Повышение знаний по правовым и экономическим аспектам инклюзивного обучения
Среди положительных черт внедрения педагогических технологий молодежь называет также повышение знаний по правовым и экономическим аспектам инклюзивного обучения.
Значительно уменьшилось количество студентов, которые:
- не участвуют в развлекательных программах и творческой деятельности;
- слабо проинформированы об учебных и реабилитационных возможностях для студентов с различными нарушениями здоровья;
- не испытывают принадлежности к академической группе;
- не проявляют образцов установления взаимоотношений с другими студентами и преподавателями;
- недостаточно приспособлены к режиму труда и отдыха в новых условиях.
Существенно увеличилось количество студентов, которые проявляют высокий уровень знаний, готовы к поведению, которое соответствует нормам и правилам инклюзивного обучения.
Кроме того, уменьшилось количество студентов, у которых наблюдается эмоциональная неустойчивость, чувственность, впечатлительность, неуверенность в себе, импульсивность, непостоянство намерений.
Одной из причин низкой саморегуляции поведения является наличие внешних признаков инвалидности или функциональные ограничения, которые в значительной степени влияют на эмоциональное состояние молодежи с особыми потребностями, их работоспособность, общение с окружающими. Поэтому в рамках реализации педагогических технологий внедряются специальные мероприятия, направленные на повышение самооценки, уверенности в себе и своих силах, положительную мотивацию на достижение успеха.
В связи с отсутствием условий для инклюзии и необходимостью самостоятельно находить выход в сложных ситуациях, которые возникают в процессе обучения, у студентов контрольной группы происходит трансформация исходных высоких и средних показателей саморегуляции в низкие. Это приводит к истощению компенсаторных механизмов саморегуляции поведения.
Наблюдается четкая положительная динамика саморегуляции поведения студентов экспериментальной группы с высоким уровнем статистической значимости. Это объясняется организацией рационального сотрудничества преподавателей университета и студентов в выполнении стратегической коррекционной программы.
На завершающем этапе педагогического эксперимента студенты, как правило, демонстрируют повышение терпимости в общении, настойчивости в выполнении поставленных задач, сдержанности в конфликтных ситуациях, высокую ответственность за выполнение порученных дел. Отсутствие аналогичных изменений показателей саморегуляции поведения у студентов контрольной группы доказывает преимущества и целесообразность применения предложенной коррекционной программы при значительных отклонениях саморегуляции поведения. Результаты эксперимента подтверждают достижения существенных положительных изменений самоактуализации у студентов с особыми потребностями под влиянием проведенных коррекционных программ.
В целом, в экспериментальной группе высокий уровень самоактуализации достигается у большинства студентов за счет устранения препятствий в процессе трансформации интегрированного обучения в инклюзивное и применения адекватных стимулирующих мер в сопровождении обучения. В условиях современного развития общества, демократических преобразований во всех сферах общественной жизни особое значение приобретает вхождение в социум молодежи с проблемами здоровья с усвоением норм поведения, социальных ценностей, приобретением качеств, необходимых для успешного ролевого функционирования в обществе.
Процесс социализации студенческой молодежи рассматривается в широком социально-педагогическом контексте. Главным аспектом его реализации является включение студентов в социум вузов и сферу общественной жизни. В оценке социализации используется понятие «социализированность», под которым понимают уровень социализации личности на конкретном временном отрезке, который определяется по соответствующим параметрам и измеряется в верификационных показателях. При этом условии социализация выступает как более широкое понятие, которое кроме признаков социализированности, содержит готовность к переходу на новый этап развития. В оценке уровня социализированности используется понятие «социализационная норма» студента с особыми потребностями, которая определяется как показатель максимально возможной реализации имеющегося потенциала в доступе к получению качественного высшего образования, приобретению новых адаптационных возможностей для полноценной жизни, установлению широкой сети социальных контактов в инклюзивном образовательном пространстве.
Этот показатель позволяет установить границы достижений социализированности при определенных недостатках здоровья и при определенных условиях социальной среды.
Процесс инклюзии молодежи с особыми потребностями в социум имеет сложную концептуально-понятийную структуру. Теоретико-методологический базис социальной работы формируют принципы (научность, системность, вариативность, партнерство), созданные условия (инклюзивное образовательное пространство, универсальный дизайн, инклюзивная компетентность преподавателей и студентов) и системный, личностный и комплексный научные подходы.
