Решение индивидуальных проблем путем изучения личности ребенка
- отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что потребность в ней появляется тогда, когда у индивида, личности, группы возникает проблемная ситуация. Педагогическая деятельность имеет нормативно-программный характер, а социально-педагогическая всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем путем изучения личности ребенка и окружающих, поиска средств, которые помогут ребенку решить его проблему.
После ратификации международных соглашений по соблюдению прав и свобод инвалидов важным механизмом развития социально-педагогического обеспечения независимой общественной жизни стал переход от философии снисхождения по этому контингенту в предоставлении им возможности контролировать собственную жизнь. Произошли изменения в системе обучения и воспитания детей и молодежи с особыми потребностями с преимущественным направлением усилий на преодоление дискриминации, соответствующее обустройство учебных помещений, обеспечение техническими средствами обучения, оказание консультативной психологической, медицинской и социальной поддержки.
Цель и основные задачи социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в учебных заведениях в основном сводятся к:
- бытовой реабилитации;
- преодолению дискриминации;
- проведению психологического консультирования относительно личностных проблем;
- решению психолого-педагогических проблем;
- развитию потенциальных творческих возможностей;
- духовному воспитанию, интеллектуальному, эстетическому и физическому развитию, социальной компетентности;
- социальной адаптации среди сверстников;
- психологической реабилитации, оздоровлению, организации отдыха, формированию внутренних ресурсов для преодоления жизненных кризисов;
- интеграции в общество, привлечению к общественно полезной деятельности.
- известно, болезнь вызывает, прежде всего, нарушения в биологической сфере человека, поэтому создает физиологические препятствия для социально-психологического развития личности. У детей с особыми потребностями, в отличие от здоровых сверстников, этапы и процессы первичной социализации затягиваются в связи с тем, что они нуждаются в длительной семейной опеке для усвоения навыков самообслуживания и приспособления к социальной среде. У этих детей гораздо дольше, чем у здоровых, наблюдается социальная, психологическая и материальная зависимость от родителей. Свои планы на будущее они чаще обсуждают с родителями и только потом с друзьями и учителями. Есть много причин, например, связанных с недостатками или ошибочными решениями родителей относительно места учебы ребенка, по которым выпускники с ограниченными возможностями заканчивают школу в возрасте поздней юности. В силу этих обстоятельств молодой человек с особыми потребностями занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, следовательно, является взрослым в биологическом, а не в социальном отношении. Как следствие, большинство молодых людей с особыми потребностями, закончив среднюю школу, не достигают завершения первичной социализации, они обычно находятся на промежуточном этапе между первичной и вторичной социализацией.
- молодежь с особыми потребностями принадлежит к жертвам неблагоприятных условий социализации, эти лица не всегда способны справиться с социальными кризисами, и их дальнейшее развитие может пойти не по восходящей, а наоборот, проявиться регрессом или сопровождаться ресоциализацией, нарушениями психологических характеристик. Проявляется недосягаемость и непосильность быть таким, как того требует общество и ожидает социальная группа. Это порождает разочарование, конфликт с обществом, непосредственным окружением и с собой.
- социализации молодежи с особыми потребностями зависит от большого количества факторов, прежде всего - готовности близких людей, педагогов и других специалистов оказать квалифицированную помощь в преодолении трудностей овладения социальной ролью. Среди них наиболее частыми являются недостаточная информированность человека об этой роли, предоставление ложной информации, или отсутствие возможности попробовать себя в определенной роли.
- процесс и социально-педагогическая работа быстрее способствуют превращению молодого человека с особыми потребностями в социально активную личность, способную самостоятельно планировать свое социальное поведение в соответствии с индивидуальными потребностями и функциональными возможностями организма.
- мероприятия социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в учебных заведениях сводятся к:
- налаживанию взаимодействия учреждений массового и специального образования с предоставлением ведущего значения концепции «культурного плюрализма», формированию внутренних ресурсов для преодоления жизненных кризисов путем духовного воспитания, интеллектуального, эстетического и физического развития и приобретения социальной компетентности, опираясь на партнёрские отношения;
- ориентации на использование технологий психолого-педагогической поддержки детей и молодежи с особыми потребностями с привлечением родителей, общественных организаций и фондов;
- формированию индивидуальности и социализации молодежи с особыми потребностями с привлечением близких людей.
