Специфические правила взаимодействия с аутичными учениками
- правила взаимодействия с аутичными учениками:
- Дайте время на ответ.
- Воспринимайте положительно любую попытку коммуникации со стороны ребенка, даже неадекватную. Не давайте неожиданных задач.
- Во время фронтальной работы обращайтесь в классе к аутичному ребенку по имени, если нужно, коснитесь. Только тогда ученик будет выполнять фронтальные задачи.
- Прежде чем высказывать свои мысли, приспосабливайтесь к мнению ребенка, который вербализирует их.
- с невербальными аутичными детьми имеет двойную цель:
- Формирование фундаментальных общеучебных навыков, направление внимания на учителя, дидактический материал, сидение за партой и тому подобное.
- Коррекция неблагоприятных для учебного процесса форм поведения.
- в этот период проводится с ребенком индивидуально. Важным положением является развитие потребности визуального контакта. Контакт глазами дает возможность научить направлять внимание на задачи, наблюдать за моделью поведения учителя. Ни в коем случае не следует заставлять аутичного ребенка смотреть в глаза! Развивайте именно потребность в контакте.
- следующем этапе работы по формированию коммуникативных навыков используются два основных приема:
- Речевой тренинг, который охватывает вербальное понимание экспрессивной речи.
- Речевой тренинг с применением тестов, который называют тотальной или синхронной коммуникацией.
- обоих случаях первоначальной целью является усвоение названий 5-6 предметов, действий, важных в повседневной жизни.
- следующем этапе можно сделать домашний альбом-дневник. В нем содержатся картинки, слова, короткие предложения, которые должны отражать события, но не поведение ребенка. Учитель (воспитатель) записывает вместе с ребенком, что было сделано в будние дни, рисует картинки и прочее.
- пропедевтический период применяют музыкальную и ритмическую стимуляции, которые создают базу для диагностических взаимодействий.
- работы с учениками старших классов:
- Работая над формированием социально-коммуникативных навыков, акцентируйте внимание на одном из них. Это облегчает его освоение.
- Помогайте детям выявить и понимать собственные чувства в эмоционально наполненных ситуациях. Учите эмпатии, объясняйте ребенку чувства других в определенной ситуации.
- Используйте реальные жизненные ситуации, сюжеты телепрограмм, фильмов. Обсуждайте поведение других людей. Собственный пример учителя имеет большое значение.
- следует формировать такие социально-коммуникативные навыки:
- приветствие, прощание;
- благодарение;
- совместная игра в паре, в группе, ролевая игра;
- просьба о помощи, услуге;
- принятие помощи;
- постановка вопросов, слушание ответа;
- умение отвечать по очереди;
- приглашение присоединиться к совместной деятельности;
- прерывание пауз в разговоре, ожидание;
- ведение разговорного диалога;
- высказывание комплиментов;
- мирное решение конфликтных ситуаций вербальным путем.
Развитие связной речи является ведущим принципом обучения родному языку умственно отсталых учащихся.
Психолингвистика рассматривает речь, как один из видов человеческой деятельности, требующий специфических умений: ориентироваться в условиях общения, планировать высказывания, реализовывать намеченную программу, контролировать ход и последствия процесса речи.
Ученики должны усвоить общие закономерности построения связных высказываний и учиться применять их. Основным методическим приемом обучения учащихся связной речи является анализ текстов.
Текст, как известно, состоит из отдельных предложений, но совокупность предложений не всегда является текстом. Необходимо, чтобы предложения были тематически связаны между собой. Надо, чтобы каждое последующее предложение, продолжало и дополняло предыдущее. Учителя учат детей упорядочивать предложения. Обязательно нужно, чтобы текст был завершен. Тема часто концентрируется в его названии - заголовке. Могут быть тексты из одного или двух предложений. Это лозунги, призывы, пословицы, крылатые выражения, загадки, частушки, стихи-миниатюры. Структуру каждого текста определяет тип речи. Во вспомогательной школе учеников знакомят с наиболее распространенными типами речи: рассказом, описанием и размышлением.
В зависимости от цели высказывания приобретает соответствующую форму:
- рассказ, когда сообщается о последовательном развитии определенных событий;
- описание, если создается представление о каком-то предмете, явлении, его внешнем виде или признаках обнаружения;
- размышление, для того чтобы доказать или опровергнуть свое мнение, взгляд на событие, раскрыть между явлениями действительность.
- рассказа характерно художественное освещение определенных событий во времени. С этим типом и художественным стилем речи учащиеся знакомятся на уроках чтения.
- повествования предполагает экспозицию (знакомство с обстановкой, персонажами), завязку (начало события), развитие события и кульминацию (самый напряженный момент), развязку (завершение) содержания. В художественном рассказе встречаются описания, размышления, диалоги, которых нет в текстах других типов.
