детей, благодаря чему была обнаружена связь нескольких переменных между собой и степень влияния одних переменных на другие. Максимально высоким коэффициентом множественной корреляции является значение близкое к 0,837, а коэффициента детерминации 0,7. Приближение выявленных числовых показателей к этим значениям указывает на сильную связь между клиническим фактором и темпом психического развития. С помощью математической обработки данных была выявлена статистически значимая связь темпа психического развития и наличия у ребенка врожденных пороков развития органов и систем, заболеваний опорнодвигательного аппарата, органов зрения и слуха. Степень задержки темпа психического развития увеличивалась при сочетании различных соматических болезней у ребенка. Выявить зависимость темпа психического развития с одним из соматических заболевания отклонений здоровья опорно-двигательного (заболевания аппарата, органов заболевания дыхания, сердечно- сосудистой системы, заболевания мочеполовой системы, заболевания органов пищеварения, аллергические болезни, заболевания эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов, заболевания глаза и его придаточного аппарата, заболевания органов слуха) не удалось, так как отдельные болезни или патологические состояния имели место только у детей с нормальным темпом психического развития. При отклонениях темпа психического развития от возрастного норматива у детей наблюдалось сочетание болезней соматического и неврологического генеза. Так, в группу с нормальным темпом психического развития согласно обобщенному показателю заболеваемости вошли дети, у которых было обнаружено не более 3 нарушений. Отклонения здоровья имели функциональный характер, в связи с чем не оказали прямого негативного влияния на темп психического развития, но вызвали снижение адаптационных возможностей детского организма. У детей с задержанным темпом психического развития состояние здоровья имело другую клиническую картину. У всех детей с задержкой темпа психического развития было выявлено различное число отклонений в работе нервной системы. У небольшой части детей – 10 (3,3 %), – обнаружено одно нарушение, у других 22 (12,2 %) младенцев – 2, у оставшихся 148 (82,2 %) детей было определено 3 и более отклонений в работе нервной системы. Таким образом, у детей с задержкой темпа психического развития наблюдалось сочетание соматических и неврологических болезней различного генеза и степени тяжести, количество которых было не менее 2, но и не превышало 5 отклонений здоровья. Именно фактор наличия сочетанных нарушений в работе различных органов и систем организма, отрицательное влияние этих нарушений на процесс созревания детской психики замедлили темп усвоения нового и своевременный переход ребенка с одного уровня психического развития на другой более сложный, а также вызвали трудности социальной адаптации. Группу детей с медленным темпом психического развития составили те, у которых было выявлено 4 и более нарушений здоровья, что нашло свое отражение в показателе общей заболеваемости и количестве клинических подгрупп. В классе соматических болезней 94 (63,9 %) ребенка имели 2–3 заболевания, остальные 53 (36 %) малыша 4–6 заболеваний. Соматическая патология была тяжелой, а течение болезни осложнялось наличием сопутствующих отклонений в работе органов и систем организма, что снижало шансы полного выздоровления ребенка и могло привести к формированию различных хронических процессов, инвалидизации. По количеству нарушений в классе нервные болезни данные распределились следующим образом. Небольшая часть детей – 32 (21,7 %), – имела две различных патологии. У всех остальных детей – 115 (78,2 %), – выявлены от 3 до 6 нарушений в работе нервной системы. Обнаруженные у детей заболевания нервной системы имели органическую основу. Сочетание различной соматической патологии со сложной структурой нарушений работы центральной нервной системы и головного мозга в частности полностью исказило процесс физического и психического развития ребенка, ограничило познавательные возможности малыша, привело к значительным трудностям в психологических взаимоотношениях ребенка с окружающим миром, социальной дезадаптации. Обобщенный показатель заболеваемости детей с крайне медленным темпом психического развития был схож с таковым у детей с медленным темпом психического развития. Среди детей этой группы только 12 (16,2 %) малышей имели 4–5 различных нарушений здоровья, остальные 62 (83,7 %) ребенка – шесть и более отклонений здоровья различного генеза и степени тяжести. По классу соматических болезней у 16 (21,6 %) малышей обнаружено 2–3 болезни, а у других 58 (78,3 %) детей зафиксировано более трех соматических болезней. Сочетание 2–3 заболеваний нервной системы было выявлено у 8 (10,8 %) детей, у остальных 66 (89,1 %) обследованных установлено более 3 различных нарушений структур и работы систем головного мозга. Тяжелая сочетанная патология нервной системы и наличие нескольких соматических заболеваний изменили онтогенетический ход развития организма и детской психики, стали значительным препятствием для установления оптимальных развивающих социальных взаимоотношений с внешним миром. Была выявлена сильная обратная корреляция между заболеваниями центральной нервной системы и темпом психического развития на протяжении всего первого года жизни детей. Чем тяжелее патология центральной нервной системы, тем сильнее отставание актуальных психологических достижений возраста от онтогенетического норматива (г=0,78). Из обнаруженных у детей девяти различных патологических изменений структур и систем, а также нарушений в работе нервной системы (внутричерепная гипертензия, внутрижелудочковые и субэпидемальные кровоизлияния, врожденные пороки развития головного мозга, задержка миелинизации белого вещества головного мозга, кистозно-глиозные образования в тканях и структурах мозга, микроцефалия, гидроцефалия, эпилепсия) с помощью множественной корреляции и вычисления коэффициента детерминации (дисперсии) было выделено три нарушения, оказывающих наиболее сильное отрицательное влияние на ход психического развития ребенка, значимо снижающих возможность установления социальных взаимоотношений с внешним миром.
Наиболее значимым фактором стали врожденные пороки развития головного мозга (0,43), вторым по степени влияния явились кистозные изменения (0,309), на третье место вышло нарушения биоэлектрической активности головного мозга (0,2). Данная патология центральной нервной системы занимает ведущее место в структуре причин, обусловивших инвалидизацию детей раннего возраста. Наиболее значительное отставание темпа психического развития и увеличение числа отклонений социальной адаптации у детей наблюдалось при сочетании этих нарушений (p<0,01). Именно наличие патологии центральной нервной системы врожденной или иной этиологии, и головного мозга в частности, а также заболевания органов чувств и опорно-двигательного аппарата вызывают наибольшее искажение психологических взаимоотношений ребенка с внешним миром и задержку темпа психического развития.
Попытка выявить зависимость между клиническими данными о состоянии здоровья и темпом психического развития детей позволила подтвердить известную научную истину о том, что биологический фактор представляет собой основу формирования психики как особой формы деятельности головного мозга, которая проявляется в виде способности восприятия, регуляции и адаптации к внешнему воздействию, а также отражения объективной реальности. Любое патологическое изменение биологического фактора вследствие негативного воздействия различных негативных факторов приводит к тем или иным по характеру, структуре и степени тяжести нарушениям психического развития. Особенности психологических взаимоотношений ребенка с внешним миром, замедление темпа формирования психологических достижений возраста являются социальными последствиями болезни. Однако судить по одному из этих проявлений о наличии другого неправомерно. Известно, что при совершенно различных заболеваниях психологические проявления или симптомы могут быть одинаковыми. Следует учесть, что наблюдается и обратная зависимость. Наличие какого-либо заболевания у ребенка не может являться свидетельством или подтверждением того или иного отклонения психического развития. Факт болезни или сочетания различных нарушений здоровья у ребенка позволяет предположить риск возникновения одного из отклонений в его психическом развитии. Такое прогнозирование позволяет предпринять необходимые действия в виде определенных диагностических и реабилитационных мероприятий для предупреждения или нивелирования развития такого рода событий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)