Результатом плодотворной работы по внедрению педагогических технологий в практику высшего образования являются количественные и качественные показатели различных сфер студенческой деятельности. Так, в каждом структурном подразделении университета работают студенческие проблемные группы, научные общества, волонтерские организации, кружки, что дает возможность привлечь студентов к активной внеаудиторной студенческой жизни. Значительно увеличилось количество студентов, которые готовят научные публикации, участвуют в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах по учебным дисциплинам и специальностям.
У здоровых студентов выявлен значительный коммуникативный потенциал (инициатива в контактах, способность к установлению толерантных отношений, наличие значимой связи между ценностями общения и профессионального достижения). У них достаточно ярко выражены проявления требовательности к себе и к собственному поведению.
Внедрение педагогических технологий социально педагогической работы с молодежью с особыми потребностями повышает способность решать конфликты и проблемные ситуации, уменьшает нестабильность эмоциональных реакций у студентов, не имеющих опыта общения с людьми с физическими недостатками.
Среди основных достижений инклюзивного образования здоровые студенты выделяют следующее - полная или частичная адаптация учебных требований к студентам с недостатками развития. У студентов с особыми потребностями достаточно сформированы умения оценивать социальный статус и выбирать целесообразные методы социальной помощи. Это связано, прежде всего, с повышением уровня знаний об особенностях инклюзивного образования.
В результате самооценки здоровые студенты определяют важнейшие умения, способствующие созданию эффективной инклюзивной среды: умение слушать, адекватно реагировать на критику, понимать чувства, потребности и проблемы других людей, помогать и поддерживать их, быть «членом команды», признавать вклад других в общую работу.
Наиболее приоритетным условием успешной реализации инклюзивного обучения преподаватели называют когнитивное. Большое значение имеют опыт работы с молодежью с особыми потребностями, а также готовность к постоянному совершенствованию навыков работы в учебных заведениях инклюзивного типа, повышение квалификации. Среди важнейших условий научно-педагогические работники отмечают обязательное участие в разработке комплексных кафедральных научных тем, проектов или грантов, которые реализуются на экспериментальных площадках учреждений инклюзивного образования.
Основой к позитивным изменениям инклюзивной компетентности является, прежде всего, достаточно высокий уровень мотивации преподавателей к инклюзивному обучению.
Анализ эффективности внедрения педагогических технологий социальной работы с молодежью с особыми потребностями в практику высшего образования позволяет сделать выводы:
- По результатам формирующего этапа эксперимента доказано, что студенты контрольной и экспериментальной групп претерпели определенные изменения в показателях критериев в процессе инклюзивного образования:
- контрольная и экспериментальная группы по своим показателям достоверно отличаются;
- изменения, которые зафиксированы в экспериментальной группе в конце формирующего этапа эксперимента, являются статистически значимыми по сравнению с его констатирующим этапом;
- изменения, которые зафиксированы в контрольной группе в конце формирующего этапа эксперимента, являются статистически незначимыми по сравнению с его констатирующим этапом.
- Установлено, что большинство студентов экспериментальной группы имеют средний, а также высокий уровень показателей критериев. У них заинтересованное отношение к инклюзивному образованию, познавательный интерес на основании личных потребностей, глубокая убежденность в значимости инклюзивного обучения и знаний его специфики. Молодежь в основном самостоятельна в выборе учебных задач, настойчива в преодолении трудностей при работе с ними. Большинство студентов имеют эмоциональную стабильность, в том числе стабильность поведения, достаточно высокий уровень требовательности к себе и к собственному поведению. Они преимущественно инициативные в контактах, толерантные в отношениях, способные к коммуникативному воздействию на участников образовательного процесса. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента у студентов повышен показатель эмпатии, а также значительно уменьшены эмоциональные переживания.
- большинства студентов достаточный уровень знаний и намерений, необходимых для включения в среду учебного заведения инклюзивного направления. Они обладают нормами и требованиями инклюзивного обучения, способны к повышению знаний о сущностных характеристиках инклюзивного образования. Почти все студенты имеют налаженные учебные контакты с преподавателями и другими студентами. Они способны анализировать собственную деятельность в условиях инклюзии, решать различные проблемные ситуации инклюзивного обучения, выявлять и устранять ошибки в отношениях с окружающими.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)