- - в определенной системе показывает характерные признаки объекта. Обращается внимание на каждую деталь, что способствует формированию целостного представления об объекте. Для описания применяется художественный, деловой и научный стили. Художественный стиль ученики изучают, читая произведения, содержащие пейзаж, описание внешности героев, места происшествия. В особой четкости нуждаются деловые описания. Учащиеся вспомогательной школы должны хорошо их знать, учитывая особенности профессионально-трудового обучения, когда необходимо словесно описать технологию изготовления изделия. Научный стиль ученики встречают в текстах естествознания, математики и т.д. По новой программе учащиеся знакомятся с размышлением. Но материала по этой теме мало. Такое высказывание как размышление является очень важным. Здесь ученики должны уметь, анализировать, классифицировать, подбирать доказательства. С такими теоретическими сведениями надо знакомить учащихся вспомогательной школы на практике.
- для умственно отсталых детей речевая замкнутость, стремление уклониться от общения. Причины слабой речевой активности очень разнообразны. Значительную роль здесь играют общая психическая вялость, а также бедность запаса представлений, затруднение восприятия и осознания речи собеседника, застенчивость и т.п.
- моментом, который затрудняет все эти причины, являются недостаточная мотивация их речи, особенно с незнакомыми людьми.
- эта работа - одна из первоочередных задач учителя. Для речевой деятельности целесообразно использовать профобучение, школьный быт, режимные моменты, художественную самодеятельность, кружковую работу, самоуправление. Занятия по развитию связной речи должны быть организованы как игры, тематические беседы, то есть ребенку необходимо создавать такие условия, при которых он вынужден с нами говорить. Важным требованием является наличие объекта общения. Им может быть учитель, одноклассник, игрушка и другие. Для учеников наибольший авторитет - это учитель. Поэтому образцовая речь учителя - пример для подражания.
- должен быть требовательным к речи учащихся, обращать внимание не только на ее форму, но и на оформление своих мыслей (неправильные фразы, неуместно употребленные слова) - все надо исправлять. Можно организовывать взаимоконтроль. Это надо делать так, чтобы не обидеть ребенка, не отбить охоту включаться в работу класса. Очень желательна положительная оценка наименьших успехов ученика. Это вызывает удовлетворение, активизирует его, является стимулом для высказывания.
- умственной деятельности учащихся с особыми потребностями на уроках математики
- качество урока – это, прежде всего, его результативность в достижении учебной, воспитательной и развивающей цели.
- образование учеников - это сложный и длительный процесс овладения определенной системой знаний, умений и навыков. Без целенаправленного развития математического мышления не удается достичь желаемых результатов в изучении этой школьной дисциплины.
- формирование активности школьников по математике начинается с воспитания у них познавательной потребности:
- нужно заинтересовать учеников яркими иллюстрациями, интересными фактами, игровыми моментами;
- воспитывать у учащихся любознательность, желание узнать об определенных качествах предмета, а также воспитывать увлечение этим предметом.
- в работе на уроках математики является развитие логического мышления и математической речи. Значительное влияние на развитие математической речи учащихся имеет изучение нумерации чисел. В язык школьников вводится целый ряд математических терминов. Учащиеся усваивают названия чисел без особого труда.
Одной из главных задач курса математики является формирование вычислительных навыков. Учителю не только необходимо научить учащихся складывать, вычитать, делить и умножать, но и выполнять эти действия правильно, осознанно.
Для этого важно развивать математическую смекалку. Однотипные задачи утомляют детей, поэтому их необходимо разнообразить.
При изучении арифметических действий хороший результат дает работа с таблицами, которых очень много в учебниках по математике. Заполняя эти таблицы, ученики называют математические термины и вспоминают, как найти тот или иной неизвестный компонент.
Благоприятные условия для развития математической речи учащихся создаются при решении тестируемых задач.
Знакомясь с задачей, школьник учится читать ее текст, пересказывать содержание. Способ отыскания решения - это установление связи между данными задачи и искомыми величинами с целью получения ответа на вопрос формирования умений и навыков решать задачи этого вида.
Простые задачи на сложение и вычитание являются теми азами, с которых начинается обучение учащихся решать задачи на 2-4 действия. Решая и объясняя решение задач, ученики должны оперировать названиями арифметических действий (сложение, вычитание) и их компонентами (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) Без понимания математических понятий и соответствующих терминов ученик не в состоянии дать ответ на конкретный вопрос учителя во время работы над задачей. Поэтому при ознакомлении с математическими понятиями и соответствующими терминами каждый ученик должен иметь представление о них.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)