Научно-теоретические принципы интегрированного обучения лиц с инвалидностью
Разработка методов и информационно-аналитических систем учета экспресс диагностики студентов с особыми образовательными потребностями
Научно-теоретическими принципами интегрированного обучения лиц с инвалидностью являются:
- построение образовательно-реабилитационного процесса как личностно-ориентированной системы;
- свободный выбор видов сопровождения обучения;
- дифференцированный подход к разработке индивидуальной учебно-реабилитационной программы в соответствии с нозологией;
- сочетание форм и содержания учебно-воспитательного процесса с индивидуальными коррекционно-реабилитационными мероприятиями, системного взаимодействия всех элементов учебно-реабилитационного пространства высшего образования;
- применение инновационных моделей обучения на основе научных принципов андрагогики и реабилитологии;
- поэтапная адаптация лиц с инвалидностью к учебному процессу в высшем учебном заведении;
- системное и последовательное внедрение современных технологий (дистанционных, компьютерных и т.д.) оптимизации высшего образования.
- системы интегрированного обучения лиц с инвалидностью происходит в условиях жесткого ограничения в финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах, недостаточно развитой информационно-диагностической составляющей индивидуальной программы реабилитации, которая является основным документом, определяющим виды и объемы необходимой социальной защиты человека с особыми потребностями.
- связи с этим информационно-аналитическая система должна выбирать оптимальные решения с учетом специфических условий для каждого высшего учебного заведения, индивидуальных особенностей лиц с инвалидностью.
Теоретические и прикладные основы и принципы определения коммуникационных проблем лиц с особыми потребностями.
- как современное развитие науки и техники предусматривает обучение студентов вузов с применением информационных технологий и вычислительной техники, существует возможность дистанционного обучения. Это касается как гуманитарных, так и технических дисциплин. Дистанционное обучение позволяет учащимся воспринимать учебную информацию с разным темпом, исходя из физических и умственных возможностей каждого, что позволяет лицам с ограниченными возможностями легче интегрироваться в процесс обучения. При дистанционном обучении учебные материалы зачастую предоставляются студенту в электронном виде, то есть предоставляется возможность регулирования темпа усвоения и количества повторений учебного материала. Также преимуществом учебных материалов в электронном виде является их гибкость, таким образом, преподаватель может адаптировать процесс обучения в соответствии с потребностями конкретного студента или группы.
- дистанционное обучение студентов технических специальностей имеет свои специфические особенности. При дистанционном обучении наиболее остро проявляется проблема отсутствия реальной работы с приборами во время лабораторного практикума. То есть при обучении студент, чаще всего, опирается на литературные данные, а не на результаты собственных экспериментов, которые в технических дисциплинах дистанционно получить крайне сложно, особенно лицам с особыми потребностями.
- и многие другие проблемы, в основном решаются в каждом отдельно взятом учебном подразделении самостоятельно. Практические навыки, приобретаемые в процессе выполнения лабораторных работ, зачастую являются базовыми для освоения технической дисциплины.
- одной из задач обучения студентов с ограниченными возможностями является построение учебного процесса максимально адаптивным с индивидуальными возможностями каждого студента.
- обучении студентов технических специальностей существует проблема «морального старения» исследуемой реальной техники, то есть после окончания вуза хорошо знакомая аппаратура устаревает, и на производстве выпускнику приходится осваивать заново новую, современную технику, так как учебное заведение просто не успевает обновлять свою лабораторную базу.
Имитируя реальную обстановку в виде учебной информационной модели, можно для каждого этапа обучения выделять не только ту информацию, которая действительно необходима в данной ситуации, но и менять сложность имитированной ситуации в зависимости от достигнутых результатов, менять параметры и масштаб времени процессов, создавать экстремальные условия, аварийные и предельные ситуации, одновременно обеспечивая максимальную жизнедеятельность человека, сохранение его функции.
Преимуществом данной технологии является возможность обновления (модернизации) виртуальной среды и ее максимальное приближение к реальным условиям эксплуатации исследуемого оборудования.
Интерактивные технологии лучше всего способствуют реализации поставленных задач (знания, опыт применения, эмоциональное восприятие, компетентность).
Ярким примером применения в обучении интерактивных средств обучения являются электронные учебные пособия, содержащие интерактивные карты изображений.
Использование мультимедийных технологий позволяет создавать дополнительные психологические структуры, оказывающие положительное эмоциональное воздействие, что способствует лучшему восприятию и запоминанию материала.
Исходя из сегодняшних реалий, высшая школа должна не только полностью обеспечить студентов современной методической литературой, но и интерактивными учебными материалами, которые смогут удовлетворить студентов с особыми потребностями.
Отличительной особенностью таких разработок является превращение фундаментальных знаний педагога по специальности, его личного опыта с помощью новейших достижений науки и техники в материальную форму - интерактивные учебные материалы.