- компонентов социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями ученые выделяют:
- Психологическое сопровождение:
- определение психологической готовности к обучению, профилактику дезадаптации;
- тематические беседы, учебные занятия, тренинги, психологическая помощь в кризисных ситуациях;
- помощь психолога, социального педагога, индивидуальные психологические консультации по проблемам профессионального выбора;
- групповую психокоррекционную работу.
- Организацию взаимодействия учреждений массового и специального образования, инновационные содержательные технологии социальной адаптации, подготовка к самостоятельной жизни.
- Применение реабилитации, восстановительного лечения и оздоровления.
- Формирование индивидуальности, ее социализации с учетом возможностей и индивидуальных потребностей. А эффективность социальной работы оценивают по результатам всестороннего развития, саморазвития и самореализации личности в интересах общества и самой личности, что проявляется в способности к интеграции в общество полноценным членом и в сложившемся уровне социализации в определенный отрезок времени.
С конца 1960-х гг. в развитых странах под влиянием общественности и проведенных научных исследований началось внедрение политики «деинституализации», что означало начало борьбы с дискриминацией инвалидов. Вместо пребывания в «институтах» (колониях, интернатах, детских домах, психиатрических больницах), у инвалидов появилась реальная возможность жить, не покидая дома, и получать различные медицинские и социальные услуги в диспансерах, групповых малокомплектных помещениях. Система образования, которая возникла после закрытия учреждений интернатного типа или превращение их из главного звена во вспомогательное, характеризовалась гибкостью и высокой специализацией. Потребители этих услуг и их семьи получили возможность влиять на нее и менять ее в желаемом направлении.
Реформирование специального образования США, Канады, скандинавских стран в 70-х годах привело к появлению понятия «нормализация», что определило политику относительно образования детей с особенностями развития. В теории «нормализации» на эмпирическом материале было убедительно обосновано, что пребывание в учреждениях закрытого типа не желательно для людей с любой патологией. Почти все лица, даже с устойчивыми физическими недостатками, могут и должны иметь полноценную общественную жизнь, получая необходимую индивидуальную поддержку.
Интересен опыт работы со студентами с особыми потребностями в Открытом университете Великобритании. Обеспечивается доступность и возможность обучения в университете всех желающих, независимо от степени тяжести пороков здоровья. Лицам, которые готовятся поступать в университет, направляются информационные бюллетени с освещением условий обучения инвалидов, их посещают дома для подтверждения намерения сотрудничества с университетом. После поступления в университет определяются студенты, обучающиеся с целью продвижения по службе или смены места работы, и предоставляется им исчерпывающая информация и советы специалистов для эффективного совмещения полученных знаний в университете с самостоятельной профессиональной деятельностью.
С целью преодоления страхов, формируется чувство неполноценности, в период прохождения сложного психологического периода – привыкания абитуриентов и студентов к новому образу жизни в университете, осуществляется психологическая помощь в стимулировании самоуверенности и успешности.
Для развития навыков обучения у первокурсников с особыми потребностями разработана система эффективного обучения, которая включает:
- выбор и применение необходимого оборудования (персональный слуховой аппарат, система визуальных коммуникаций при нарушениях слуха или диктофон при ослаблении зрения);
- персональное консультирование;
- доступ к информации через звуко- и аудиозаписи лекций, тактильные иллюстрации;
- систематизацию и восстановление информации;
- методические разработки для учебной работы и экзаменов.
- предупреждения развития интеллектуальной бесперспективности, связанной с несоответствием школьной программы, прерванным обучением или неправильно выбранным учебным курсом, применяют объяснения к выбору курса. Так, студентам с недостатками слуха предлагают работать преимущественно с текстом, а слабовидящим - использовать аудиоматериалы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)