Система мероприятий и услуг для максимальной реализации возможностей неполноценных студентов
Разработана система мероприятий и услуг для максимальной реализации возможностей неполноценных студентов:
- услуги ассистентов, которые могут читать вслух или записывать необходимое;
- организация работы отдельных небольших групп студентов с нарушениями слуха при поддержке преподавателей;
- применение альтернативных методов студентами с недостатками опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи при необходимости выполнения таких специальных действий, как уход за детьми в детском саду, посещение библиотек, работа в архивах, анкетирование и др.;
- использование специально изготовленных тактильных диаграмм для демонстрации диаграмм и статистических данных студентам с ослабленным зрением;
- изготовление всех учебных материалов в печатном виде и записях на аудиопленку или на специально изготовленную фонографическую книгу для студентов с ослабленным зрением;
- использование альтернативных заданий для проведения контрольных работ и сдачи экзаменов студентами со значительными нарушениями зрения для замены тех, которые не могут быть выполнены по состоянию здоровья;
- возможность сдачи экзамена дома с применением альтернативных методов при тяжелых физических недостатках, в случаях с замедленной речью, чтением, письмом студентов;
- применение индивидуального подхода в случае опозданий с выполнением учебных заданий или невозможности сдачи экзамена в обычном режиме по уважительным причинам с возможностью зачисления в некоторых случаях того или иного курса дисциплины без экзамена.
- применяемых технологий и методов не требуют привлечения значительных дополнительных финансовых и материальных ресурсов и реализуются благодаря рациональной организации труда, активного и целенаправленного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и ответственного отношения коллектива к выполнению поставленных задач. Особого внимания заслуживает опыт организации работы с абитуриентами и студентами младших курсов по вопросам уточнения их особых учебных потребностей, профилактики вторичных нарушений со стороны нервной системы, предупреждения «интеллектуальной безысходности» при отставании в учебе. Ценным является также опыт включения студентов-инвалидов, в том числе с тяжелыми нарушениями функций, к общественно активной жизни.
Реализация на практике основных принципов независимого обучения включает следующие компоненты:
- информирование студентов-инвалидов или их представителей о содержании программы и возможности предоставления образовательных услуг;
- индивидуальное планирование технической помощи и доступа студентов к определенным ресурсам;
- обеспечение доступности обучения, учебных материалов, тестирование;
- обучение и поддержка преподавателей и вспомогательного персонала;
- получение субсидий для обучения и помощи студентам-инвалидам;
- использование новых технологий, особенно технических разработок, которые улучшают или облегчают поддержку и доступ студентов-инвалидов к материалам института.
- помощь в обучении включает предоставление учебных материалов, пересылаемых студентам в виде аудиозаписи учебной программы, письменных заданий, экзаменационных тестов.
С помощью аудиозаписи преподаватели передают студентам свои комментарии и демонстрируют правильные варианты произношения при его нарушении. Среди других видов помощи используют увеличение времени на выполнение задач, передачу большого объема устных или графических материалов через телетайп для слабовидящих студентов.
- обеспечения доступности тестирования используют личные сайты студентов, которые контролируются преподавателями, изменения формата контроля предоставляют возможность записать ответ на аудиопленку, отвечать устно, а не письменно.
- компонентом в реализации независимого обучения является подготовка преподавателей для работы со студентами с особыми потребностями.
Целью технологии образовательного процесса является подготовка конкурентоспособных специалистов, из числа людей, которые имеют ограниченные возможности. К базовым особенностям этой технологии относятся:
- соблюдение образовательных стандартов;
- комплексное реабилитационное воздействие, включая медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную составляющие, которые являются приоритетными и направлены на максимальное восстановление утраченных возможностей.
- -педагогическая адаптация, которая составляет систему педагогических и психологических мероприятий, направлена на облегчение социализации студентов, развитие и коррекцию личности студента с учетом нозологических особенностей, внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья; развитие научного потенциала, использование системы восстановительной работы.
- выпускников с недостатками зрения в средней школе рекомендуется проводить специальную подготовку для обучения в вузе. Эта подготовка заключается в формировании навыков общения с незнакомыми людьми, ориентации в большом незнакомом пространстве, быстрой технике письма не только шрифтом Брайля, но и плоским шрифтом, формировании осознанной необходимости самостоятельного преодоления трудностей и потребности в использовании доступной техники для облегчения обучения будущего студента.
