Сведения о состоянии здоровья и психического развития
Сведения о состоянии здоровья и психического развития малыша обобщались в специально разработанной «Карте раннего психического развития ребенка». Она включала в себя следующие рубрики: паспортную характеристику; данные акушерско-гинекологического анамнеза; сведения о применении методов реанимации и интенсивной терапии в родильном доме, осложнения и исход; оценку физического развития; оценку соматического состояния с учетом результатов лабораторных и инструментальных исследований; результаты неврологического обследования по определению неврологического статуса ребенка по шкале нервно-психического развития Л.Т. Журбы и Е.М. Мастюковой (1981), проведенного невропатологом; результаты клинического осмотра и заключения специалистов (невропатолога, генетика, офтальмолога, отоларинголога); сведения о функциональном состоянии органов и систем; результаты психолого-педагогического обследования (методика Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт).
Характер нарушений функциональной активности мозга выявлялся на основе экспертного анализа ЭЭГ. Диагноз и структура заболевания определялись согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (1995). Заключение педагога-дефектолога включало в себя: показатель развития реакции по каждой линии, темп общего психического развития ребенка, особенности индивидуальных психологических взаимоотношений ребенка с внешним миром. Статистическая обработка данных в настоящем исследовании применялась в отношении численных данных об отягощенном акушерско гинекологическом анамнезе и степени тяжести перинатального поражения центральной нервной системы; между степенью тяжести поражения нервной системы в сочетании с другими нарушениями здоровья и степенью отставания психологического возраста от физического (паспортного), между социально гигиеническими условиями жизни семьи и социальными условиями развития детей с перинатальным поражением ЦНС и степенью отставания психологического возраста от физического (физиологического). Сопоставление анамнестических сведений, данных клинических и лабораторных осмотров ребенка, информации о социально-экономических условиях жизни с результатами психолого-педагогического обследования обеспечивало возможность выявления степени их влияния на ход формирования психологических достижений возраста на определенном этапе роста и созревания ребенка. Такой подход позволил нам применить на практике концепцию структурно-генетического единства индивидуально-психологических свойств и морфофункциональных особенностей организма, в соответствии с которой каждый актуальный момент в процессе развития индивида выступает одновременно результатом предшествующего и предпосылкой будущего развития. Наличие сведений о состоянии здоровья, работе органов и систем, темпе и особенностях психического развития ребенка на этапах развития психики позволило установить взаимосвязь биологического, социального и психологического факторов, определить роль каждого из них, а также обнаружить категорию детей с отклоняющимся от нормы вариантом психического развития, ранние критерии и показатели нарушений психического развития, факторы, доказывающие необходимость оказания ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической помощи для реализации заложенного природой психологического потенциала ребенка.
Результаты изучения состояния здоровья и психического развития детей первого года жизни
Контроль и комплексная оценка состояния здоровья детей группы изучения, которую составили 319 (63,8 %) мальчиков и 181 (36,2 %) девочка, осуществлялись однократно в каждом триместре первого года жизни. В зависимости от полученных сведений определялись дальнейшие виды и формы медицинской помощи. Результаты анализа данных об организации, причинах и условиях проведения серии психолого-педагогических обследований психологических достижений возраста и особенностей становления детской психики по мере роста и развития ребенка в первые 10 месяцев его жизни показали, что значительная часть детей группы изучения имела нарушения здоровья и получала в этот период жизни систематическое комплексное лечение в условиях круглосуточного или дневного стационара. Наличие нарушений здоровья и потребность в периодическом восстановительном лечении в условиях стационара диагностической обусловливали необходимость психолого-педагогической процедуры осуществления в процессе их реабилитации. Оценка психического развития другой части детей первого года жизни с помощью педагогических методов была организована в амбулаторно поликлинических условиях, так как именно там осуществлялся контроль состояния их здоровья. Для выявления причин и особенностей психического развития детей первого года жизни нами были проанализированы данные психолого педагогических осмотров. Выбранная нами методика оценки нервно- 100 психического развития позволила определить актуальные психологические достижения и особенности их становления, темп психического развития, а такие методы, как наблюдение, беседа и обучающий эксперимент, – обнаружить особенности социальных отношений, которые установились между ребенком и близкими взрослыми, а также внешней средой в целом.
