Анализ опыта и стратегий передовых стран Европейского Союза
В связи с дальнейшим воплощением в жизнь инклюзивной парадигмы в образовании важен анализ опыта и стратегий передовых стран Европейского Союза в этом аспекте.
Философские и педагогические проблемы инклюзивного образования нашли свое освещение в трудах отечественных, американских, шведских и других ученых. Несмотря на большое количество публикаций, и монографических работ в области инклюзивного образования, аспекты его реализации в отдельных странах Европейского Союза освещены фрагментарно, поэтому актуальным является анализ и обобщение имплементации инклюзии в ряде стран: Франции Германии, Австрии, Италии и др.
Поддержку ученикам с особыми потребностями оказывают службы, которые функционируют за пределами школ и финансируются органами местного самоуправления. Это - медико-социальные службы, ресурсные центры, реабилитационные учреждения и тому подобное. Сейчас в Германии параллельно с системой специальных образовательных учреждений, где находятся дети в основном со сложными нарушениями, функционируют учреждения инклюзивного обучения.
Одной из первых школ для детей с недостатками развития считается берлинская школа имени Флемминга, основанная в 70-х гг. ХХ века. Основной задачей школы является включение в образование детей с нарушениями развития вместе с обычными учениками.
Государственное финансирование школ для детей с особыми потребностями составляет в разных регионах Германии большую часть. Остальную часть оплачивают родители по решению комитета опеки, созданного из родителей школы. На уровне школы дирекция выполняет только общие координирующие функции, а большинство полномочий ложится на плечи родителей.
В общем, Германия отстает от других европейских стран во внедрении инклюзивного образования. Это связано с тем, что нацистская политика по социализации неполноценных детей разрушила в середине ХХ века традиции интегрированного обучения и воспитания. В те времена распространенной была так называемая «нацистская эвтаназия», согласно которой проводилась политика «усыпления» дефективных новорожденных как «лишних едоков».
Законодательное обеспечение финансирования школ с инклюзивным подходом во многом опирается на полномочия муниципалитетов. Последние не только финансируют школы для поддержки интегрированного обучения, но и способствуют благотворительным акциям, лотереям, торгам и выставкам, которые свою выручку сдают в фонд учебного заведения.
В Германии процесс внедрения инклюзивного образования на современном этапе предполагает решение ряда теоретических и практических проблем, а именно:
- преодоление устоявшихся стереотипов и педагогических штампов и переход от понятия интеграция (предусматривает разделение детей на «нормальных» и «дефективных») к понятию инклюзия;
- расширение понятия «инклюзия» при формулировании педагогической цели и обеспечение возможности посещения удобной и ближайшей школы ребенком с ограниченными возможностями;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров;
- преодоление пространственных и институциональных барьеров, при наличии которых аннулируется принцип «островной жизни» людей с ограниченными возможностями.
В Северной Вестфалии утвержден Закон об образовании и Правила обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнение к закону, который постулирует обязательное среднее образование для детей независимо от их возможностей, причем родители имеют первоочередное право на выбор форм обучения:
- в спецшколах;
- в общеобразовательных школах со специальными интегративными уроками;
- в специальных классах;
- в обычных классах.
- указанном Законе принято убирать из названий школ напоминание о дефектности. Зато к названию школы добавляется спецификация «Умственное развитие».
- и законодательной сферой образовательной поддержки молодежи, которая имеет ограниченные возможности здоровья в Германии, является молодежная политика. Так, в Германии был принят Закон «О помощи молодежи», который заменил устаревший закон «О благотворительной помощи молодежи». Документ ориентирован на правовое регулирование проблем социального благополучия молодых людей и предусматривает интеграцию в самом широком смысле, начиная от личного благосостояния - до интегрированности в культурную и трудовую среду.
- Германии действует Социальный кодекс, который координирует молодежную работу, воспитание детей и молодежи. Согласно кодексу, дети с ограниченными возможностями делятся на индивидуально ограниченных детей и социально обделенных.
- нем есть специальный раздел «помощь при воспитании, которая предусматривает предоставление образовательных и сопутствующих терапевтических услуг. В общем, кодекс является юридическим регулированием широкого спектра сервисов, в частности:
- консультирование по вопросам воспитания;
- социальная работа в группах для преодоления проблем развития и поведения;
- наставническая помощь и воспитательная поддержка для преодоления проблем развития и поведения детей старшего возраста;
- семейная социально-педагогическая помощь;
- помощь в постоянном уходе;
- воспитание детей, проживание которых в домашних условиях затруднено из-за проблем развития, в детских домах детей.
- ребенок имеет нарушения развития, которые проявляются в течение шести месяцев или больше и препятствуют его полноценному участию в жизни общества, то такие дети имеют право на интеграционную помощь психически ограниченным детям.
- - первая страна, где зародились идеи обучения детей с ограниченными возможностями, однако реальное законодательное обеспечение этого процесса произошло в 70-х гг. ХХ века с принятием «Рекомендаций по организации специального обучения». Была ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, согласно которой все дети, независимо от физических и психологических возможностей, могут посещать детсады и школы. В современной Германии реализуется проект, в рамках которого открываются инклюзивные учреждения под лозунгами «детсад для всех», «школа для всех», обеспечение которых опирается на полномочия муниципалитетов и деятельность Министерства молодежной политики.
- внедрение инклюзивного образования в Германии началось в конце XIX в. и приобрело широкие масштабы с 70-х гг. ХХ века. Германия относится к государствам, в которых имплементация инклюзивного образования осуществляется по принципу «сверху вниз», с четким распределением функций между государственной и региональной сферами управления образованием. Государство берет на себя финансирование дополнительных должностей учителей, расходы на детей с особыми потребностями, финансирование служб, функционирующих за пределами школ, вводит квоты на обучение инвалидов в учреждениях всех уровней и несет ответственность за внедрение инклюзии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)