Отклонение от среднего значения развития интеллекта
Отклонение от среднего значения развития интеллекта случаются довольно часто. Более чем у десятой части всех детей - низкие показатели интеллекта, согласно современным научным взглядам они имеют психиатрический диагноз.
Кроме внимания врачей (психиатра, невролога, педиатра, окулиста, сурдолога), такие дети требуют внимания логопеда, дефектолога, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста. А иногда помощь невозможна без оперативного вмешательства (как при детском церебральном параличе), или слухопротезирования, подбора очков и т.д.
Так как развитие идет относительно медленно, необходимо индивидуально, дозировано подавать школьную программу.
При олигофрении характерно сочетание пороков речи, моторики с нарушенной способностью к абстрактному мышлению. Для лучшего изучения и планирования помощи таким детям, разработаны международные тесты диагностики степени умственной отсталости. В основе этих тестов лежит идея сравнения знаний, умений, навыков конкретного ребенка со средним значением этих же показателей для каждой возрастной группы.
В соответствии с уровнем IQ детей условно разделяют по степени умственной отсталости:
- здоровые;
- с задержкой психического развития;
- легкая умственная отсталость;
- умеренная умственная отсталость;
- тяжелая умственная отсталость;
- глубокая умственная отсталость.
- разделение является условным. Случается так, что человек с легкой умственной отсталостью более беспомощен в жизни (из-за сопутствующих нарушений отдельных анализаторов или речи), чем человек с умеренной умственной отсталостью, но он правильно воспитан и не имеет значительных физических недостатков.
- каждого ребенка-инвалида создается индивидуальная реабилитационная программа, разработанная с учетом уровня его развития и возможностей.
- социальная реабилитация детей-инвалидов проводится без отрыва от семьи. К реабилитационному процессу активно привлекаются родители и родственники.
Семья должна мобилизовать все свои ресурсы, чтобы создать такую атмосферу, которая бы не препятствовала нормализации ребенка, а наоборот, способствовала его максимальному развитию. Ребенок получает более существенную помощь, если имеет официальный статус инвалида. Многие матери не могут смириться с таким статусом своего ребенка. Они надеются, что благодаря своим повседневным усилиям: консультациям у самых известных врачей и тщательному выполнению их рекомендаций, напряженным ежедневным занятиям, разнообразной терапии - ребенок догонит своих сверстников в развитии. Иногда такое действительно случается. Однако такие титанические усилия требуют огромных затрат: времени матери и отца, их энергии, наконец, денег. Итак, согласившись получать помощь от государства, можно сэкономить свои силы и сделать для ребенка еще больше. Если ребенок, в конце концов, достигнет такого уровня развития, что диагноз будет снят, факт инвалидности не повлияет ни на обучение ребенка в обычной общеобразовательной школе, ни на его будущую карьеру. Если же ему выпала тяжелая судьба инвалида с детства, то, как можно более раннее признание государством необходимости помогать ребенку будет не лишним и для родителей, и для ребенка.
О своем будущем стоит подумать уже сейчас: по действующему законодательству мать ребенка-инвалида имеет право выйти на пенсию в возрасте 50 лет при наличии 15 лет трудового стажа при условии, что инвалидность была официально установлена до восьмилетнего возраста ребенка.
За государственной помощью следует обращаться по месту жительства, то есть, к своему участковому врачу-психиатру, который направит необходимые документы в районный отдел социального обеспечения и в психолого-медико-педагогическую комиссию для постановки вопроса об обучении ребенка или посещении детского сада. Родителям необходимо наладить хорошие контакты с теми работниками, которые решают проблемы ребенка: нужно быть максимально вежливыми, задавать свои вопросы спокойно, не забывать сообщать о любых существенных изменениях в жизни ребенка (об изменении адреса, о госпитализации и т.д.), просто выполнять все требования и рекомендации вовремя.
Если родители твердо убеждены, что ребенка лишили какого-то права, следует отстаивать это право. Прежде всего, следует обратиться к руководителю того учреждения, где ребенок должен получать льготу или услугу.
В случае, когда мнение родителей не совпадает с мнением должностного лица, необходимо:
- досконально изучить все законодательные документы, определяющие права ребенка;
- убедившись в правоте, нужно обратиться к руководителю учреждения только в письменной форме;
- приходить в учреждение с заранее подготовленным письмом-заявлением (следует подготовить 2 экземпляра);
- убедиться, что письмо зарегистрировано;
- сохранять копию письма.