Сопоставление результатов психолого-педагогической диагностики психического развития детей, полученных в первой и второй половине первого года жизни, позволило нам проследить динамику психического развития детей в течение первого года жизни и согласно полученным данным объединить детей по темпу психического развития в 4 группы. Первая группа – дети, которые в процессе обследования могли самостоятельно выполнить все диагностические задания, владели соответствующим возрасту способом взаимоотношений с окружающей средой, а при применении специальных педагогических методов и приемов имели готовность к усвоению более сложных, соответствующих последующему возрастному периоду, способов ориентировки и познания окружающего. Все они были отнесены нами к группе нормативного психического развития в соответствующем онтогенезу темпе (группа детей с нормальным темпом психического развития). Их число составило 99 (19,8 %) ребенка. Контроль их психического развития чаще всего осуществлялся в первой и второй половине первого года жизни в процессе амбулаторно- поликлинического приема врача-педиатра в консультативно-диагностическом центре. Психолого-педагогическое обследование всех детей с нормальным темпом психического развития проводилось по назначению врача в профилактических целях. Педиатрический осмотр предвосхищало психолого-педагогическое обследование ребенка, которое позволяло получить врачу дополнительные сведения об актуальных психологических достижениях, потенциальных возможностях и особенностях малыша, наблюдать за его поведением во время контакта с новым взрослым и действий с игрушками. Продолжительность обследования не превышала 5–7 мин. В ходе психологического обследования были созданы экспериментальные условия среды, позволяющие привлечь интерес ребенка к предметам, вызвать у него двигательную, познавательную и голосовую активность.
Согласно полученным данным, наряду с быстрым темпом психического развития у большинства детей на рубеже первого и второго полугодия жизни, в момент перехода от эмоционально-ситуативного способа общения к ситуативно-деловому сотрудничеству, выявляются особенности социального развития и поведения: неустойчивость биологического ритма 12 (12,1 %) детей, истощаемость 12 (12,1 %), снижение двигательной активности – 8 (8 %) детей, повышенная возбудимость, плаксивость – 7 (7 %) детей. Сравнительный анализ сведений об особенностях психологического взаимодействия детей с нормальным темпом психического развития указал на то, что среднее количество отклонений психологического характера в группе в возрасте 3 месяцев жизни был равен 0,15, а при достижении детьми возраста 8-9 месяцев он составил 0,25 (р=0,01). Общее число детей с 2-3 особенностями психологического взаимодействия с внешним миром в возрасте от 8 до 10 месяцев жизни составило 35,3 %. Таким образом, статистически достоверно доказано, что в течение первого года жизни при нормальном темпе психического развития без организации соответствующих возрасту и индивидуальным потребностям детей условий воспитания у большого количества малышей отмечается рост числа и постоянство отклонений психологического взаимодействия с внешним миром, что нарушает гармоничное формирование психики и оказывает отрицательное отношений.
На первом году становления жизни трудности детско-родительских психологического взаимодействия с внешним миром и особенности поведения не оказывают видимого негативного влияния на темп психического развития. Это подтверждают данные дисперсионного анализа, с помощью которого удалось установить, что в течение всего первого года темп психического развития детей этой группы отличался от темпа психического развития детей из других групп (р<0,01). Данный темп психического развития был максимально приближен к показателям, соответствующим онтогенетическому нормативу, за счет чего у всех детей наблюдалось своевременное появление центральных психологических достижений возраста. С целью изучения социальных условий жизни ребенка нами были проанализированы данные социологического опроса родителей. Согласно ответам респондентов социально-экономический статус семьи, условия проживания психического развития и воспитания были ребенка признаны с нормальным хорошими 33 темпом (33,3 %) или достаточными 66 (66,6 %). Достаток семьи был охарактеризован каждым из ее членов как низкий в 6 (6,0 %) случаях. Отнесли себя к представителям среднего класса 88 (88,8 %) человек. Другие – 5 (5,0 %) определили свой ежемесячный доход как высокий. Большинство родителей имели 82 (82,8 %) высшее и среднее образование 17 (17,1 %). Данный ребенок был первенцем у 46 пар, у другой половины семей он был либо вторым, либо третьим. Основная часть детей 92 (92,9 %) были рождены в браке, в воспитании малыша принимали участие оба родителя. Другие 7 (7,0 %) женщин являлись матерями-одиночками, и помощь по воспитанию малыша им оказывали близкие родственники.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)