Целесообразно создать центр помощи абитуриентам с недостатками зрения для установления контактов с вузами с целью:
- уменьшения количества отказов в приеме документов, помощи в печати экзаменационных тестов шрифтом Брайля при поступлении в вуз;
- проведения семинаров для старшеклассников с разъяснением их прав и льгот на получение высшего образования, индивидуального консультирования по вопросам выбора вуза;
- обучения старшеклассников коммуникативным навыкам, проведения тренингов по адаптации к новой среде.
Залогом успешной инклюзии студентов в образовательное пространство университета стали:
- максимальная компенсация трудностей восприятия учебного материала студентами с нарушениями сенсорных функций путем специального оборудования учебных аудиторий (активные доски, мультимедийная техника, копировальные приборы, система усиления звука и т.д.);
- обеспечение архитектурной безбарьерности внешней и внутренней среды университета;
- беспрепятственный доступ к фондам библиотеки, перевод учебных материалов в удобный для восприятия альтернативный формат;
- создание подразделений, которые обеспечивают инклюзию студентов в образовательное пространство, социальную адаптацию, реабилитацию, применение специальных технических средств обучения.
- университете разработаны «Организационные мероприятия по вступлению, адаптации и сопровождению обучения студентов с инвалидностью», создан научно-практический центр инклюзивных и реабилитационных технологий, основным назначением которого является квалифицированный отбор абитуриентов по выбранным профессиям, их учет и определение объема реабилитационных услуг. Это подразделение совместно с научным отделом специальных технологий обучения в начале учебного года проводит на каждой кафедре встречи-семинары для преподавателей интегрированных групп с целью планирования обучения студентов с особыми потребностями и внедрения необходимых элементов сопровождения обучения. Кроме этого, научно-практический центр инклюзивных и реабилитационных технологий составляет «Карту потребностей студента в сопровождении обучения» и «Рекомендательное письмо» для преподавателей относительно потребностей студентов в сопровождении обучения. Предусмотрено также оформление «Медицинской карты студента с инвалидностью» с внесением информации о состоянии здоровья студента, группе инвалидности, причинах инвалидности, проведенных лечебных и реабилитационных мероприятиях, рекомендации по физической реабилитации.
Для обеспечения надлежащего темпа и уровня развития дистанционного образования необходима поддержка на государственном уровне внедрения информационно-компьютерных технологий в эту форму обучения как одного из приоритетных направлений развития образования людей с особыми потребностями.
К недостаткам дистанционного обучения относят:
- отсутствие постоянного человеческого общения, эмоциональную сухость и интеллектуальную жесткость процесса обучения;
- отсутствие группового эффекта восприятия материала;
- отсутствие оценки индивидуальных характеристик в процессе контроля знаний с помощью компьютерных программ;
- негативное влияние на формирование профессиональных качеств при использовании только компьютерных программ.
- , что в зарубежной практике работы университетов основными компонентами технологии интегрированного образования выступают:
- информирование абитуриентов об условиях поступления;
- отбор студентов по результатам вступительных экзаменов наравне со здоровыми студентами;
- создание безбарьерных городков со специально приспособленными для инвалидов учебными корпусами;
- адаптация традиционных педагогических практик с потребностями студентов с ограниченными возможностями;
- создание специальных условий в библиотеках;
- оборудование аудиторий микрофонами;
- обеспечение индивидуальными учебными программами и техническими средствами обучения;
- возможность заключения соглашения для оказания консультативной, финансовой, технической, бытовой, медицинской, юридической помощи;
- предоставление услуг уполномоченными по делам студентов с особыми потребностями, службой поддержки студентов с особыми потребностями, национальным бюро для студентов с инвалидностью, отделом по оказанию помощи студентам с особыми потребностями.
- услуги студентам с особыми потребностями включают:
- оказание помощи психологами, медиками, социальными работниками;
- запись учебного материала на кассете или диске;
- помощь в обучении персонального ассистента;
- создание возможности сдачи экзамена дома.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)