- внимание следует уделить вопросам обеспечения, укрепления и восстановления здоровья, эффективному использованию средств адаптивной физической культуры, исходя из характера заболевания, физического состояния и физического развития людей, их возможностей и интересов. Средства адаптивной физической культуры направлены на достижение оптимального развития каждого индивидуума в соответствии с его потребностями и условиями.
- организованная двигательная деятельность людей с задержкой умственного и физического развития положительно сказывается не только на улучшении их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы, но и в целом способствует процессу социализации, стимулирует интеллектуальное развитие, особенно во время включения лиц этой нозологии в соревновательную деятельность. Например, по программе, так называемых, Специальных Олимпиад.
- Специальных Олимпиадах принимают участие люди с отклонениями в умственном развитии, которые могут иметь еще и другие физические недостатки. Они соревнуются с другими спортсменами одинакового с ними уровня возможностей. В результате этого улучшается их физическая форма, они мужают, проявляются чувства уверенности, радости, укрепляются дружеские отношения между спортсменами, членами семей, происходит, собственно, рост каждой личности.
- участников Специальных Олимпиад от - 8 лет и старше с обязательным диагнозом умственной отсталости и без функциональных ограничений в двигательной активности.
- отличие от организации других спортивных мероприятий в Специальных Олимпиадах:
- Со спортсменов не взимаются никакие платежи.
- Создаются возможности соревновательной деятельности для спортсменов всех уровней способностей.
- Равенство возможностей обеспечивается делением на дивизионы.
- Награждаются все участники соревнований.
- Для отбора участников на соревнования более высокого уровня используется лотерейный принцип.
- Специальной Олимпиады проводят на местном уровне (районные или сельские игры, соревнования, турниры, школьные спортивные мероприятия, общественные или клубные спортивные соревнования), на региональном уровне (областном или межобластном), на Национальном уровне, на Международном уровне и на Всемирном уровне.
- более высокий уровень соревнований отбираются спортсмены, которые принимали участие в соревнованиях предыдущего уровня в том же виде спорта по следующим критериям:
- проведение не менее 8 недель тренировок;
- количество участников отбирается таким образом: включаются победители из всех дивизионов. Если квота не заполнена, то осуществляется лотерейный отбор из занявших 2-е место и т.д.
- официальных соревнований Специальной Олимпиады любого уровня проводятся отборочные соревнования с целью выявления возможностей каждого спортсмена или определенной команды в игровых видах спорта.
- спорта и их количество отбираются в соответствии с условиями и пожеланиями организаторов соревнований. Для их организации и проведения тренировочных занятий привлекаются волонтеры.
- спортсменов с задержкой умственного развития можно использовать такие виды спорта:
- летние виды: плавание, прыжки в воду, велоспорт, конный спорт, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, тяжелая атлетика, художественная и ритмическая гимнастика, бадминтон, гандбол, роликовые коньки, легкая атлетика;
- зимние виды: лыжные гонки, фигурное катание, хоккей.
- того чтобы создать возможности соревноваться для всех уровней способностей, разного физического состояния и развития, разрешается модифицировать для различных дивизионов отдельные виды.
- с умственными недостатками, которые имеют хорошее физическое развитие можно привлекать в тренировочный процесс вместе со здоровыми сверстниками.
- эффективной организации тренировочного процесса необходимо придерживаться определенных принципов:
- частая повторяемость и взаимодополняемость упражнений;
- использование нескольких одинаковых ключевых слов при определенных видах работы;
- соответствие уровней обучения возможностям;
- постоянная оценка достижений спортсмена;
- своение спортивных навыков и участие в спортивных соревнованиях Специальной Олимпиады обеспечивает социальную интеграцию детей с задержкой интеллектуального развития, формирует уверенность в себе, улучшает физическое развитие, укрепляет организм, развивает способность к эффективной самооценке. Кроме того, к проблемам этой категории людей с особыми потребностями привлекается внимание средств массовой информации, общественности, осуществляется поддержка семей, а сами участники приобретают физические и психологические навыки, которые готовят их к преодолению жизненных трудностей в будущем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)