Студенты с инвалидностью как объект социально-педагогической деятельности
Основными составляющими социально-педагогической деятельности как одного из видов человеческой деятельности является ее объект, субъект, цель, задачи, принципы, содержание, средства.
Считать студентов с инвалидностью объектом социально-педагогической деятельности позволяют такие обобщенные проблемы этой социальной группы, как:
- отсутствие субъектного поведения, пассивность в общественной работе, безынициативность в обучении;
- недостаточность жизненного опыта, безответственное отношение к собственной жизни, профессии, отсутствие стремления к получению новых знаний, профессиональной и творческой самореализации;
- безразличное отношение к здоровью, неуверенность в собственных силах;
- ограниченность источников получения нового социального опыта из-за отсутствия широкого круга социальных связей;
- дезориентация в социальных ценностях;
- нетолерантное и потребительское отношение к окружающим;
- несамостоятельность студента, обусловленная гиперопекой семьи;
- тревожность, конфликтность;
- установка на пассивное существование.
У студентов с особыми потребностями еще до поступления в вуз выражены нарушения качества жизни, связанные с дополнительным негативным влиянием на жизнедеятельность пространственного, информационного, эмоционального и коммуникативных барьеров, которые деформируют личность человека, затрудняют социальные контакты и приводят к эмоциональной защитной самоизоляции.
- за формирование студенческого коллектива возлагается на куратора, и, в условиях интегрированного обучения имеет определенные особенности и сложности.
- должен учитывать особенности развития студентов с инвалидностью, нозологии их заболеваний, определять перспективы развития коллектива и пути компенсации дефекта студента групповым взаимодействием. Контроль, который должен осуществлять куратор, происходит не только на аудиторных занятиях, но и во время внеаудиторной деятельности, что играет особенно большое значение в процессе развития социальной компетентности студентов с особыми потребностями.
В обязанности преподавателей входит повышение квалификации в вопросах воспитательной работы с интегрированной студенческой группой; работа со студентами по развитию социальной компетентности на аудиторных занятиях при изучении специальных дисциплин. Психолог осуществляет психологическое сопровождение лиц с особыми потребностями в учебно-воспитательном процессе вуза, занимается диагностикой психологического состояния студентов, выявлением имеющихся или латентных личностных проблем молодого человека. Коррекционный педагог проводит повышение квалификации преподавателей по вопросам учебно-воспитательной работы с интегрированной студенческой группой, осуществляет работу со студентами по развитию социальной компетентности на аудиторных занятиях при изучении специальных дисциплин.
Содержание социально-педагогической работы заключается в осуществлении всестороннего социально-воспитательного воздействия на уровень развития социальной компетентности студентов с особыми потребностями - субъектами такой работы, и раскрывается в реализации следующих основных направлений:
- Организация деятельности научно-преподавательского состава и кураторов по развитию социальной компетентности студентов с особыми потребностями. Содержание этого направления требует разработки преподавателями цикла задач по профильным предметам, направленных на развитие социальной компетентности студентов, ведение личного журнала студента с инвалидностью, организацию кураторами такой воспитательной работы, которая обеспечивала бы налаживание взаимодействия между студентами с нормальным развитием и инвалидностью.
- Работа со студенческой академической группой. Содержание второго направления включает в себя проведение работы по развитию толерантности среди студентов с нормальным уровнем здоровья и привлечение их к совместной работе со студентами с особыми потребностями.
- Работа со студентами с особыми потребностями. Это направление предусматривает организацию работы по развитию социальной компетентности, налаживание взаимодействия со студентами с нормальным развитием, привлечение к активной волонтерской работе.
- Работа с родителями студентов с особыми потребностями. Семья является важнейшим центром формирования и развития у человека ведущих компетенций. Формируя у родителей субъектную позицию в воспитании их детей, мы обеспечиваем дополнительное организованное воздействие на личность.
Основными составляющими социально-педагогической деятельности, как одного из видов человеческой деятельности, является:
- ее объект (студент с особыми потребностями);
- субъект (работники социально-психологической службы вуза, преподаватели, кураторы, тьюторы и др.);
- цель:
- развитие социальности молодежи в открытой инклюзивной образовательной среде, которая обеспечивает включение людей с ограниченными возможностями во все звенья педагогического процесса;
- привлечение их на паритетных началах к повседневной жизни и свободному пребыванию в образовательном пространстве;
- задача:
- создание в вузах условий, отвечающих требованиям инклюзивного обучения;
- налаживание взаимодействия между различными субъектами деятельности в помощь студентам с особыми потребностями и их микросреды;
- организация систематической социально-воспитательной работы по развитию товарищеских и дружеских отношений на основе толерантности и взаимопонимания;
- расширение социальных знаний и умений, становление системы гуманистических ценностей инклюзивного общества, обеспечивающих осмысление каждым студентом с особыми потребностями себя членом коллектива учреждения, определение своих позиций в нем, приобретение общественно значимых социальных качеств;
- принципы:
- законность;
- преодоление негативных стереотипов;
- индивидуальный подход;
- конфиденциальность;
- ответственность и т.д.;
- содержание:
- внутренняя деятельность: бытовая реабилитация, преодоление дискриминации, психологическое консультирование; помощь в решении проблем;
- внешняя деятельность: влияние на мнение общественности, поиск деловых партнеров.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)