Уровни сформированности саморегуляции от возрастных характеристик и нозологий инвалидности
- задачей является выяснение зависимости уровней сформированности саморегуляции от возрастных характеристик и нозологий инвалидности.
- студентов с особыми потребностями имеет место низкий уровень саморегуляции поведения с преобладанием зависимого и смешанного типа саморегуляции, что является ощутимым психологическим барьером на пути социализации этих лиц и требует проведения соответствующих коррекционных мероприятий, особенно у студентов с нарушениями слуха и заболеваниями нервной системы.
Факторы, которые могут негативно влиять на намерения к самоактуализации студентов:
- потребность в помощи;
- трудности в связи с ограниченностью социальных контактов, ощущением неполноценности, дефицитом информации, ограничениями ориентации в ситуации, ощущением зависимости от других при выполнении заданий.
- отличаются намерения к самоактуализации при различных пороках здоровья. Несмотря на трудности в передвижении и необходимости приспособления рабочих мест в учебных аудиториях, студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата проявляют наиболее высокую готовность к самоактуализации. Это объясняется их длительным опытом мобилизации волевых усилий на преодоление жизненных трудностей и высокой верой в людей и свои возможности. Такого же уровня намерений к самоактуализации достигают слабовидящие студенты, которым постоянно приходится преодолевать трудности в получении печатной информации из-за отсутствия специальных оптических устройств. Более низкая готовность к самоактуализации у слабослышащих студентов в связи с трудностями социальных контактов.
- индивидуальных самостоятельных заданий или поручений вызывает у молодежи с особыми потребностями негативные переживания - тревогу, страх, неуверенность в себе, возмущение, что вызвано низким уровнем саморегуляции поведения. Студентам трудно выполнять самостоятельную работу не только из-за наличия у них функциональных нарушений здоровья, но и из-за низкого уровня их социальной активности. Этим студентам трудно обратиться за помощью к одногруппникам из-за страха оказаться беспомощными и непонятыми. Все это обуславливает низкий уровень стремления к самоактуализации, самореализации и самоутверждению.
- студенты, обучающиеся со студентами с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образовательного пространства, имеют повышенную эмоциональность, у них частые случаи нестабильности поведения и недостаточной требовательности к себе и собственному поведению. Установлен значительный коммуникативный потенциал (инициатива в контактах, способность к установлению толерантных отношений). В значительной степени выражены проявления требовательности к себе и к собственному поведению. Вместе с тем, недостаточной является способность решать конфликты и проблемные ситуации, что частично можно объяснить нестабильностью эмоциональных реакций преимущественно студентов с отсутствием опыта общения с людьми, которые имеют проблемы со здоровьем.
Проблемное поле социальной работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства:
- недостаточный уровень внедрения инклюзии в современных вузах, несовершенство педагогических технологий;
- слабое использование широких возможностей вузов для обеспечения преемственности, последовательности и непрерывности образовательного и реабилитационного процессов;
- отсутствие у ряда преподавателей интереса к инклюзивному обучению, скептическое отношение к совместному обучению молодежи с особыми потребностями со здоровыми студентами, отсутствие мотивов к повышению информированности относительно инклюзивного обучения;
- отсутствие у студентов системных знаний о сущности инклюзивного образования, нечеткая очерченность перспектив учебной деятельности, недостаточный уровень готовности к преодолению социально-психологических барьеров на пути получения высшего образования и социализации.
- педагогических технологий социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями в вузах
- разработка педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями в высшем учебном заведении дает возможность научно обоснованно и целесообразно с точки зрения педагогической практики осуществить внедрение разработанных технологий в реальный образовательный процесс вуза.
Опираясь на традиционные взгляды относительно важнейших этапов педагогического процесса, определяется подготовительный и основной этап реализации педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями в вузе.
Первый - подготовительный - этап направлен на подготовку субъектов педагогического процесса для реализации обоснованных педагогических технологий, разработки и обогащения необходимого методического обеспечения. А также на работу со студентами, имеющими нормальное развитие, по формированию толерантности, и на подготовку студентов с инвалидностью к интеграции в образовательное пространство вуза, содействие их адаптации в данном пространстве.
Субъектами социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями выступают как преподаватели, работающие с этой категорией студентов, так и кураторы академических групп, представители ректората и деканатов, социальные службы и общественные организации учебного заведения, специально созданные структуры. Поэтому на подготовительном этапе актуальным является формирование инклюзивной компетентности всего научно-преподавательского коллектива с учетом специфики профессиональной деятельности каждого из его членов.
Центр социальной инклюзии играет ведущую роль в организации и координации процесса формирования инклюзивной компетентности субъектов социальной работы. Кроме того, для организации социально-педагогической работы преподавателей со студентами с ограниченными возможностями создан ресурсный научно-методический центр социально-педагогического сопровождения инклюзивного и интегрированного образования, в котором работают преподаватели-консультанты.
Во время реализации подготовительного этапа внедрения педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями в вузах сотрудниками Центра социальной инклюзии реализовывается стратегия использования сильных сторон.
В ходе внедрения педагогических технологий на подготовительном этапе периодически происходят рабочие встречи педагогов, студентов с особыми потребностями и их родителей для обсуждения новых государственных нормативных документов по внедрению инклюзии в вузах, внесения корректив в Положение о специальных подразделениях и другие внутренние образовательные документы вуза.
Кроме того, на указанном этапе реализации педагогических технологий социальной работы с указанной категорией студентов в движении реализации стратегии избавления от недостатков и предотвращения угроз происходят заседания педагогических мастерских для повышения квалификации педагогических работников и будущих специалистов для привлечения их к участию в социально-профессиональном партнерстве в инклюзивном образовательном пространстве. Проводятся научно-методические семинары для педагогов и студентов по разработке и внедрению дидактической модели формирования инклюзивной готовности и инклюзивной компетентности педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.
На этом же этапе реализации педагогических технологий социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями постоянно проводится консультативная работа с преподавателями интегрированных групп в виде методических семинаров, бесед и круглых столов. Эти меры ежегодно проводятся с заведующими кафедр институтов и факультетов по следующим направлениям:
- обеспечение интеграции студенческой молодежи с особыми потребностями в образовательное пространство;
- создание безбарьерной архитектурной среды;
- включение студентов в инклюзивное пространство;
- обеспечение равных прав и возможностей людям с особыми потребностями;
- влияние существующих моделей «инвалидности» на формирование социальной политики.
На этом этапе уместным является создание некоторых вспомогательных структур для содействия внедрению педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями в университете. Так, для реализации разработанных технологий создан Центр социальной инклюзии, который координирует весь процесс организации социальной работы со студентами с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образовательного пространства вуза. Преподавателями кафедр разрабатываются индивидуальные программы социально-педагогической и учебной работы со студентами с инвалидностью и организовывается их обучение по индивидуальному графику.
В контексте внедрения разработанных педагогических технологий социальной работы со студентами с особыми потребностями в вузе эффективно ведется работа с научно-преподавательским составом и кураторами академических групп:
- подготовка к осуществлению командной социально-педагогической работы по сопровождению студентов с особыми потребностями в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
- подготовка научно-преподавательского состава и кураторов к работе по содействию включения студентов с особыми потребностями в студенческие коллективы, развития их коммуникативных способностей, формирования способности к самореализации;
- подготовка к организации совместной социально-педагогической деятельности научно-преподавательского состава и кураторов по развитию толерантного отношения к студентам с особыми потребностями со стороны сверстников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)