Разработка интерактивных тестов для оценки уровня развития мелкой моторики
В современном обществе трудно представить любую сферу деятельности без применения информационных технологий. Однако, как бы стремительно ни развивались наука и техника, в настоящее время все же существует ряд нерешенных вопросов, касающихся областей образования, медицины, психологии и т.д. Проблема нарушений индивидуальных особенностей мелкого моторного развития детей и взрослых, имеющих различную этиологию и патогенез, становится весьма актуальной. В клинической практике используют различные методики и способы анализа. Однако большинство методов исследования трудоемки и носят, в какой-то степени, субъективный характер, а результаты их применения зависят от опыта специалиста и ряда других факторов. Поэтому, для выявления различных затруднений мелкой моторики должны существовать методы и средства экспресс-диагностики, позволяющие быстро и эффективно провести анализ и объективно определить уровень возможных нарушений.
Изучение вопроса о двигательных расстройствах, является очень важным и освещено недостаточно полно. Выполнение мануальной деятельности (графических действий - рисование различных объектов и фигур) обеспечивается интегральным (общим) действием различных мозговых структур, и одним из важных показателей нарушений моторного развития является скоординированность движений пальцев рук.
Интерактивность тестирования в данной разработке заключается в том, что пользователь выступает не просто наблюдателем при использовании компьютерной программы, а активным участником при взаимодействии с тестирующими. Применение информационных технологий в данном виде исследования позволяет снизить роль субъективного фактора и обеспечить качество проведения испытаний. Сам процесс тестирования можно представить в обобщенном виде.
Проведение тестирования в общем виде включает в себя несколько этапов:
- предварительная подготовка;
- сбор информации;
- выполнение тестов с помощью цифрового графического устройства;
- компьютерная обработка результатов тестирования;
- интерпретация данных и экспресс-оценка.
Основы коррекционной работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития
Общие рекомендации для работы с детьми с особыми потребностями:
- Следует создать для работы спокойную атмосферу:
- мимика и пантомимика (жесты) играют важную роль в установлении контактов;
- жесты должны носить открытый доброжелательный характер;
- не следует перекрещивать руки на груди, прятать их за спину или в кармане.
- Стоит пытаться наладить доброжелательный, партнерский контакт:
- свою работу надо начинать с улыбки;
- ни в коем случае нельзя настраиваться на чувства жалости или превосходства, тем более пренебрегать ребенком - ваше лицо и жесты вас выдают.
- Ребенок-инвалид имеет свою психологическую жизнь:
- необходимо корректно войти во внутренний мир ребенка;
- необходимо мягко заинтересовать ребенка в игре или игрушке;
- следует использовать дидактические игры, раздаточный материал, мозаику, конструктор и прочее;
- в процессе игры целесообразно включать элементы коррекции нарушений речи;
- ребенок-инвалид подвергается воздействию страхов больше, чем здоровый ребенок;
- следует подбадривать ребенка;
- слова «не умеешь», «испугался», «у тебя не получится» нужно исключить из разговора;
- следует постоянно держать ребенка в поле зрения, следить за его реакциями: напряженность, стереотипные движения, недовольные реплики должны быть замеченными;
- следует быть настороже, если ребенок громко смеется, поет, оставаясь напряженным;
- иногда могут проявляться сексуальные наклонности ребенка.
- того чтобы коррекционная направленность обучения детей с особенностями психофизического развития дала положительные результаты, учитель должен знать насколько она эффективна.
Очень важным элементом для организации учебного процесса детей должно стать наличие соответствующих конкретных представлений об окружающем, предметном мир и достаточный опыт предметных действий.
Поэтому процесс интегрированного обучения слабовидящего ребенка должен носить направленный коррекционный индивидуализированный характер и соответствовать адаптации наглядного материала и процедуре проведения этой работы.
При использовании общих методик для слабовидящих детей нужна адаптация процедуры проведения:
- увеличение времени на экспозицию задач и рисунков, из-за трудностей восприятия, координации движений рук и глаз, необходимости тактильного контроля и дополнительного обследования, изучения объектов;
- при предъявлении заданий и тестов доминирующим является вербальный способ, точные словесные инструкции (после соответствующей словарной работы);
- продолжительность зрительной работы не должна превышать 15 минут.
Рекомендации для учителя, обучающего слабослышащего ребенка:
- индивидуальное планирование;
- не поворачиваться спиной к слабослышащим ученикам во время устных объяснений;
- контролировать понимание ребенком задач, инструкций, вопросов учителя и ответов ученика;
- привлекать родителей к закреплению нового материала в домашних условиях;
- в коррекционной работе максимально использовать опережающий метод обучения;
- чаще поощрять правильные ответы;
- помнить, что такой ученик должен сидеть за первой партой перед столом учителя для слухо-зрительного восприятия языкового материала;
- требовать от родителей постоянного ношения ребенком слухового аппарата.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)